6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы:
Взаимонаправленности (побуждения к действию). Она заключается в направленности на партнера (партнеров), который по каким-то причинам привлекает внимание журналиста. Это может быть источник или потребитель информации, коллега. С его стороны также должна последовать ответная реакция побуждения к действию, поскольку общение – это совместный процесс, невозможный в случае односторонней заинтересованности;
Взаимоотражения (уточнения ситуации действия). Включает психическое отражение партнерами друг друга;
Взаимоинформирования (действия). В основном включает информирование человека и прием ответной информации от него;
Взаимоотключения (свертывания действия). Состоит в отключении от партнера или возвращении ко второй фазе в случае, если мотивы контакта не исчезли. Тогда отражение партнерами друг друга осуществляется заново.
Все эти фазы реализуются в названных ранее основных направлениях коммуникации журналиста:
1. журналист-источник информации (Ж-И);
2. журналист-руководитель СМИ (Ж-Р);
3. журналист-коллеги (Ж-К);
4. журналист-аудитория (Ж-А).
Реализация фаз общения в зависимости от направления коммуникации в большей или меньшей степени обладает специфическими чертами:
направл-е фаза |
Ж-И |
Ж-Р |
Ж-К |
Ж-А |
взаимонапра-вленность | профессиональная ориентация журналиста на общение при отсутствии аналогичной спонтанной встречной реакции; потребность в стимулировании направленности на журналиста со стороны респондента | ориентационные механизмы со стороны журналиста и контролирующие со стороны руководителя | коллективный характер журналистской деятельности | сфокусированность на аудитории со стороны журналиста и потребность в стумулировании направленного интереса со стороны аудитории |
взаимоотражение | восприятие схематично в силу дефицита времени | реализация модели «взрослый-ребенок» или «родитель-ребенок»206 | восприятие соответствует ситуации делового и дружеского общения | восприятие со стороны аудитории виртуализируется, со стороны журналиста искажается представлением о среднем потребителе информации |
взаимоинформирование | одностороннее | официально-деловое | официально-деловое и дружеское | одностороннее |
взаимоотключение | резкое отключение | По мере прекращения деловых контактов | По мере прекращения деловых и дружеских контактов | Резкое отключение |
То есть наиболее специфический, ущемленный характер имеет общение в звене «журналист-источник информации» и «журналист-аудитория». Здесь требуется стимулирование направленности партнера и компенсация свернутого характера фазы взаимоотключения. Важно также отметить, что в журналистском общении третья фаза доминирует, но значимость остальных становится очевидной уже на этапе сбора материала.
В процессе прохождения тех или иных стадий журналист актуализирует различные коммуникационные каналы, которые обычно подразделяются на пять основных типов:
1. Внешний – между редакцией, в которой работает журналист, и внешней средой (партнерами по журналистскому цеху, работающими в других СМИ, источниками информации, получателями информации и т.д.);
2. Воходящий – от журналиста к руководителю;
3. Нисходящий – от руководителя к журналисту;
4. Информационный – между отделами, партнерами, подразделениями;
5. Неформальный – осуществляется по всем четырем каналам, но минуя официальные способы передачи информации.
К особенностям журналистского общения относится чуть более активное, чем во многих других сферах деятельности, использование неформального канала. При этом важно учитывать, что именно столкновение, переплетение неформального канала с остальными является частым источником субординационной причины конфликтов в коллективе. Не случайно внутренние кодексы и трудовые контракты некоторых редакций включают пункт о невозможности распространения деловых отношений в сферу неформальных контактов.
Особенность журналистской коммуникации заключается еще и в том, что значительная часть ситуаций общения располагается на оси групповой коммуникации. Работа журналиста – это не просто работа в звене «человек-человек». Это – работа в подобном звене, погруженном в групповые отношения. В группе же у людей проявляются психические качества и состояния, которые могут быть не выражены при непосредственном общении. Так, известные американские психологи Д.Майерс207, Д.Тернер выявили и проанализировали убедительные факты, доказывающие наличие в подобных ситуациях таких феноменов, как внутригрупповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, межгрупповая агрессия и враждебность, субъективность и пристрастность в восприятии представителей своей и чужой группы. Кроме того, группа представляет собой целостную структуру, действующую по определенным законам. В идеале группа со временем становится коллективом – то есть сообществом людей, объединенных чувством ответственной зависимости, когда отношение человека к человеку становится не вопросом дружбы, любви, симпатии, соседства, а вопросом выживания коллектива, к сохранению которого искренне стремятся все члены группы. Но группа может стать и толпой, уродливые черты которой столь эффектно были описаны в работах Г.Лебона208, С.Московичи209.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы