6.4.2. Инновационные конфликты
Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется. Работа журналиста – постоянный инновационный процесс.
Вероятность инновационного конфликта возрастает, если:
Новшество масштабно;
В инновационный процесс вовлечено большое количество людей;
Нововведение радикально;
Процесс инновации идет быстро;
Отсутствует информационное обеспечение процесса.
Способы предотвращения и разрешения инновационных конфликтов просты:
Предварительно информируйте коллектив;
Заручитесь поддержкой коллег;
Если возможно, предлагайте альтернативные решения;
Если возможно, внедряйте новшества поэтапно.
Учитывайте «распределение сил» в коллективе. Обычно в любой более или менее крупной группе встречаются подгруппы:
А. Новаторы (3%):
способны на риск и любят рисковать;
открыты для окружающих, легко идут на контакт;
индивидуалисты, часто выходят за рамки собственного набора имиджей;
космополитичны в социальных отношениях: устанавливают связи друг с другом, совершенно не взирая на статус, возраст, профессию, пол, географические расстояния и т.д.;
не стремятся к следованию субординационным канонам: часто лидируют над начальством;
склонны образовывать подвижные клики;
часто импульсивны и категоричны в утверждениях;
как правило, имеют относительно быстрые темп речи, действий;
часто опережают коллег в объеме проделанной работы;
с интересом участвуют в самых разных проектах;
предлагают инновации.
Б. Ранние последователи (13%):
имеют крепкие социальные связи и вообще хорошо социализированы;
играют интегральные роли в сообществе и стремятся сгладить все конфликты (выступают в роли модераторов);
выстраивают карьеру в первую очередь исходя из связей, и лишь во вторую – благодаря профессионализму;
авторитетны в коллективе, с их мнением считаются;
самое главное – мотивированы на поддержание авторитета, поэтому придают больший вес инновациям, убеждают своим поведением остальных в необходимости инноваций;
любят быть на виду;
слепо подчиняются установкам руководства;
как правило, имеют замедленный темп речи и движений, относительно низкий голос с вкрадчивыми интонациями.
В. Раннее большинство (34%):
не желают принимать нововведения первыми;
осмотрительны, обдумывают все за и против;
нередко основательно изучают документацию, требуют подтверждения прогнозов
часто предлагают альтернативные решения (не всегда удачные. Для них важен сам факт наличия альтернативы);
зависимы от решения руководства;
ждут реакции ранних последователей;
медлительны, но объективны;
любят обсуждать нововведение с представителями всех прочих групп;
выполняют функцию легализации нововведения.
Г. Позднее большинство (34%):
недоверчивы;
пассивны, как правило неисполнительны;
скептически относятся к нововведениям;
не предпринимают действий и выжидают до тех пор, пока предыдущие группы не апробируют инновацию;
часто принимают нововведение только под давлением;
уже приняв нововведение, любят еще долго сетовать на его нежелательность;
крайне редко эффективно используют нововведение для себя;
в инновационном конфликте выполняют роль инертной, стабилизирующей массы.
Д. Отстающие (16%):
внутренне не принимают инновацию;
привязаны к прошлому (прошлое – основная тема разговоров);
следуют традициям, крайне негативно относятся к людям, их нарушающим;
получают удовольствие от общения только с такими же консерваторами;
социально пассивны, уклоняются от общественных ролей;
любят быть в тени и «скромно» делать свое дело;
страдают от инноваций в психологическом, экономическом и социальном плане;
в инновационном конфликте нуждаются в поддержке.
Учитывайте характеристики этих групп, готовьте обсуждение инновации среди новаторов и ранних последователей. По возможности обеспечьте поддержку раннего большинства и сами обеспечьте поддержку отстающим. Такая форма поведения снизит напряженность работы журналиста и сформирует благоприятный психологический климат в редакционном коллективе.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Назовите основные направления коммуникации журналиста
Какие техники можно использовать для нейтрализации действия треугольника Судьбы?
Каковы цели и принципы пилотной встречи
Какие виды интервью Вам известны? Как вы думаете, в каких психологически сложных ситуациях можно прибегнуть к тому или иному интервью?
Какие типы собеседников вам известны? Какие типы конфликтных личностей? Каковы их характеристики?
Назовите «плохих» интервьюеров? Попытайтесь определить, какую психологическую реакцию может спровоцировать каждый из них.
Что такое «инновационный конфликт»? Каковы принципы его предупреждения?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
Изучите действие треугольника Карпмана в рамках одного из ток-шоу
Приведите примеры разных стилей общения в журналистике
Какие стили профессионального слушания используют известные журналисты?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Роль дистанции в телевизионной программе
Выражение лица телеведущего: особенности воздействия
Роль конфликтогена в журналистском материале
ЛИТЕРАТУРА:
Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987
Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983
Айсмонтас Б.Б. Психология общения М., 1996
Аксельрод А. 2001 способ сказать «нет» изящно и веско. М., 1997
Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. М., 1993
Атватер И.Я. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., 1988
Баркер А. Как улучшить навыки общения. СПб, 2004
Белановский С. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993
Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. СПб., 1997
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992.
Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб, 2001
Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 1998
Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976
Васильева И.И. Психологические особенности диалога. М., 1984
Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий СПб, 2003
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000
Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л., 1990
Долил М., Страус Д. Как работать вместе. Орел 1993
Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984
Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. М., 2000
Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. М., 2000.
Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности М., 1992
Ильченко С. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 1999
Корнелиус А., Фрей Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992
Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов, 1976
Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон//Иностр. Психология. 1993. Т. 1, № 2
Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М., 1993
Линчевский Э.Э Контакты и конфликты. М., 2000
Лоренц К., Агрессия. М., 1994
Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002
Льюис Р., Райф Х. Игры и решения. М., 1961
Майерс Д. Социальная психология. С-Пб, 1997
Мельник Г.С. Общение в журналистике. М., 2005
Новосельцев В.И. Системная конфликтология. В., 2001
Павлова К.Г. Психология спора. Владивосток, 1988
Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования. М., 2004
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989
Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992
Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб, 2001
Психогимнастика в тренинге. М., 1999
Психологическая подготовка спецназа // Высшее образование в России. 1999. №1. С. 71-75
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях СПб, 2002
Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию СПб, 2003
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб, 2003
Смит Г.К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности. СПб, 2001.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2006
Столяренко Л.д. Психология делового общения и управления. Ростов н/Д: Феникс, 2001
Суховершина Ю., Тихомирова Е., Скоромная Ю. Тренинг коммуникативной компетенции. М., 2006.
Тайгер П. Читать человека как книгу. Мн., 2004.
Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. М., 2002
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., 2001
Франк М. Как убедить собеседника за 30 секунд. М., 1998
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М., 1990
Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989
Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Собр. Соч.: В 2 т. Т.1
Фрейд З. «Я» и «ОНО» // Фрейд З. «Я» и «ОНО». Труды разных лет. Собр. Соч.: В 2 т. Т.1
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб., 1997
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986
Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.
Шейнов В. П. Психология влияния. Скрытое управление. М., 2002
Юри У. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. М., 1993
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы