3.3.1. Формирование установки и информационное давление
Прежде всего, психологи выяснили, что любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам99. О значении установки при восприятии СМИ мы говорили раньше. Но что происходит в случае, когда сообщение СМИ воспринято? Оно ведь тоже формирует свою установку.
Функционирование установки связано с такой категорией как доминанта – устойчивый очаг повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга, когда за счет повторов, например, формируется устойчивая реакция на те или иные внешние раздражители. Например, постоянные повторы информации о том, что потребление копченой рыбы негативно влияет на здоровье, сопровождающееся красноречивым изображением, может сформировать доминанту отторжения этого продукта.
Доминантный очаг обладает свойствами, которые нередко эксплуатируются в журналистике. Это устойчивость во времени, способность с одной стороны как бы притягивать внешние раздражители, а с другой стороны подпитываться ими, господство одной доминанты в конкретный интервал времени, способность человека осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.
Существуют способы коррекции нежелательных доминант. Это может быть сделано за счет сублимированной деятельности, доведения необходимых действия до автоматизма или грубого запрета на их осуществление. Но наиболее эффективная техника – торможение прежней доминанты новой. Новые доминанты могут быть выработаны с помощью информационного, эмоционального и физиологического воздействия. Считается, что первое – самое слабое, поэтому СМИ зачастую используют сочетание первых двух.
По истечении некоторого времени доминанта убывает, оставляя стереотипы восприятия, мышления и, следовательно, поведения. К основным свойствам стереотипа относят способность влиять на принятие решений нередко вопреки логике (40% американцев, отвергавших копченую рыбу, никогда ее не пробовали). Стереотипы человека можно определить по устойчивым оценкам и темам разговоров, в результате опроса и интервьюирования, используя прием неоконченного предложения, с помощью метода ассоциаций. В результате на основе знания стереотипов можно установить скрытое воздействие, разработать информационную стратегию или концепцию политической кампании. Понятно, что информационное пространство, программируемое СМИ, буквально напичкано такими стереотипами.
Связано с предыдущим эффектом, но использует самые разнообразные тактики информационное давление через СМИ:
1. Человека «приучают» к потреблению определенных ежедневных порций информации независимо от ее содержания. Без доступа к массовой информации человек начинает ощущать дискомфорт (информационный голод);
2. Формируют привычку к некритическому принятию информации, к автоматическому доверию СМИ;
3. Вынуждают реагировать на информацию чрезмерно эмоционально, принимая ее близко к сердцу – бурно радоваться, горевать, раздражаться;
4. Вынуждают привыкнуть даже к той информации, которая изначально не принимается. Например, человек не принимает грубых форм общения, но привыкает к ним, если переключая каналы в поисках «гуманной» информации, видит жестокие сцены;
5. Отнимают время от более насущных видов деятельности за счет приучения к просмотру телепрограмм;
6. Переключают с нормальных социальных контактов на виртуальное общение, что приводит нередко к десоциализации личности, создания ложного чувства сопричастности к другим людям.
Все эти тактики нередко используют в манипулятивных целях.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы