logo search
2471

70. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).

Как сказал Есин, очень хороший журналист, который воспитывался в среде, почитающей законы.

Короленко учился в сельскохозяйственной академии в Петербурге (Темирязьевка), разделял взгляды народников, подрабатывал корректором в либеральной газете “Новости”. В 1878 написал статью о драке дворника с рабочими. Газету расхватали. В ссылке вел себя принципиально, отказался принести присягу Александру 3, за это его сослали еще дальше, в Якутию. И вообще жил сложно.

В 1893 Короленко ездил в Америку, так как многие крестьяне в эти годы от отчаяния ехали туда искать счастливой жизни. Это очень волновало и Г.Успенского, и Короленко: какая участь ожидает русских эмигрантов. В результате появился очерк “Без языка” (“Русское богатство”). Главный герой - украинский крестьянин Матвей Лозинский. Другой очерк, посвященный Америке - “Фабрика смерти”, о Чикагской скотобойне, которую посещают многочисленные экскурсии, матери приводят своих детей. Нравственность американцев уступает нравственности русских.

После возвращения из Америки Короленко продолжает жить в Нижнем Новгороде. Дело удмуртских крестьян легло в основу цикла очерков “Мултанское жертвоприношение”. Борьба Короленко за национальное достоинство малых народов. Активно вмешался в это дело. Увидел, что даже не записывается ход процесса, который ведется с нарушениями, лишь бы подтвердить обвинение. На окраине деревни Мултан нашли труп странника, обвинили семеро крестьян-удмуртов не только в убийстве, но и в надругательстве над трупом, над которым, якобы, совершили языческий обряд. Короленко со своим коллегой поехали туда и вели запись процесса. Они поняли, что дело шито белыми нитками. Короленко начинает цикл “Мултанское жертвоприношение” со своих впечатлений после второго заседания: невинных людей приговорили к пожизненной каторге в Елабуге за убийство. Короленко активно подключает прессу, юристов, в том числе Кони, этнографов-фольклористов к этом делу. Он добился пересмотра дела в Сенате. Он сам стенографировал, вел следствие и т.д. Как ни странно, оказалось, что толчок процессу дал местный священник. Короленко был поражен ролью церкви. Печатал очерки в “Русском богатстве”. Отдельной книгой они вышли в 1896. Короленко удалось добиться полного оправдания в 1896. На Западе по поводу этого дела публиковались материалы под заголовками “Каннибализм в России”. Так что Короленко защитил достоинство всей России. Короленко обнаружил, что в ходе процесса имели место лжесвидетельство, фальсифицированное судопроизводство, он опроверг недобросовестных ученых-этнографов, защитил подсудимых.

Короленко всю свою жизнь он защищал демократические идеалы, достоинство и честь людей. Особое значение имеют его статьи 1905-1906 - о русско-японской войне, критика бездарного руководства и т.п. Они печатались в “Русском богатстве”.

После манифеста царя 17 октября 1905 (провозглашение гражданских свобод в России после революции) Короленко пишет очерки, показывающие, что этот закон ничего не изменил в русской жизни: пример - “Сорочинская трагедия”.(1905-1907) Короленко живет в это время в Полтавщине и подробно описывает издевательства карателей над невинными жителями украинских деревень, не только деревни Сорочинцы, но и других. Действительно трагедия.(Крестьяне собрались, чтобы определить, как бороться с пьянством, и убрать ли им винную лавку. Власти подумали, что это забастовка и выслали туда отряд с пушками под предвадительством Филонова, который всех поубивал.) Короленко снова говорит о национальном меньшинстве. Пишет открытое письмо Филонову, статскому советнику, возглавившему карательный отряд: под суд должен немедленно отправиться или Филонов, или он, Короленко, - за клевету. Третьего не дано. Это письмо опубликовала сначала одна газета - “Полтавщина”. Затем его перепечатали столичные газеты. Неожиданно Филонов был убит террористом в Киеве, письмо Короленко оказалось подстрекательством к убийству. Короленко стали осаждать анонимными письмами с угрозами, консервативная пресса писала оскорбительные статьи в его адрес. Были устроены пышные похороны Филонова. В это время Короленко жил в Полтаве. Писал о еврейских погромах, выступал неоднократно против них. Проявлял личное мужество, однажды он удержал толпу погромщиков на базаре.

Время Столыпинских реформ, которые проводились, как всегда в России, крутыми административными мерами. За неповиновение, за любой проступок крестьян стали казнить и вешать. Установлены были полевые суды, где людей казнили без доказательства их вины. Главное произведение Короленко об этом - “Бытовое явление”. Бытовым явлением стала в России в это время виселица. Толстой, прочитав этот очерк, был очень взволнован. Написал статью “Не могу молчать”.

Короленко всегда оставался демократом, но не разделял вражды народников и марксистов, хотя и не принял Октябрьскую революцию. Он и Анненский, были единственными людьми в “Русском богатстве”, кто не испытывал вражды к марксистам, они даже подписывались часто псевдонимом “Оба”. Даже большевистская пресса называла Короленко “несомненным демократом”.

Точность выводов позволяла ему быть очень смелым. Всегда доводил дело до конца, несмотря на оскорбления и притеснения. Постоянно жертвовал собой. “Высокая гражданственность - это и есть публицистичность”. Но, правда, он выбирал большие дела, значительные. Много путешествовал. Очерки, путевые заметки о путешествии по реке Керженце, по местам, где как раз жили староверы.

Луначарский: В 1921 Короленко был возмущен действиями ВЧК в Полтаве, проводившем внесудебные казни и расстрелы. Он написал три гневных письма Луначарскому, надеясь, что они будут переданы Ленину. Выступил против засилья беззакония и бесчеловечности. Особенно его поразил расстрел молодой безвинной девушки. С Луначарским был знаком лично. Несмотря на такое гневное письмо, с ним ничего не сделали. Его считали «просоветским писателем», хотя он не считал, что насильственная революция 1917 была нужна. Ему всегда присылвли хлеб - соль- это доказательство того, что в сложные годы гражданской войны советское правительство о нём заботилось.

Его как-то спросили, почему он пишет так откровенно, подчеркнул Есин на консультации, и Короленко ответил, что когда он пишет, представляет что будет, если он свои гневные слова из очерков скажет человеку в лицо. Если он сказать может - то можно публиковать, если нет - тогда редактировал.

Умер Короленко в 1921 г.