logo

2.1.5. Кодирование

Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом высвечиваются грани смысла. Кроме того, такая организация будет спо­собствовать запоминанию информации.

Можно обозначить несколько факторов, от которых зависит эффективность кодирования. Одни из существенных - последовательность предъявления информации. Этот феномен уже был исследован при изучении эффектов межличностного восприятия, где и получил название «эффект первичности» и «эффект новизны». При характеристике этих эф­фектов было показано, что при восприятии знакомого имеет более сильный вес новая информация (т.е. позже представ­ленная), а при восприятии незнакомого — ранее предъяв­ленная информация, хотя закономерности эти не бесспорны, так как не учитывают множество других факторов (степень знакомства, степень положительной или отрицательной оценки и т.п.).

Существует большое количество экспериментальных исследо­ваний, в частности на выявление эффекта первичности. Посколь­ку проблема является особенно актуальной для средств массовой информации, именно в этой области разработана опреде­ленная теоретическая схема и введен термин «прайминг». Термин имеет много различных значений: в рамках СМИ он ис­пользуется для обозначения наиболее эффективного времени для предложения информации, но часто и просто для обозначения последовательности ее предъявления. В более широком контексте исследований в области социального познания термин «прайминг» употребляется именно в последнем его значении.

Так, он использован, например, в исследовании Е. Хиггинса. Испытуемых просили принять участие в двух якобы раз­личных экспериментах: на восприятие и на понимание прочитан­ного. В первой серии одной группе предложили запомнить слова, обозначающие положительные черты человека (смелый, уверенный, независимый, упорный), а другой — слова, обозначающие отрица­тельные черты (безрассудный, самодовольный, отчужденный, упря­мый). Через пять минут во второй серии, которая имитировала тест на понимание прочитанного, испытуемым в обеих группах зачи­тывали описание некоего Дональда. Поступки, им совершаемые, могли быть оценены одновременно и как «положительные», и как «отрицательные» (занятия воздушной акробатикой, например, могут свидетельствовать и о смелости, и о безрассудстве и т.д.). После этого обе группы описывали своими словами Дональда. В первой группе, запоминавшей «положительные» слова, Дональд был охарактеризован в весьма привлекательном свете, во второй группе он предстал отрицательным персонажем. Таким образом, эффект прайминга был зафиксирован. Следовательно, порядок предъявления информации также спо­собствует ее определенному «конструированию».

Еще один фактор, определяющий направление кодирования – акценты или иллюзорные корреляции. Иллюзорные корреляции широко распро­странены в обыденных суждениях о других людях: «привлекательная стюардесса», «старый профессор», «тупой охранник», «необразованный дворник», «неповоротливый толстяк», «глупая блондинка» и другие. Осо­бенно часто связь усматривается между некоторой личностной чер­той и ролью, которую выполняет человек, как в приведенных примерах. А сколько таких корреляций формируют журналисты?

Распространенность иллюзорных корреляций в обыденном сознании вообще очень широка. В современных обществах именно средства массовой инфор­мации играют боль­шую роль в их распространении: так, настойчивое повторение утверждения о том, что рост преступности связан с притоком иммигрантов, формирует в мас­совом сознании довольно прочную связку «преступники — им­мигранты»; подобно этому могут возникать и такие иллюзорные корреляции, которые связывают какое-либо негативно воспри­нимаемое качество с принадлежностью к национальной группе.

По завершении этапа кодирования мы переходим к хранению социальной информации.