4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г.Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы журналистской профессии делают ее едва ли на самой драматической»132. К этим парадоксам исследователь относит, между прочим, и те, что лежат в плоскости психологии и, несомненно, формируют общие психологические качества представителей журналистского цеха:
1. Парадокс между стремлением запечатлеть вечное, непреходящее и одновременно актуальное, сиюминутное. Журналист умирает в каждом своем произведении вместе с ним. Вряд ли простой обыватель сможет назвать хотя бы одного журналиста XIX века, если он не журналист или студент журфака;
2. Парадокс, связанный с тем, что журналист реализует огромное число ролей (от проповедника до шоумена) и при этом ни в одной из ролей не реализуется целиком. Журналист в этом смысле следует за потребностями аудитории: сегодня ей нужно, чтобы он был патетически настроен, а завтра – чтобы был лиричен. Сегодня нужна информация, а завтра – развлечение;
3. Парадокс между стремлением к независимости, свободе слова и реальной зависимостью от аудитории, владельцев, учредителей, властей и т.д.;
4. Парадокс между индивидуализмом творческого процесса и коллективным характером журналистской деятельности;
8. Конфликт между интравертностью творческой личности и экстравертностью публичной профессии;
9. Конфликт между потребностью в отдыхе после напряженной работы, требующей больших энергетических затрат, и инерционной напряженностью мозга, который не может расслабиться и продолжает обдумывать задачу;
10. Необходимость заниматься видами деятельности, которые вызывают отторжение.
В.Ф.Олешко133 дополняет этот перечень еще и проблемой отсутствия перспективы творческого роста. Между тем, именно ради творческой самореализации многие выбирают журналистскую профессию.
В результате можно сказать, что только личность с определенными качествами может оптимально справиться с этими парадоксами. И прежде всего здесь уместно говорить о личности самоактуализирующейся – то есть постоянно стремящейся к росту, развитию, самосовершенствованию. В результате исследований А.Маслоу выявил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:
1. Более эффективное восприятие реальности;
2. Приятие себя, других и природы такими, какие они есть;
3. Непосредственность, естественность;
4. Центрированность на проблеме (а не на личности);
5. Независимость: потребность в уединении;
6. Автономия: независимость от культуры и окружения;
7. Свежесть восприятия;
8. Вершинные или мистические переживания (моменты сильного волнения или высокого напряжения);
9. Общественный интерес;
10. Глубокие межличностные отношения;
11. Демократичный характер (отсутствие предубеждений);
12. Разграничение средств и целей;
13. Философское чувство юмора (доброжелательный юмор);
14. Креативность;
15. Сопротивление окультуриванию (находится в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее).
Такие характеристики, безусловно, отражают особенности любой гармонично развитой творческой личности. Но их выраженность, их сочетание сугубо индивидуальны, и нехватка одной из характеристик отчасти может быть компенсировано избытком другой. Как правило, эта компенсация происходит в сфере деятельности, и чаще – деятельности профессиональной. Так, в работе журналиста многое компенсируется явно выраженными способностями в широком их понимании. Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие:
Легкость генерирования идей – предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на оригинальные и нестандартные решения;
Способность к переносу – предполагает умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от того, который можно перенести на другие области. Это качество необходимо при поиске аналогий и сравнений;
Способность к «сцеплению» понятий – означает умение быстро связывать новые сведения с имеющимся багажом человека. Эта способность помогает углубленному пониманию того или иного описываемого журналистом явления или открывает новые грани этого явления;
Способность к свертыванию – обозначает предрасположенность к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов. В журналистской практике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий;
Способность к сближению понятий – предполагает легкость их ассоциирования. Наличие в тексте богатых ассоциативных связей – один из признаков авторской одаренности.
Использование механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец. Быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач. В первую очередь большое значение здесь приобретают литературные способности.
В институте творческих проблем в Калифорнии проводилось изучение творческих личностей на больших группах выдающихся архитекторов, известных писателей. Ф.Барон на основе исследования 56 писателей-профессионалов, из которых 30 широко известны и в высокой степени оригинальны в своем творчестве, выделил тринадцать признаков способностей к литературному творчеству: высокий уровень интеллекта, склонность к интеллектуальным и познавательным темам, красноречие и умение ясно выражать свои мысли, продуктивность, склонность к философским проблемам, стремление к самовыражению, широкий круг интересов, оригинальность ассоциирования мыслей, неординарный процесс мышления, интересная и привлекающая внимание личность, честность, откровенность, искренность в общении, соответствие поведения этическим нормам.
Другой исследователь – А.В.Ковалев – выделяет опорное свойство творческих способностей – огромную впечатлительность. Она проявляется в отзывчивости на сигналы людей и в эстетическом чувстве.
Известный представитель социально-когнитивного направления теории личности А.Бандура отмечал особое значение самоэффективности в профессиональной адаптации личности – то есть умения осознавать свои способности, выстраивать свое поведение в каждой конкретной ситуации исходя из специфической задачи, стоящей перед человеком. Чем выше самоэффективность – тем больше шансов на успех в профессиональной сфере. По мнению А.Бандуры, самоэффективность приобретается одним или несколькими из четырех путей:
способность выстроить поведение. Когда на основе прошлого опыта успехов и неудач человек определяет, как достичь желаемого результата. Причем, позитивный опыт рождает высокие ожидания. К примеру, журналист, который пасует перед темой или сроками выполнения задания, скорее всего, уже имел негативный опыт в этой сфере. Он может отказаться от темы, сказать, что ему это не дано, а может найти адекватный стимул и выполнить задание. Таким стимулом может стать любой из следующих источников приобретения самоэффективности;
Косвенный опыт. Наблюдение за работой других людей может показать журналисту, что тема, формат или нечто иное не дают шансов на успех, на профессиональный рост и самореализацию. Он может засомневаться даже в том, что до сих пор с успехом делал. И, напротив, позитивный пример моет стимулировать более эффективную работу;
Вербальное убеждение. Журналиста могут убедить в том, что трудности ему по плечу, стоит только сконцентрироваться. Конечно, вербальное убеждение эффективно только в рамках реальных возможностей, но часто мы прибегаем именно к нему, когда занимаемся самоувещеваниями. Наиболее же эффективно вербальное убеждение в случае. Когда оно исходит от лица авторитетного, наделенного высоким статусом;
Эмоциональный подъем. Может послужить активизации позитивных личностных качеств (так, например, В.Познер не раз рассказывал о том, что всякий раз перед съемками волнуется настолько, что испытывает чувство тошноты. Причем, если этого нет, передача проходит вяло и неинтересно). Но при значительном эмоциональном возбуждении эффективность деятельности снижается и может препятствовать деятельности человека.
Умение подключать как можно более разнообразные механизмы самоэффективности позволяет журналистам выдерживать серьезные профессиональные нагрузки, реализоваться в творчестве, но не ограничивает всего своеобразия его личности. Для того чтобы, по выражению К.Роджерса, стать полноценно функционирующим человеком, журналист должен обладать еще и следующими качествами:
Открытость переживанию. То есть способность максимально прислушиваться к себе, осознавать самые глубокие мысли и чувства, не подавлять их, а преодолевать негативные. К примеру, открыто переживающий человек может в беседе и интервьюируемым почувствовать смертельную скуку и пожелать «уколоть» говорящего. При этом он сразу поймет источник своего недовольства говорящим и найдет силы сдержаться, поскольку в этой выходке не будет здравого смысла. Такой человек достаточно рассудителен в любой момент времени. Чувства четко осознаются, но не управляют им. Он открыт для всех возможностей, потому что в состоянии оценить их «незатуманенным взором»;
Экзестенциальный образ жизни. То есть стремление жить полно и насыщенно в каждый момент существования, получать удовольствие от всего, что делаешь, стремление делать что-то уникальное. Можно сказать, что этот человек делает то, что хочет. В силу этого он обычно гибок, адаптивен, непосредственен, способен найти интересные возможности даже в том, от чего все отказываются;
Организмическое доверие. Человеком руководит скорее уверенность «я поступаю так, как должен, я поступаю правильно», а не мнение других людей, социальные нормы, приказы, стереотипы и распоряжения. Основой для выбора поведения становится внутреннее ощущение;
Эмпирическая свобода. Человек может жить так, как хочет, без запретов и ограничений в рамках объективных возможностей. Эмпирическая свобода – это внутреннее чувство безусловной ответственности за каждый свой поступок: «Я живу так, как считаю нужным, а потому только я отвечаю за последствия». Как правило, в этом случае человек имеет множество возможностей выбора и ощущает себя свободным делать все, что хочет делать;
Креативность. То есть стремление жить конструктивно, созидательно в своей культуре, удовлетворяя самые глубокие свои потребности. Такой человек гибко приспосабливается к изменяющимся условиям окружения, но не является конформистом. Он – член общества, но не его пленник. Он находится в потоке жизни, но плывет в своем направлении.
Подобный подход к организации собственной жизни может скорректировать многие негативные параметры журналистской деятельности. Вместе с тем, обозначенные Маслоу, Бандурой и Роджерсом качества нельзя абсолютизировать. Их гиперболизация, неумеренное акцентирование одной из черт характера, одной из сфер самоактуализации нередко рождают поверхностные разговоры о сходстве в личностных качествах творческой личности и человека с психическими отклонениями. Наиболее ярко эти сходства отразились в жизни и творчестве представителей высокого искусства. Однако и для творчески одаренных журналистов такие параллели иногда проводятся. Сами журналисты внутри корпоративного сообщества с особым уважением относятся к людям нестандартным, неординарным, «со странностями», а начинающие журналисты нередко стремятся к искусственному подражанию, культивированию этих странностей в целях самоутверждения. И потому обойти стороной этот вопрос, при всей его кажущейся несущественности, мы не в праве.
Прежде всего, можно сказать, что нарушения психики и развитость творческих способностей не обязательно совпадают. Известно сколько угодно примеров, когда невероятно талантливые журналисты одновременно являлись людьми с «отклонениями в пределах нормы». А таковыми являемся мы все, ибо пока еще в истории психологии не отмечен случай абсолютно здорового человека, не подвергавшегося никаким психологическим проблемам.
Вместе с тем, трудно не заметить, что все параметры профессиональной деятельности журналиста, ее сложности, требования, предъявляемые к представителю этой профессии, могут загнать человека в угол и сформировать некоторые психологические проблемы. Возможен и другой вариант, когда действительно человек, имеющий отклонения в области психики, может продуцировать гениальные произведения и проявлять себя как выдающийся талант. Так, Чезаре Ломброзо, изучавший соотношение творчества и психического расстройства, в книге «Гений и помешательство» отмечал, что среди творчески одаренных людей часто встречаются люди, страдающие манией преследования и манией величия, меланхолией134. Он собрал массу фактов о подергивании рук, икр, плеча, лицевых мускулов у великих творцов, о странностях характеров, об отклоняющемся поведении, об аномалиях в строении черепа и тела, об отклонении в сексуальной сфере. Занимаясь лечением душевнобольных, Ломброзо не мог не обратить внимание на их предрасположенность к творчеству и на оригинальность их произведений. Француз Рибо назвал книгу Ломброзо ложной и подозрительной, но при этом сам писал о том, что «у большинства гениальных людей встречается столько странностей, эксцентричности и физических расстройств всякого рода, что патологическая теория имеет большую вероятность»135. Он заметил, что нет ни одной формы изобретения, которая не имела бы аналогии среди форм душевного расстройства, а также утверждал, что между воображением и галлюцинацией есть различие только в термине. Другой ученый - Френсис Гальтон, - полагал, что гениальность – это отклонение от нормы, как безумие, только в другую сторону136. По мнению Ланге Эйхенбаума, девять десятых всех гениев ненормальные. Американский психолог Дж. Карлсон отмечал, что в общей массе риск психического заболевания составляет 5%. У гениев он значительно выше137. Подобных наблюдений множество. Однако сегодня есть уже и немало наблюдений, опровергающих прямую связь между гениальностью и душевным расстройством138. Тем не менее, любой, даже не гениальный, а просто творчески одаренный человек, активно работавший в медийной сфере и испытывавший ее напряжение, согласится с тем, что психика подвергается здесь немалому испытанию. Не случайно Отто Ранк рассуждал в свое время о том, что отношение к творческой профессии стимулирует развитие невроза: «Болезнь ухудшает социальное положение невротика. Положение художника существенно иное»139. Действительно, социальное одобрение некоторых отклонений в творческом коллективе порой может загнать человека в тупик и стимулировать его деградацию. Иногда же оно становится своего рода отдушиной и единственно возможной формой существования личности, реализующейся в творчестве. И в первую очередь от человека и его окружения зависит, будет ли личностное своеобразие журналиста губительным для него или позволит личности раскрыться.
Интегральная индивидуальность любой личности включает следующие иерархические уровни140:
1. Система индивидуальных свойств организма (биохимических – наследственно детерминированных, общесоматических – физиологических свойств организма, нейродинамических – свойств нервной системы);
2. Система индивидуальных психических свойств;
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств (социальных ролей в коллективе, социальных ролей в социально-исторических общностях).
К первой группе свойств относят, прежде всего, биологические свойства личности. Например, возраст. Традиционно считается, что журналистика - удел молодых. И считается вполне справедливо. Однако имеется в виду не «паспортный», а биологический возраст. Каждый из нас имеет внутри себя встроенные «биологические часы», которые никогда не ошибаются. В зависимости от того, как обстоят у вас дела со здоровьем, насколько вы развиты в интеллектуальном и духовном смысле, насколько активны, самостоятельны, в зависимости от всего этого ваш биологический возраст может меняться. Журналисты - в основе своей творческие люди, а творческим людям свойственно такое качество, как инфантилизм. Поэтому журналисты, как правило, склонны и в более зрелом возрасте вести себя в соответствии со своими инфантильными побуждениями. И все же определенные возрастные ограничения существуют. С возрастом журналисту все труднее справляться с напряженным ритмом жизни, с постоянными нервными перегрузками, поэтому выбираются либо спокойные формы творческой работы («пассивные жанры»), либо работа по «непрямому руководству». Как показывает практика, в телередакциях в общем работают более молодые люди. В прессе и на радио - постарше. Самый молодой коллектив - в интернет-СМИ. Это объясняется тем, что приходится работать в бешеном ритме по 12 и более часов в сутки без перерыва.
Большое значение имеют генетически обусловленные свойства - гибкость психики (способность становиться то совой, то жаворонком, то веселым, то спокойным), темперамент, ннтроверсия-экстраверсия, оптимизм-пессимизм, способность к эмпатии.
Во второй группе исследователи отмечают доминирование сангвинического темперамента у представителей профессии, высокую степень психологической адаптивности, повышенную впечатлительность, способность к эмпатии, быструю переключаемость и даже харизматизм.
В характеристике третьей группы свойств по отношению к журналистской профессии нередко используется понятие «творческая личность» - то есть по определению В.Ф.Олешко, личность, для которой творчество становится важнейшим регулятивом, смысложизненной ценностью, способом мироовладения и моровосприятия. Эта творческая личность обладает определенным набором качеств, которые по всей вероятности и помогает журналисту не просто справляться с профессиональными трудностями, но и получать огромное удовольствие от профессии.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы