6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
То же с оговоркой можно отнести к еще одной форме коммуникативной тройственности, связываемой обычно с трансактным анализом. В соответствии с теорией трансакций мы все в общении принимаем на себя одно из трех возможных состояний:
1. Родитель – фигура доминирующая, управляющая, категоричная. Смотрит на партнера по общению сверху вниз. Ему все ясно, его не мучают вопросы и сомнения. Ярче всего его характеризуют фразы: «Я не позволю», «Неужели трудно просто сделать так, как я сказал», «Я против», «Вы все неправильно поняли», «Вы обязаны», «Нельзя», «Ни в коем случае!» «Как вам не стыдно» и т.п.
2. Взрослый – фигура любопытствующая, интересующаяся, интеллектуальная, независимая, рассматривающая все с точки зрения пользы и вреда. Употребляет выражения «Объясните, пожалуйста», «Давайте подумаем», «А что, если мы сделаем так», «А вы бы как поступили?», «Извините, я, видимо, неправильно объяснил. На самом деле…» и т.п.
3. Дитя – фигура эмоциональная, оперирующая понятиями хочу и нравится, очень непосредственная. Ее характеризуют фразы «Превосходно!» «Хочу!» «Надоело!» «Осточертело!» «Пропади оно все пропадом!» «Нет, вы просто восхитительны», «Ни за что не соглашусь» «Зачем это все надо» «Когда все это кончится».
В случае параллельных трансакций ситуации обычно выстраиваются довольно прозрачно. По линии В-В, Р-Р, Д-Д мы обмениваемся информацией: по линии В-В работаем, по линии Д-Д любим, развлекаемся, по линии Р-Р сплетничаем. Все эти трансакции ярко проявляются в ситуации интервьюирования и в диалоговых передачах на радио и телевидении. Здесь конфликта не предвидится, общение протекает ненапряженно.
Другой вариант параллельных трансакций – Р-Д (ситуация опеки, заботы, подавления) и Д-Р (ситуация беспомощности, каприза, восхищения). И эти трансакции нередко характеризуют работу журналиста с источником информации. Гораздо менее желательны они в эфире, поскольку отчасти унижают одного из партнеров. Тем не менее, при совпадении векторов эти варианты неконфликтны.
Но нередко в общении мы продуцируем перекрещивающиеся трансакции, когда одни выстраивает модель, например, по принципу В-В, а другой партнер по принципу Р-Д. Скажем, журналист пытается общаться с гостем в студии как взрослый со взрослым, а гость явно стремится к доминирующей позиции. Здесь уже возникает напряжение и возможен конфликт.
Иногда знание трансакций используется журналистами как прием. Не случайно один из известных в свое время интервьюеров – Урмас Отт, - ломал матрицу трансакций в середине интервью и выбирал наступательную тактику. Это заставляло собеседника «встрепенуться» и оживляло интервью. Подобный прием уместен в случае, если и вас, и партнера по общению отличает такое качество, как психологическая гибкость. В противном случае беседа может выйти из-под контроля.
Начинающему же журналисту можно посоветовать как можно более активно осваивать позицию взрослого. Для этого нужно стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитя, которые часто работают в автоматическом режиме. Старайтесь часто задавать себе вопросы «Правда ли это?» «Это единственный вариант?» «Применимо ли это?» «Откуда это?».
Следующий шаг – вывести на позицию взрослого вашего собеседника. Это сделать сложнее. Важнее всего здесь указать человеку на сложность любой обсуждаемой проблемы. Например, руководитель говорит вам: «Сделайте это без разговоров!» (Р-Д). Вы отвечаете: «Хорошо. Как это лучше сделать?» (В-В). «Сами разбирайтесь!» (Р-Д). «К сожалению, у меня нет вашего опыта. Возможно, моя идея имеет альтернативу. Мне нужна помощь руководителя» (В-В). Как правило, две-три амортизации настраивают на конструктивный диалог.
В случае, если журналисту вдалось сформировать эффективное поле общения, он получит ответную психологическую реакцию в виде потребности в общении со стороны информатора, аудитории, коллег по работе. Последняя внешне проявляется в первую очередь в стремлении быть ближе к объекту симпатии. Проще говоря, если вы видите, что человек приблизился к вам, стремится сесть или встать ближе, хочет продолжать общение, - это почти наверняка (в отсутствии других, корыстных причин) означает, что вы ему симпатичны.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы