Вопрос 47
Правовое регулирование деятельности СМИ.
Есть 2 направления регулирования деятельности СМИ: правовое регулирование и этическое регулирование.
Правовое регулирование деятельности СМИ обеспечивают Конституция РФ
I Конституция России гарантирует свободу поиска, получения и распространения информации в части 4 статьи 29
4. «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным Законом».
Т.е. если информацию украли, то этот пункт не может служить оправданием.
II. Международные соглашения, подписанные от имени Российской Федерации и вступившие в силу на её территории. Нас касаются:
1. Всеобщая декларация прав человека (документ ООН);
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (тоже документ ООН);
3. Европейская конвенция о защите основных прав и свобод человека - документ Евро-Союза, для нас наиболее важен. Журналистов касается статья 10.
Статья 10 Свобода выражения мнения
1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Контролирует исполнение Европейской конвенции Европейский суд по правам человека (находится в Страсбурге, во Франции). Туда может обратиться любой гражданин или организация РФ, если у нас исчерпаны все возможные способы защиты (т.е. дело прошло суды 1-ой и 2-ой инстанции).
III. Федеральные Конституционные Законы (ФКЗ) – для того, чтобы их принять, нужно чтобы в Думе за них проголосовало 2/3 депутатов, т.е. квалифицированное большинство. Нас касаются:
О референдуме РФ (глава про агитацию)
О Чрезвычайном Положении (статьи о цензуре)
О Военном Положении (статьи о цензуре)
IV. Федеральные Законы РФ (ФЗ) – для того, чтобы их принять, необходимо простое большинство голосов.
Тех, которые касаются нас около 30.
Главный из них – «Закон о СМИ» (принят 27.12.1991, вступил в силу (14.02.1992). Несмотря на статус Федерального, он называется просто «Закон», потому что когда его принимали ещё не было деления на Федеральные и не Федеральные законы.
V. Указы Президента РФ.
Делятся на две группы: указы о персоналиях (назначения, награждения – нас они вообще не касаются) и указы, которые заполняют правовой вакуум в регулировании каких-либо отношений. Это временная мера, пока Дума не примет соответствующие законы.
Например, у нас нет специального закона о телевидении и радиовещание, поэтому пока все вопросы в этой сфере регулируются президентскими указами (лицензирование и т.п.). Как только Дума примет соответствующие закон – все указы по этим вопросам автоматически утрачивают свою силу. Как-то закон уже пытались принять, но президент (ещё Ельцин) наложил вето.
VI. Постановления правительства РФ (устанавливают регламент исполнения закона или указа)
VII. Приказы Министерства культуры и массовых коммуникаций.
Немного в стороне находится Региональное законодательство о СМИ. Его условно можно разделить на:
• законы, которые устанавливают различные формы поддержки региональных СМИ;
• законы, призванные обеспечить защиту общественной морали и нравственности.
ЗАКОН О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Надо понимать, что этот закон написан не для журналистов, не журналистами и не в интересах журналистов. Написан он в интересах всего общества, как и многие другие законы.
СМИ – это газета, журнал, бюллетень (печатные СМИ), теле-, радио-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Главный субъект СМИ – журналист.
Журналист – это лицо, занимающееся сбором, переработкой, редактированием и распространением массовой информации и состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с редакцией зарегистрированного СМИ, либо выполняющее эти функции по уполномочинию редакции (договор возмездного оказания услуг, авторский договор, договор подряда, письменное задание редакции).
Оператор относится к журналистам. Карикатурист и фельетонист тоже.
Закон о СМИ регламентирует права и обязанности журналистов.
Права:
1. Искать, запрашивать – специфическое право журналистов, получать и распространять информацию;
2. «Не имеет особого значения – можно изучить и самостоятельно…» - А. Г. Рихтер;
3. Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеосъёмки, кино- и фотосъёмки, за исключением случаев, предусмотренных законом. (Журналисты не должны получать предварительного разрешения на съёмку, если она не запрещена законом. Например, перед тем как начать съёмку в суде, надо спросить разрешения у судьи; это прописано в каких-то правилах ведения судебных заседаний);
4. Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, где объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;
5. Проверять достоверность сообщаемой ему информации;
6. Излагать свои личные суждения или оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью (Закон не разделяет мнения и факты, но с 2005 г. Верховный суд говорит о том, что журналисты не должны нести ответственности за высказывание своих мнений);
17. Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого по его мнению было искажено в процессе редакционной подготовки (т.е. за содержание материала несут ответственность автор и редактор, если автор подпись снимает, то отвечает только редактор);
Обязанности журналистов:
1. Соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях
Таким образом, не соблюдение Устава редакции = нарушению закона о СМИ
2. Проверять достоверность сообщаемой им информации
Количество источников, подтвердивших правдивость информации, должно перевешивать количество источников её опровергнувших.
Естественно, что журналисты не сотрудники ФСБ и не могут проверять инф. со 100%-ой точностью, но если возникают какие-то противоречия и дело доходит до суда и ж-т говорит, что я проверял информацию по 2-ум источникам, один сказал «Да», другой – «Нет», то в такой ситуации ж-т, проигрывает, а вот если источников уже 3 – два говорят «Да», а один «Нет», то ж-т выигрывает. Если 2 источника сказали «Да», а на самом деле оказалось враньё, то журналист тоже прав.
3. Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на её источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые
Этот пункт важен при авторизации интервью. Человек давший интервью вправе попросить (читай – потребовать), чтобы журналист принёс ему потом материал для сверки. Он не может потом сказать: «Нет, я передумал, я не хочу, чтобы это печатали». Решение о публикации материала, а также о том, ЧТО именно публиковать принимает журналист.
Но, если возникает такая ситуация: кто-то сказал в интервью, что в стране 15 заводов занимаются тем-то и тем-то, и попросил принести материал на сверку, для того чтобы уточнить цифры, а журналист наплевал на это, а заводов оказалось не 15, а 20 и из-за этого возникли какие-то сложности, то вся ответственность за неверную информацию лежит на ЖУРНАЛИСТЕ, а не на человеке, который дал интервью.
Сверка на самом деле нужна для того, что бы помочь сделать журналисту его материал лучше.
4. Сохранять конфиденциальность информации и (или) её источников
Если человек сказал что-то в интервью и при этом оговорился, что это не для печати, а журналисты это всё-таки напечатали, то человек может потребовать компенсации морального ущерба.
Также обстоит дело и с источниками информации, если они пожелали остаться неизвестными.
5. Получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина, полученных от самого гражданина или его законных представителей
Под сведениями о личной жизни принято понимать любые сведения, которые позволяют идентифицировать человека (т.е. понять, что тот, о ком идёт речь – это Вася Иванов или Петя Сидоров).
Желательно получать согласие на распространение сведений о личной жизни письменно или при свидетелях.
Законные представители бывают:
- у несовершеннолетних (родители или опекуны и воспитатели);
- у заключённых (начальник тюрьмы);
- у больных (глав. врач больницы).
6. При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъёмки
Особенно этот пункт важен при интервью по телефону. На Западе с этим очень строго, могут не только наказать за нарушение закона о СМИ, но и даже отключить от телефонной линии)))
7. Ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных, предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала
Если ты поставил в известность руководство о возможных рисках в связи с публикацией своего материала, ты полностью снимаешь с себя ответственность. Если же не поставил и кто-то предъявил иск, то редакция вправе предъявить тебе встречный иск и скорее всего именно журналист будет компенсировать убытки редакции по иску.
8. Отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связанно с нарушением закона
9. Предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста
10. Соблюдать запрет на проведение предвыборной агитации при осуществлении им профессиональной деятельности
Подробнее об этом написано в Законе о предвыборной агитации.
? Действие этого пункта распространяется только на период предвыборной агитации (т.е. за месяц до дня голосования). Публиковать политические материалы в это время можно только, если они оплачены из средств предвыборного штаба кандидата или предоставлены в рамках, например, бесплатного эфирного времени и т.п.
При этом во всех пунктах надо учитывать, что в законе точно не определено, что такое защита общественных интересов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ и КОНФЕДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОС ТАЙНА –з ащищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
К.И. – это другие сведения, которые не составляют гостайны:
• тайна личной жизни (если человек даёт согласие на распространение сведений, то тайна перестаёт быть тайной, также ничего страшного, если по распространяемым данным нельзя идентифицировать человека);
• тайна следствия;
• профессиональная тайна (врачебная, адвокатская, нотариальная, ? – журналистская – раскрытие источников информации);
• коммерческая тайна (о ней есть отдельный закон, принятый в 2004 году).
Коммерческая тайна – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законных основаниях и в отношении которой обладателем этой информации введён режим коммерческой тайны (т.е. на каждом таком документе должен стоять соответствующий гриф).
Также в законе о коммерческой тайне есть перечень сведений, которые не могут её составлять.
По 183 статье УК РФ сбор сведений, составляющих коммерческую тайну путём похищения, подкупа, угроз карается лишением свободы сроком до 2-х лет.
- Сми в информационном обществе
- 2. Проблемы единства информационного пространства России
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4. Журналистика и глобальные проблемы человечества
- 5. Конвергенция (сближение) в сми (Развернутый)
- 1. Понятия
- 2. Сущность изменений
- 3. Экономика конвергенции
- 6. Журналистика как институт демократии
- 7. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 8. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 9. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 10. Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- 11. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Журналистика и политика.
- Журналистика и избирательный процесс.
- 14. Типы онлайновых сми.
- 15. Национальные модели сми
- 16. Сми в пространстве Интернета
- 17. Тв в системе сми: основные тенденции развития в условиях рынка
- 18. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития
- 19. Информационные агентства в системе сми
- 20. Интернет как канал распространения и хранения информации
- 21. Типология сми
- 22. Газетная и журнальная периодика в системе сми.
- 23. Современные коммуникативные стратегии сми.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация:
- 24. Мобильная связь и развитие массовых информационно-коммуникационных
- Вопрос 25, организация работы предприятия сми в условиях рынка.
- Вопрос 26. Сми и новые информационно-коммуникационные технологии
- Вопрос 27. Зарубежный капитал на информационном рынке России
- Вопрос 28. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- Вопрос 29. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России
- 30. Журналистика и pr: сравнительный анализ.
- Вопрос 31. Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- 32. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура,
- 33. Техника и технология производства сми. Допечатная подготовка издания.
- 36. Реклама и сми.
- 37. Развитие новых информационных технологий и фрагментация аудитории.
- 38. Политическая реклама
- 39. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 40. Основные понятия и концепции экономики сми.
- 41. Менеджмент в сми
- Вопрос 42
- 43 Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 44 Журналистика новостей.
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- 49. Закон о сми права и обязанности журналиста
- 50. Законодательные нормы о недопустимости злоупотребления свободой сми (Закон о сми, глава 1)
- 51 Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 52. Журналистская деонтология
- 53. Объект и субъект авторского права
- 54. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости журналистов от учредителя сми
- 5. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
- 56. Специфика рассмотрения исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам. Возможности освобождения редакции, главного редактора и журналиста от ответственности.
- 57. Социологические исследования сми.
- 58. Сми во взаимодействии с аудиторией
- 59. Сми и общественное мнение
- 61. Методы эмпирических социологических исследований сми.
- 62. Место языка сми в стилистической системе современного русского языка.
- 64. Медиатекст в контексте культуры речи. Типичные стилистические
- Вопрос 65. Стилистические особенности рекламной коммуникации.
- 66. Стилистические средства повышения эффективности медиатекста.
- II. Историко-профессиональный цикл
- 67. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 68. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 69. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 70. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 71. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 72. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 73. Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И. Герцена.
- 74. Общероссийская газета «Русское слово» и.Д. Сытина – в.М. Дорошевича в начале хх в.
- 75. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 76. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 77. Редакционно-издательская деятельность а.С. Суворина.
- 78. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики 1905 г.
- 79. В.И. Ленин о принципах создания советской журналистики.
- 80. Российская журналистика в 1917 г. Ведущие публицисты этого периода.
- 81. Отечественная журналистика 20-х
- Вопрос 82. Структура советской журналистики в конце 1920-х и в 1930-е гг.
- Вопрос 83. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати
- 10 Ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати.
- 84.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.
- 85.Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- 86. Журналистика русского зарубежья в хх в.
- 87. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 88. Особенности функционирования отечественной журналистики на современном этапе.
- 89. Новый Завет и развитие европейской публицистики.
- 90. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.
- 92 Английская концепция свободы печати
- 93. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
- 94. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 95 К. Маркс(м) и ф. Энгельс (э) – журналисты Новой Рейнской Газеты (нрг).
- 96. Американская концепция свободы печати.
- 97. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 98. Становление политической журналистики в странах Запад ной Европы в XVII–XVIII вв.
- 99. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 100. Современные зарубежные теории журналистики.
- 101. Французская концепция свободы печати.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- 103. Средства массовой информации Великобритании.
- 105 Сми Франции
- 106. Средства массовой информации сша.