2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
Для того, чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно через СМИ. Здесь вводится термин «Ага-переживание».
Ага–переживание — термин, обозначающий приятный, чувственный тон, возникающий в результате успешного завершения ряда продолжительных попыток решить проблему по установлению связи между предметами. Этот феномен первоначально был описан в 1908 г. К. Бюлером.
«Ага-переживание» доставляет человеку подлинное счастье, а поэтому выступает мотиватором деятельности. Оно – основа решения всех жизненных задач. Давайте разберемся, как это происходит.
Мозг человека - замечательный вычислитель. Наверное, как вычислитель он в какой-то мере сродни компьютеру, но только не современному, еще только делающему свои первые шаги, а тому, который может быть появится через сто - двести лет. И поэтому простые вычислительные задачи он решает с блеском. Однако в процессе решения задач наблюдаются хорошо знакомые вам эффекты последействия фигуры и фона.
Если испытуемый решает набор стандартных арифметических задач по одной и той же формуле, то эта формула начинает вести себя как фигура - переход к другой формуле решения оказывается весьма затруднительным. Например, испытуемым дается задача: отмерить Х литров с помощью трех сосудов емкостью a, b, c. Конкретно задача звучит так: "Имеется три сосуда емкостью 21, 127 и 3 л. Как с их помощью отмерить 100 л воды?". Арифметическое решение просто: надо залить водой сосуд в 127 л, отлить из него вначале 21 л и затем дважды по 3 л. Первые пять заданий подобраны так, что все они решаются таким же способом, т.е. по формуле Х = b - а - 2с. Шестое - другим.
Если в качестве шестой задачи давалась такая: "Даны сосуды емкостью 3, 64 и 29 л. Как отмерить объем в 3 л?", то все равно от 50 до 85% испытуемых в разных группах предложили наполнить сосуд в 64 л, два раза вычерпать из него по 29 л и один раз 3 (!) л, после чего в нем останется как раз требуемые 3 л. Таким образом, однажды найденный способ решения действительно выступает как фигура, которая имеет тенденцию к последействию. Аналогичный эффект последействия наблюдается при решении других вычислительных, логических и лингвистических задач. Например, испытуемый решает стандартную задачу для тестов на интеллект: определить, какое из четырех предъявленных слов не имеет отношения к трем другим. Тонкость эксперимента состояла в том, что задача имела два равномерных решения. Например, предъявляются слова "прибавить", "вычесть", "увеличить", "расти". Какое лишнее? Решение зависит от порядка предъявления слов "вычесть" и "расти". Если первым идет "вычесть", то именно оно обладает последействием, воспринимаясь как представитель класса арифметических операций, коему как раз соответствуют слова "прибавить" и "увеличить". Поэтому как лишнее, не относящееся к этому классу отбрасывается слово "расти". Если же впереди идет слово "расти", то уже оно задает последействие и в результате отбрасывается "вычесть" как не относящееся к классу глаголов, обозначающих рост.
Эффект предварительного неосознанного решения задачи был обнаружен в исследованиях Я.А. Пономарева. Испытуемые решали задачу: соединить четыре точки (вершины квадрата) тремя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.
Задача сложна тем, что при ее решении испытуемые исходят из пресуппозиции: нельзя выходить за пределы нарисованных точек. Никто из испытуемых с этой задачей не справился.
Психологи говорят: в процессе решения сложной задачи происходит переструктурирование ситуации, находится новое видение проблемной ситуации. Нахождение нового понимания происходит внезапно для сознания и сопровождается характерным эмоциональным переживанием типа: "Ага! Вот в чем дело!" Такое переживание и называют ага-переживанием, а сам процесс переструктурирования инсайтом. Момент нахождения решения обычно совершенно неожидан для самого решающего. Исследователи творческого мышления выделяют в процессе решения творческой задачи фазу инкубации – необходимость перерыва в деятельности после длительных безуспешных попыток решения сложной задачи. Именно потому перед кульминацией следует ретардация (как в детективе). Человек узнает, что решение в неосознанном виде найдено. Об этом сознание получает эмоциональный сигнал. Познавательная деятельность и эмоции тесно связаны друг с другом. Было обнаружено, что состояние эмоциональной активизации, выявляемое таким физиологическим показателем, как изменение кожного сопротивления, всегда на несколько секунд предшествует называнию решающего хода. То есть за несколько секунд до прояснения ситуации эффект воздействия максимальный. Внимание – предельное
И в СМИ эффект АГА-переживания используется прагматически. Например, реклама включается за несколько секунд до развязки, когда аудитория способна предугадать финал. Еще один эффект АГА-переживания: ощущение истинности придает информации сопровождающий ее материал с места события, даже если он не слишком связан с текстом.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Объясните сущность теории воронки.
Назовите компоненты творческого стиля мышления
Чем характеризуется стадия познавательной деятельности журналиста? Стадия создания текста?
Почему журналистику порой называют «суррогатом творчества»?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Сравните различные подходы к определению творчества и предложите собственное определение творчества
Подготовьте публикацию на основе одного из известных вам типов воображения
Апробируйте один из известных вам методов активизации творческого процесса при подготовке журналистского материала. Какие особенности, ограничения журналистской профессии вы заметили?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Концепции творчества в отечественной философии и науке.
Теории творчества в западной философии и науке.
Воображение в журналистском творчестве.
Воображение в прогностических материалах.
ЛИТЕРАТУРА:
Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
Аграновский В.А. Вторая древнейшая. М., 2000.
Арнаудов М. Психология литературного творчества М., 1970.
Ашхаруа-Чолокуа А.А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия // Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979.
Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993.
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976.
Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М.: Мысль, 1985.
Вачков И.В. Метафорический тренинг. М., 2005
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Репринт, 1992.
Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. Вып. № 1-4. СПб., 2001
Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.
Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб., 2006
Грановская Р.М., Крижанская К.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
Грегг М. Тайный мир рисунка. СПб., 2003
Грецов А.Г. Креативный тренинг. М., СПб: Питер, 2007
Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития креативности. СПб., 2006
Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1928.
Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.,1997
Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб., 1999
Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005.
Кармин А.С., Хайлин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1971.
Кинг Л. Тесты на креативность. СПб., 2005
Кипнис М. Тренинг креативности. М., 2004
Клег Б., Бич П. Интенсивный курс по развитию творческого мышления М., 2004
Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л., 1960.
Кохонен Т. Ассоциативная память. М., 1980.
Леонтьев А.Н.Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1979
Лук А.Н. Психология творчества М., 1978
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999
Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969.
Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология М., 2004
Николаенко Н.Н.Психология творчества СПб., 2005
Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Ек., 2000.
Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Ек., 1996.
Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., 2001.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: изд-во МГУ, 2002.
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. Ред. Я.А.Пономарев. М., 1990.
Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск, 1999.
Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. М., 1985
Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб, 1995.
Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2006
Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986.
Цейтлин А.Г. Труд писателя. М., 1962.
Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы