Список литературы
Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
Аграновский В.А. Вторая древнейшая. М., 2000.
Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н.Новгород: Ай Кью, 1993
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т., М., 1980
Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000
Арнаудов М. Психология литературного творчества М., 1970
Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980
Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990
Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996
Ашхаруа-Чолокуа А.А. Роль ассоциаций в механизме художественного воздействия // Эстетические очерки. Вып. 5. М., 1979
Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993
Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968
Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник: 1984-1985. М., 1986.
Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Бехтерев В. Коллективная рефлексология. Пг., 1921
Блэк Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 2000.
Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988
Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983
Боно Э. Латеральное мышление. С-Пб., 1997.
Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988
Браун Л. Имидж - путь к успеху. С-Пб., 1996.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика СПб.: Питер, 2003
Бурно М.Е. Сила слабых. М.: Прогресс, 1999
Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М.: Мысль, 1985.
Василюк Ф.Е. Психотехника переживания. Учебное пособие. М., 1991
Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. М., 1998.
Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Репринт, 1992.
Войтасик Л. Психология человеческой пропаганды. М., 1982
Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1914
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 2
Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Дрофа, 1996.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1998.
Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1928
Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания //Вопросы философии, 1989, № 11.
Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997
Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Восток, 1996.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1998.
Дубин Б.В., Толстых А.В. Феноменальный мир слухов //Социологические исследования, 1995, № 1.
Душкина М.Р. Психология влияния. СПб: Питер, 2004
Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.
Ермаков Ю.А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия. Ек., 1995.
Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972
Журналист: социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. М., МГУ, 1994.
Зазыкин В.Г. Психология в рекламе. М.: Датастром, 1992
Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.
Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретическая концепция, проблемы, прогнозы. М., 1995.
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000
Иванов В. Политическая психология. М.: Филос. Об-во СССР, 1990
Каменская О.Л. Текст и коммуникация. М., 1990
Каган М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.
Кармин А.С., Хайлин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1971
Крегер О., Тьюсон Дж. М. Типы людей и бизнес. М.: Персей; Вече; АСТ, 1995
Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Изд-во Литературного института, 1992.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995
Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л., 1960.
Конфисахор А.Г. Психология власти. М., СПб., Нижний Новгород, Воронеж, Ростов н/Д, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Питер, 2004
Кохонен Т. Ассоциативная память. М., 1980
Крысько В.Г. Социальная психология. М.: Омега, 2005
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб: Макет, 1995
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В двух томах. М., 1983.
Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
Мамардашвили М.К. Закон инаконемыслия. М.: Логос, 1993.
Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1991
Мейлах Б.С. Замысел – фильм – восприятие // Искусство кино. 1968. № 10.
Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. С-Пб., 1996.
Мельников В.М., Ямпольский Н.А. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985
Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.: Инфра-М, 2000
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1997
Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Ек., 2000
Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Ек., 1996
Олешко В.Ф. Социально-психологическая модель газеты как коммуникатора /Сотрудничество в сфере массовой коммуникации: Средний Урал (Россия) - Северная Каролина (США). Тезисы международной научно-практической конференции. Ек.: Издательство Уральского университета, 1995.
Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? М., 2001.
Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004
Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. М., 2000
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологичской теории. М., 1971
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Н.Новгород: Ай Кью, 1992.
Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., 1965.
Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960
Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976
Потебня А.А. Мысль и язык Киев, 1993
Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз. Киев, 1997.
Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Методические материалы к изучению курса “Психология журналистского творчества”. М., МГУ.
Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: теория и методика психотехнического анализа рекламы. М.: РИП-холдинг, 2000
Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: изд-во МГУ, 2002
Психологические исследования общения. М., 1985
Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2003
Психологический словарь. М., 1998.
Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. М., 1993.
Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. М., 2000.
Психология личности. Хрестоматия. Т. 1-2. М., 2000.
Психология масс. Хрестоматия. М., 2000.
Психология самосознания. Хрестоматия. М., 2000.
Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск, 1999.
Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2 т. Самара, 1999
Раппопорт С.Х. От художника к зрителю М., 1978
Ривс Р. Реальность в рекламе. М., 1083
Рощин С.К. Психология и журналистика. М.: Наука, 1989.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
Румянцева В. Лидер: опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб, 1996
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Метод. Пособие. М.: ИПРАН, 1997
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. М., 2000.
Саппак Вл. Телевидение и мы. М., 1988
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003
Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970
Симонов П.В., Иванов И.С., Валуева М.Н. Экспериментальное исследование положительных эмоциональных реакций человека // Журнал высшей нервной деятельности. 1968, № 6.
Содружество наук и тайны творчества. М., 1968
Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.
Столяренко Л.д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д: Феникс, 2001
Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988
Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. М., 2000.
Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации //Социологические исследования, 1997, № 11.
Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд. М., 1998
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Эрих. Бегство от свободы. М.: Вагриус, 1990.
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М., 2001
Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986
Холл К., Линдслей Г. Теории личности. М.: КСП+, 1997
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997.
Цейтлин А.Г. Труд писателя. М., 1962
Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.
Чертов Л.Ф. Знаковость. СПб, 1993
Шейнов В. Психология влияния. Скрытое управление. М., 2002
Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия. М.: Интел, 1994.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Наука, 1973.
Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИПРАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Шострем Э. Человеческий выбор – манипуляция или актуализация. М., 1989
Шуванов В.И. Психология рекламы. М., Ростов н/Д, 2003
Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Вагриус 1991.
Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997
Юрии У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 1993
Юрьев А.И. Психология массовидных явлений СПб, 1994
Cutlip Scott M., Center Allen H., Broom Glen M. Effective public relations. Englewood Cliffs Prentice-Hall, 1994.
Habermas J. The Theory of Communicative Action. Boston, 1984.
Inglis F. Media Theory. An Introduction. - Oxford (UK), Chambridge (USA), 1992.
Keirsey D., Bates M. Please understand me. Prometheus NBC, 1999.
McLean D. Media and Culture. Hampton Press, 1999.
Perse E.M. Media effects and Society. Lawrence Erlbaum Associates Inc., 2000.
Psychology and the Media. American Psychological Association, 2000.
Shawcross W. Murdoch. The Making of a Media Empire. NY. 1997.
1 Пронин Е.И. Психотлогические проблемы современной журналистики // Проблемы медиапсихологии. М.: РИП-холдинг, 2002. С. 5.
2 Там же.
3 Пронин Е.И. Печать и общественное мнение / Е.И. Пронин. – М.: Изд-во Московского университета, 1971 – С. 6.
4 Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб, 2004. С. 22.
5 Авторы учебников
6 Наблюдается, например, у жителей новостроек, где однообразная архитектура не позволяет глазу «зацепиться» хоть за какой-нибудь значимый визуальный объект и опустошает человека.
7 Этот эффект мы можем испытать в ситуации обилия визуальной или любой иной информации (например, в помещении, где много громких звуков сочетается с пестротой интерьера и большим количеством снующих людей).
8 Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения.М.: Аспекр Пресс, 2004. С. 101.
9 Свитич Л.Г. Феномен журнализма, М.: факультет журналистики МГУ, 2000. С. 108.
10 Березин В.М. Бипаразитизм телевидения // СМИ в современном мире. Материалы научно-практической конференции. СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2006. С. 9.
11 По данным Gallup Media на 17 сентября 2005 года, количество часов трансляции криминальной хроники за последние четыре года возросло почти в 3 раза, и, не смотря на это, рейтинги такого типа передач продолжают расти (за тот же период почти в 4 раза).
12 См. подробнее: Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера: Учебное пособие. М.: Пульс, 2001. С. 13.
13 Волкова А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 266
14 Свитич Л.Г. Феномен журнализма, М.: факультет журналистики МГУ, 2000. С. 108.
15 А. Maslow, A. A Theory of Human Motivation Psychological Review , 1943, 370 Р.
16 Коломинский Я.Л. Человек среди людей. Мн.: Нар. асвета, 1987. С. 203
17 Л.С. Выготский предположил, например, что любая потребность младенца в процессе развития становится потребностью в другом человеке, в контакте с человеком.
18 Маленькие дети на вопрос «Почему ты хочешь играть именно с тем-то?» чаще всего отвечают: «С ним интересно». А в среде дошкольников благоприятное положение в группе занимают дети, отличающиеся более высокой речевой активностью.
19 См. об этом красноречивые рассуждения телеведущего, члена Академии Российского телевидения, лауреата национальной премии «ТЭФИ» Андрея Марковича Максимова: Максимов А.М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004.
20 См.: Рогов Г. По кодексу или по совести? // Журналист. 2004. № 7. С.41.
21 Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера: Учебное пособие. М.: Пульс, 2001. С. 6.
22
23 Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М.: Издательство Центр, 2003, С. 12.
24 Свитич Л.Г.
25 С. 22.
26 Abel, 1984
27 Кстати, иногда не без основания замечается еще одна причина экспансии такого идеала в массы. Стремление женщины подражать образу подростка – ответная реакция на запросы мужчины. Запросы же эти, по мнению некоторых психологов, объясняются все большей феминизацией мужчин, которые в общении с «настоящей», состоявшейся женщиной не чувствуют себя уже уверенно, а потому симпатизируют девушкам с подростковой внешностью, основываясь на иллюзии более легкого управления детским характером.
28 Сейчас ситуация начинает выравниваться. Так, в некоторых латиноамериканских странах чрезмерно худые женщины, не соответствующие типу внешности, характерной для этого региона, не могут работать дикторами на крупных телеканалах. Пересматриваются требования к женщинам-моделям.
29 Обычной практикой является создание образа с помощью компьютера и использование дублеров с красивой фигурой, даже если сами звезды очень привлекательны. Например, на броской афише к фильму Pretty Woman («Красотка») изображение Джулии Робертс было в действительности составлено из отдельных элементов, представлявших собой части тел нескольких супермоделей, и улучшено с помощью компьютерной графики. В некоторых из постельных сцен с ее участием в этом фильме были использованы дублеры с еще более красивыми телами или частями тел.
30 Почепцов Г.г. Информационные войны. М.: Релф-бук, Ваклер, 2001. С. 306.
31 Пронин Е.И. Пресса и общественное мнение. С. 13.
32 Психология / Ковалев, Степанов, Щебалин. М.: Просвещение, 1966. С. 163
33 Пронин Е.И. С. 30.
34 Павловские среды. М.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 3. С. 48.
35 Томкинс Ф. Эмоции. С. 76.
36 Эмоциональная маркированность слова «Захвативший» не нуждается в комментарии – с человеком происходит нечто против его воли.
37 Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
38 Пронин Е.И. С. 17.
39 Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М.: МИК, 2006. – С.4.
40 Шуванов. В.И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 31.
41 Шуванов В.И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 53.
42 Зильберт Б.А., Пронин Е.И., Стюфляева М.И., Таловов В.П. и др.
43 Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981. С. 42.
44
45
46 См.: Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.
47 Цит. по: : Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб, 2004. С. 100.
48 Пронина Е.Е.
49
50 Ядов В.А.
51 Коломинский Я.Л. Человек среди людей. Мн.: Нар. асвета, 1987. С. 19.
52 Данные предложены известным американским фонетиком Дж. Джакоби и цитируются по: Волкова А.М. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 136.
53 Критерии, предложенные Анатолии Рапопортом.
54 Мисонжников Б.Я. Хроматическое пространство в формальной и содержательной структурах // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. СПб: Фантомы, 1993. С. 72.
55 В качестве материала исследования были выбраны следующие издания: «Новая газета», «Независимая газета», «Труд-7», «Российская газета», «Парламентская газета», «Известия», «АиФ», «МК в Тамбове», «Комсомольская правда. Черноземье», «Тамбовская жизнь», «Город на Цне», «Житье-бытье», «Мир информации», «Наш город Тамбов», «Тамбовский курьер», «Охота и природа Тамбовщины». Методика анализа базируется на просмотре текста публикаций (учитываются только материалы, являющиеся результатом журналистской деятельности) и выявлении лексики, фиксирующей цветовое восприятие предмета или явления.
56 Шуванов В.И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 101.
57 Шуванов В.И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 125
58 Цит. по: Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 194
59 Достаточно прочитать содержание номеров журнала «Cosmopolitan» за 3-4 года, чтобы убедиться в верности этого наблюдения: постоянный повтор тем, идей, структуры публикаций, формата иллюстраций не мешает целевой аудитории сохранять верность этому изданию.
60 Радуга Р. Неутомимый солнцем // Мужская работа. 2002. № 10. С. 15.
61
62 См. подробнее Журнавлев А.П. Звук и смысл. М., 1981.
63 Журавлев А.П Уважаемое слово, к лицу ли вам ваша форма? // Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 2003. С. 151
64 См. подробнее: Журавлев А.П. Уважаемое слово, к лицу ли вам ваша форма? //Психология художественного творчества. Мн.: Харвест, 2003. С. 145-181.
65 Там же.
66 Волкова А.М. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 120
67
68 См. параметры и результаты опроса: Свитич Л.г. Ценностные ориентации тележурналистов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб: Роза мира. С. 142.
69 Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии //Проблемы медиапсихологии. М.: РИП-холдинг, 2003. С. 152
70 Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера: Учебное пособие. М.: Пульс, 2001. С. 31.
71 См. подробнее там же. С. 32
72 Викентьев И.Л. Приемы рекламы и PUBLIC RELATIONS. Ч. 1. СПб: ТРИЗ-ШАНС, Бизнес-Пресса, 2001. С. 25.
73 С. 39
74
75 Л.Н. Толстой о литературе. М., 1955. С. 357.
76
77 Соколов А. Природа экранного творчества. Психологические закономерности. М., 2004. С. 223.
78 Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970.
79
80 Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб, 2004. С. 114.
81 Кара-Мурза С. TV – вестник или колдун? // Правда. 1995. № 108. С. 5.
82 Цит. по: Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С.181.
83 Пронин. Е.И. С. 27.
84 Мальцев Г. Юбилей и юбиляры / Г. Мальцев // Журналист. - 2003. - № 1. - С. 1. Далее цитируется эта публикация с указанием страниц в тексте работы.
85 Челышев В. Кто подрежет волчьи уши? / В. Челышев // Журналист.- 2003. - № 1. - С. 13-15.
86 Шульц П. Ошибки, которые вы уже не сделаете, прочитав эту статью / П. Шульц // Сети и системы связи. - 2003. - № 1. - С. 8. Далее цитируется эта публикация с указанием страниц в тексте работы.
87 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. – С. 57. Эту же оценку коммуникативного поведения молодежи разделяет и Г.Г. Почепцов. См.: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: Ваклер, 2003. – С. 248.
88 См.: Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – С. 23.
89 Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство / В.В. Богданов // Язык, дискурс и личность. – Тверь: Издательство Тверского ун-та, 1990. – С. 30.
90 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. – С. 57; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: Ваклер, 2003. – С. 248-249.
91 Баулина М. Любовь на полном ходу / М. Баулина // Cosmopolitan. - 2003. - № 1. - С. 94.
92 Превосходная степень // Cosmopolitan. - 2003. - № 1. - С. 43.
93 Поиграем? // Cosmopolitan. - 2003. - № 1.- С. 64.
94 Сарыкина В. Займемся любовью по-умному! / В. Сарыкина // Cosmopolitan. - 2003. - № 1. - С. 131.
95 Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 142.
96 Трофимов Ю. Драма у светофора / Ю. Трофимов, В. Тучков // XXL. - 1999. - № 11. - С. 52.
97 См.: Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - СПб.: Роайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 512 с.; Бэрон Р. Агрессия / Р.Бэрон, Д.Ричардсон. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.; Зеркин Д.П. Основы конфликтологии / Д.П. Зеркин. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.; Козырев Г.И. Введение в конфликтологию / Г.И. Козырев. - М.: Владос, 1999. - 176 с.; Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. – М.: Прогресс-Универс, 1994. – 272 с.; Хорни К. Женская психология / К. Хорни. – СПб.: Издательство Восточно-Европейского Института Психоанализа, 1993. – 223 с.; Чалдини Р. Психология влияния / Р. Чалдини. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.
98 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.:РИП-холдинг, 2004. С. 26
99 Шуванов В.И. Психология рекламы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. С. 84
100 Пронин Е.Е. Печать и общественное мнение. С. 3
101 Там же. С. 5.
102
103
104
105
106
107 Клушина Н.И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ / Н.И. Клушина // Публицистика и информация в современном обществе. - М., 2000. - С. 96. Далее цитируется эта публикация с указанием страниц в тексте работы.
108 О потенциале использования такого приема см. подробнее: Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов. - М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2001. – 576 с.
109 Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 29.
110 См.: Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания / Э. Ноэль-Нойман. – М.: Прогресс-Академия, Весь мир, 1996. – С. 39; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.: Релф-бук, К.: Ваклер, 2003. – 656 с.; Преступная толпа. – М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998. – 320 с.; Психология масс. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 592 с.
111 Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 94.
112 Цит. по: Аронсон Э. Общественное животное. - С. 95.
113 Вайнонен. Н. Как критикуют Президента / Н. Вайнонен // Журналист. - 2003. - № 1. - С. 41.
114 Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 140.
115 Пронин Е.Е. Печать и общественное мнение. С. 8.
116 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2004. С.
117 Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 196
118 См. параметры и результаты опроса: Свитич Л.г. Ценностные ориентации тележурналистов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб: Роза мира. С. 140.
119 См. передачу «Культурная революция» от 28.07.2002 (канал «Культура»).
120 Цит. по: Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 182
121 Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 184.
122Эйзенштейн С.М. Психология искусства. (Неопубликованные конспекты статьи и курса лекций) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С 185
123 См. об этом материалы межвузовской научно-практической конференции по проблеме «Журналистика и нравственность», приуроченной к 60-летию факультета журналистики СПбГУ: Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. СПб.: Роза мира, 2006.
124 Пронина Е.Е.
125 Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
126 Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – С. 14.
127 Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора / С.И. Поварнин. – 2-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С. 21.
128 Цит по: Пронина Е.Е.
129 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб: Питер, 2006. С. 19.
130 Вместе с тем, существует особый раздел психологии, занимающийся пониманием человеческой индивидуальности – персонология. Признавая общность многих черт, это направление делает акцент на различиях между людьми и стремится объяснить, почему, для чего и как именно один человек отличается от другого.
131 См. работы К.Роджерса, Г.Олпорта, Э.Эриксона, Дж. Келли, Р.Кеттела, А.Бандуры и др.
132Свитич Л.Г. Феномен журнализма, М.: факультет журналистики МГУ, 2000. С. 146
133 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2004. С. 30.
134 С. 344
135 С. 346
136 С. 346
137 С. 353
138 С. Обзор этих исследований в работе… С. 350.
139 С. 19
140 Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. С. 10.
141 См.: Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. С. 109.
142 См. подробнее: Свитич Л.Г. Феноменология журнализма. М., 2003.
143
144 См. подробнее: Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002.
145 См. подробнее: Шариков А.В., Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках // С. 51.
146 См., например: Хорни К. Наши внутренние конфликты. М., 2007. С. 10.
147 Там же. С. 15.
148 С этой целью, а вовсе не формально в конце каждой главы размещен список рекомендуемой литературы.
149 Хорни К. Наши внутренние конфликты. С. 17.
150 Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2004. С. 6.
151 Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей. Рязань, 1997; Основы социального поведения. Тамбов, 1999.
152 См. подробнее: Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002.
153 Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 26
154 Синестезия – возможность воздействовать на разные каналы восприятия человека за счет раздражения смежных каналов. Например, когда мы читаем историю о том, как кто-то разрезал лимон пополам, а потом тщательно разжевал и проглотил половинку, выдавил сок из другой половинки и выпил его, у нас формируется определенная вкусовая реакция. То есть через воздействие на слуховую зону удалось вызвать раздражение зоны, отвечающей за вкусовые реакции.
155 Цит. по: .Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 16.
156 Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005. С. 46.
157 Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Программа курса «Психология журналистского творчества». М., 1993. С. 5-6.
158 Не случайно в сказках чужеземцы часто символизировали опасность, мистику, загадку.
159 Возможно, иногда вы ловили себя на том, что понимаете, что неприлично рассматривать калеку, и при этом вынужденно подавляете желание смотреть на него.
160 Отчасти с этим связан один из внешних параметров харизматической личности – «пронизывающий» взгляд, взгляд – рентген.
161 Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии //Проблемы медиапсихологии. М.: РИП-холдинг, 2003. С. 148
162 См. подробнее: Пронина Е.Е. Категории медиапсихологии //Проблемы медиапсихологии. М.: РИП-холдинг, 2003. С. 145-155.
163 Философский энциклопедический словарь…
164 Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М., СПб, 2007. С. 71.
165 Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 2003. С. 570
166 Цит. по: Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 39
167 Пономарев Я.А. Психология в системе комплексных исследований творчества // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.С. 26
168 Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2005. С. 21.
169 Цит. По: Волкова А.М. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 115.
170 Бехтерева Н.П. С. 252.
171 Розетт И.М. Теоретические концепции фантазии // Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 2003. С. 530
172 Грецов А. Тренинг креативности. М., СПБ: Питер, 2007. С. 18.
173 Бехтерева Н.П. С. 27.
174 Там же. С. 41.
175 Там же. С. 89.
176 Там же.
177 Там же. С. 211.
178 Там же. С. 212.
179
180 Цит. по: Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб, 2004. С. 92
181 Цит. По: Волкова А.М. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 115
182 Причем, акценты в большой степени зависят от специализации. Так, оператор, фотограф часто «кадрируют» происходящее, смотрят на событие с позиций художника; авторы-публицисты остро реагируют на речь собеседника и обнаруживают в ней удачные образы. Речевые конструкции, сюжеты. С таким «искажа.щим» подходом воспринимается не только реальность, но и другие медиаматериалы. Так, журналисту-телевизионщику нередко мешает смотреть телевизор владение навыком дифференциации – то есть они могут более объективно, чем обыватель, оценить телематериал за счет того. что часто оченивают текст отдельно, а видеоряд отдельно. То же можно сказать и о сотруднике прессы, который может оценить отдельно содержание текста и форму его подачи.
183 Не случайно все выдающиеся художники разных эпох интенсивно стремились к овладению всеми видами изобразительного искусства, и это находило отражение в различных периодах их творчества.
184 С. 62.
185 Лук А.Н. «Концептуальная матрица века» // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 259
186 Психологические типы
187 Цит. по: Шуванов В.И. Психология рекламы. М., Ростов-на дону: Феникс, 2003. С. 214
188 См. подробнее: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
189 Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества / О.Ранк // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2003. С. 5-21.
190 Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Спасительная способность – вообразить/ Ц.П.Короленко // Психология художественного творчества: Хрестоматия. Мн.: Харвест, 2003. С.368.
191 Шкловский В.Б. Эйзенштейн / В.Б.Шкловский // Вопросы киноискусства. Вып. 7, 1963. С. 245.
192 Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в 6-ти т.т. / С.М.Эйзенштейн. М.: Искусство, 1964. Т.5, С. 34.
193 Карпенко И. Вместо души PR / И. Карпенко // Журналист. - 2003. - № 1. - С. 35.
194 Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества / Е.Е.Пронина. М., 2003.
195 Майлс У. Изменение ценности научной информации / У.Майлс // Зарубежная радиоэлектроника. 1965. №1. С. 73.
196 Ранк О. Эстетика и психология художественного творчества // Психология художественного творчества. Минск: Харвест, 2003.С. 9.
197 К примеру, исследования русских ученых показали, что ребенок, повстречав нового человека, останавливает взгляд на его лице до 50 раз, а взрослый – только 2-3 раза (волосы, глаза, подбородок).
198 Кстати. Маленький ребенок изучает предмет всесторонне – он рассматривает его, тянет в рот, ощупывает, трясет, ломает, - то есть пытается узнать о предмете все. Конечно, я не призываю журналистов копировать детское поведение, но там где можно расширять границы восприятия просто необходимо. Почитайте классиков публицистики – как богат окружающий их мир. А ведь рядом с ними жили сотни, если не тысячи журналистов, смотрели на те же события, но видели «уже».
199 Грецов А. Тренинг креативности. М., СПБ.: Питер, 2007. С. 34.
200 Например, могут быть использованы следующего рода задания: проведите стеклянную, деревянную, чугунную, пуховую, шерстяную линию; нарисуйте «радостный», «равнодушный», «неуверенный» шар; покажите, как ходит квадратный человек; выберите цвет для полководца, клоуна; измените образ учительницы, заменив указку в ее руке на другой предмет, и определите, каков будет эффект; соедините несоединимое и т.д.
201 См., например: Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб, 2004. С. 24.
202 Волкова А.И. Психология общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 5.
203 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 82.
204 Сам по себе термин «источник информации», внедряемый теорией журналистики повсеместно на всех этапах подготовки журналиста, обесценивает личность человека говорящего, и этичность использования его в процессе обучения по отношению к человеку я бы поставила под сомнение.
205 Волкова А.И. Указ. соч. С. 90.
206 По Э.Берну
207 Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1999.
208 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995
209 Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.
210 Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 31
211 Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005. С. 44.
212 Федосеев Дм. Основы психологии общения. М., 2000.
213 См. подробнее: Доценко Е.Л. Механизмы манипуляций. М., 1996.
214 Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.
215 Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
216 Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994
217 Кузин Ф.А. Культура делового общения. М.: Ось-89, 2004.
218 Цит. по: Шуванов В.И. Психология рекламы. М., Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. С. 161
219 Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. С. 55
220 Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 36
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы