logo

6.4.2. Инновационные конфликты

Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется. Работа журналиста – постоянный инновационный процесс.

Вероятность инновационного конфликта возрастает, если:

  1. Новшество масштабно;

  2. В инновационный процесс вовлечено большое количество людей;

  3. Нововведение радикально;

  4. Процесс инновации идет быстро;

  5. Отсутствует информационное обеспечение процесса.

Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов просты:

  1. Предварительно информируйте коллектив;

  2. Заручитесь поддержкой коллег;

  3. Если возможно, предлагайте альтернативные решения;

  4. Если возможно, внедряйте новшества поэтапно.

  5. Учитывайте «распределение сил» в коллективе. Обычно в любой более или менее крупной группе встречаются подгруппы:

А. Новаторы (3%):

Б. Ранние последователи (13%):

В. Раннее большинство (34%):

Г. Позднее большинство (34%):

Д. Отстающие (16%):

Учитывайте характеристики этих групп, готовьте обсуждение инновации среди новаторов и ранних последователей. По возможности обеспечьте поддержку раннего большинства и сами обеспечьте поддержку отстающим. Такая форма поведения снизит напряженность работы журналиста и сформирует благоприятный психологический климат в редакционном коллективе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

    1. Назовите основные направления коммуникации журналиста

    2. Какие техники можно использовать для нейтрализации действия треугольника Судьбы?

    3. Каковы цели и принципы пилотной встречи

    4. Какие виды интервью Вам известны? Как вы думаете, в каких психологически сложных ситуациях можно прибегнуть к тому или иному интервью?

    5. Какие типы собеседников вам известны? Какие типы конфликтных личностей? Каковы их характеристики?

    6. Назовите «плохих» интервьюеров? Попытайтесь определить, какую психологическую реакцию может спровоцировать каждый из них.

    7. Что такое «инновационный конфликт»? Каковы принципы его предупреждения?

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Изучите действие треугольника Карпмана в рамках одного из ток-шоу

  2. Приведите примеры разных стилей общения в журналистике

  3. Какие стили профессионального слушания используют известные журналисты?

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Роль дистанции в телевизионной программе

  2. Выражение лица телеведущего: особенности воздействия

  3. Роль конфликтогена в журналистском материале

ЛИТЕРАТУРА:

Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983

Айсмонтас Б.Б. Психология общения М., 1996

Аксельрод А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско. М., 1997

Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. М., 1993

Атватер И.Я. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1988

Баркер А. Как улучшить навыки общения. СПб, 2004

Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993

Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.

Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб, 2001

Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 1998

Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976

Васильева И.И. Психологические особенности диалога. М., 1984

Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий СПб, 2003

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000

Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990

Долил М., Страус Д. Как работать вместе. Орел 1993

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984

Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. М., 2000

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. М., 2000.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности М., 1992

Ильченко С. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999

Корнелиус А., Фрей Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992

Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976

Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон//Иностр. Психология. 1993. Т. 1, № 2

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993

Линчевский Э.Э Контакты и конфликты. М., 2000

Лоренц К., Агрессия. М., 1994

Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002

Льюис Р., Райф Х. Игры и решения. М., 1961

Майерс Д. Социальная психология. С-Пб, 1997

Мельник Г.С. Общение в журналистике. М., 2005

Новосельцев В.И. Системная конфликтология. В., 2001

Павлова К.Г. Психология спора. Владивосток, 1988

Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования. М., 2004

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989

Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992

Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб, 2001

Психогимнастика в тренинге. М., 1999

Психологическая подготовка спецназа // Высшее образование в России. 1999. №1. С. 71-75

Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях СПб, 2002

Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию СПб, 2003

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, 2003

Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. СПб, 2001.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2006

Столяренко Л.д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д: Феникс, 2001

Суховершина Ю., Тихомирова Е., Скоромная Ю. Тренинг коммуникативной компетенции. М., 2006.

Тайгер П. Читать человека как книгу. Мн., 2004.

Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М., 2002

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., 2001

Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд. М., 1998

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Собр. Соч.: В 2 т. Т.1

Фрейд З. «Я» и «ОНО» // Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Собр. Соч.: В 2 т. Т.1

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994

Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

Шейнов В. П. Психология влияния. Скрытое управление. М., 2002

Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 1993