86. Журналистика русского зарубежья в хх в.
.(Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.))
1918-1920 - гражданская война, после которой раскололось не только общество. В этот период возникает две литературы, две журналистики. Основные направления эмиграции: 1) Запад - через Прибалтику, 2) Крым, 3)Восток. Во всех этих регионах зарубежья было много русских, создавались печатные органы.
Русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили “Голос России”, “Время”, “Руль”; в Праге - “Воля России”, “Казачий набат”; в Париже - “Бодрость”, “Россия”, “Возрождение” (П.Б.Струве) и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета “Руль”, издаваемая И.Гессеном, А.Каминкой, В.Набоковым с 1920. В 1922 Набокова застрелили покушавшиеся на Милюкова видные деятели русской фашистской печати. Идеи русского фашизма сложились в эмиграции: газета “Нация” (Вонсянский (?) - редактор, идеолог русского фашизма, эмигрировал на Восток).
В “Руле” постоянными становятся две рубрики: “В Берлине”, “В России”. Содержание газеты отражало политическую разобщенность русской эмиграции. Таковой была реальность.
И.Гессен - бывший редактор газет “Право” и “Речь”, депутат государственной Думы, член ЦК кадетов, а после революции и гражданской войны - основатель и бессменный глава берлинского издательства “Слово” и редактор газеты “Руль” - высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В.Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг “Руля”. Направление газеты подвергалось нападкам как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций.
Читателей привлекала и рубрика “Русская эмиграция”, объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и других странах.
Очень популярной была газета Александра Федоровича Керенского “Дни” (с 1922, Берлин). С осени 1925 газета издается в Париже. Программа газеты была заявлена с первого номера: не связана ни с какой партией, “возрождение России” и “вера в ее светлое будущее”. Девиз: “Весь наш пафос в свободе, вся наша вера - в народ”. Большевистская пресса в СССР нападала на “Дни”, так как в СССР очень внимательно следили за зарубежной печатью. Главный специалист по нападкам не зарубежную печать - Михаил Кольцов, у которого была своя рубрика в “Правде”. Нападки были и со стороны представителей русского зарубежья.
В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к “Последним новостям”, сохранявшим свое умеренное направление. Редактор - П.Милюков. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России.
Позиция изданий социалистических партий и в 30-е оставалась резко отрицательной к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская “Заря”, эсеровские “Знамя борьбы” и “Революционная Россия”, “Бюллетень оппозиции” Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти.
В феврале 1929 Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер “Бюллетеня оппозиции”. Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70-80% материалов “Бюллетеня” принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек “Бюллетеня”. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорарные средства от его публикаций и пожертвований его сторонников.
В истории “Бюллетеня оппозиции” просматриваются несколько периодов: 1929 - 1933/34 - до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР; 1933/34 - 1939 (до начала войны); третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.
Главные темы первых двух этапов6 борьба за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивая попытка Троцкого создать альтернативный 3-му 4-ый Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к “политической революции” в СССР, устранению Сталина. Ведущее место занимала также тема страстной неприязни Троцкого к Сталину.
Основным источником публикаций в “Бюллетене оппозиции”, его постоянной рубрики “Революционные новости из СССР” были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
Послевоенная журналистика русского зарубежья
«Посев», «Грани» - стали выходить в России с 1992. Однако появились сразу же после окончания Великой Отечественной войны (первый в 1945 г. второй в 1946 г.). Сначала журналы издавались в районном городе Лимбург-на-Лане, а с января 1952 г. – во Франкфурте-на-Майне.
Еженедельный журнал «Грани» издается тиражом всего 750 экземпляров. Его основные рубрики: «Публицистика. Пути России», «Интеллигенция и власть» свидетельствуют, что редакция из номера в номер публикует материалы по острым политическим проблемам. Сотрудничали И. Бунинын, 3. Гиппиус, Б. Зайцев. «Посев», как и «Грани» выходит небольшим тиражом, не превышающим трех тысяч экземпляров. Редколлегии этих журналов нередко обращаются к читателям с просьбой о поддержке.
«Новый журнал», вышедший в 1942 г. в Нью-Йорке публиковал самых известных писателей, поэтов, публицистов русского зарубежья довоенной поры: М.А. Алданова, В.М. Чернова и др. Первые номера журнала открывались рассказами И.А. Бунина. В 1970 г. вышла сотая книга «Нового журнала», и его редактор Роман Гуль писал, что редакция с полным правом может отметить этот юбилей, выделив в истории журнала четыре периода: первый – с основания в 1942 г. по 1945 г., второй – с 1945 до «оттепели» (смерти Сталина в 1953 г.), третий – с середины 1950-х до середины 1960-х, четвертый - с половины 1960-х. Каждый из этих периодов отличался характером публикуемого материала: сначала печатались почти только писатели, поэты, публицисты, ученые первой волны эмиграции, потом – после окончания войны – те, кто эмигрировал в послевоенный период, в третий период начали появляться рукописи, приходившие «с оказией» из Советского Союза, в четвертый период печатались рукописи советских писателей, бежавших на Запад от большевистской тоталитарщины. История «Нового журнала» продолжается: в 1995 г. вышел его 200-й номер.
«Континент». Основан В. Максимовым в 1975 г. в Берлине. Цели и задачи журнала в статье «От редакции», открывавшей первый номер, формулировались следующим образом: безусловный антитоталитаризм, безусловный демократизм, безусловная беспартийность, безусловный религиозный идеализм. До 1992 г. редакцию «Континента» возглавлял В. Максимов. В разные годы в редколлегию входили Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Игорь Виноградов, Галина Вишневская, Андрей Сахаров. Основными в журнале были разделы: «Россия и современность», «Восток-Запад», «Восточноевропейский диалог», «Литература и время», «Религия в нашей жизни», «Книжные новинки», «Колонка редактора» (острыми статьями на политические темы).
Газета «Русская мысль». Еженедельник выходит в Париже с 19 апреля 1947 г. тиражом 50 тыс. экземпляров. В постоянных рубриках газеты «Мир за неделю», «События и размышления», «Россия сегодня», «Взгляды с Запада» находят отражение все важнейшие события в России и в мире. Среди публикаций 2000 года заслуживают внимания статьи «Конец эпохи Ельцина. Первый русский президент ушел в отставку»,
Газета «Новое русское слово» издается в Нью-Йорке с 1910 г. Она в основном публиковала произведения эмигрантских писателей, документы самиздата и протесты из СССР
- Сми в информационном обществе
- 2. Проблемы единства информационного пространства России
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4. Журналистика и глобальные проблемы человечества
- 5. Конвергенция (сближение) в сми (Развернутый)
- 1. Понятия
- 2. Сущность изменений
- 3. Экономика конвергенции
- 6. Журналистика как институт демократии
- 7. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 8. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 9. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 10. Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- 11. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Журналистика и политика.
- Журналистика и избирательный процесс.
- 14. Типы онлайновых сми.
- 15. Национальные модели сми
- 16. Сми в пространстве Интернета
- 17. Тв в системе сми: основные тенденции развития в условиях рынка
- 18. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития
- 19. Информационные агентства в системе сми
- 20. Интернет как канал распространения и хранения информации
- 21. Типология сми
- 22. Газетная и журнальная периодика в системе сми.
- 23. Современные коммуникативные стратегии сми.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация:
- 24. Мобильная связь и развитие массовых информационно-коммуникационных
- Вопрос 25, организация работы предприятия сми в условиях рынка.
- Вопрос 26. Сми и новые информационно-коммуникационные технологии
- Вопрос 27. Зарубежный капитал на информационном рынке России
- Вопрос 28. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- Вопрос 29. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России
- 30. Журналистика и pr: сравнительный анализ.
- Вопрос 31. Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- 32. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура,
- 33. Техника и технология производства сми. Допечатная подготовка издания.
- 36. Реклама и сми.
- 37. Развитие новых информационных технологий и фрагментация аудитории.
- 38. Политическая реклама
- 39. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 40. Основные понятия и концепции экономики сми.
- 41. Менеджмент в сми
- Вопрос 42
- 43 Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 44 Журналистика новостей.
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- 49. Закон о сми права и обязанности журналиста
- 50. Законодательные нормы о недопустимости злоупотребления свободой сми (Закон о сми, глава 1)
- 51 Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 52. Журналистская деонтология
- 53. Объект и субъект авторского права
- 54. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости журналистов от учредителя сми
- 5. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
- 56. Специфика рассмотрения исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам. Возможности освобождения редакции, главного редактора и журналиста от ответственности.
- 57. Социологические исследования сми.
- 58. Сми во взаимодействии с аудиторией
- 59. Сми и общественное мнение
- 61. Методы эмпирических социологических исследований сми.
- 62. Место языка сми в стилистической системе современного русского языка.
- 64. Медиатекст в контексте культуры речи. Типичные стилистические
- Вопрос 65. Стилистические особенности рекламной коммуникации.
- 66. Стилистические средства повышения эффективности медиатекста.
- II. Историко-профессиональный цикл
- 67. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 68. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 69. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 70. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 71. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 72. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 73. Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И. Герцена.
- 74. Общероссийская газета «Русское слово» и.Д. Сытина – в.М. Дорошевича в начале хх в.
- 75. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 76. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 77. Редакционно-издательская деятельность а.С. Суворина.
- 78. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики 1905 г.
- 79. В.И. Ленин о принципах создания советской журналистики.
- 80. Российская журналистика в 1917 г. Ведущие публицисты этого периода.
- 81. Отечественная журналистика 20-х
- Вопрос 82. Структура советской журналистики в конце 1920-х и в 1930-е гг.
- Вопрос 83. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати
- 10 Ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати.
- 84.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.
- 85.Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- 86. Журналистика русского зарубежья в хх в.
- 87. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 88. Особенности функционирования отечественной журналистики на современном этапе.
- 89. Новый Завет и развитие европейской публицистики.
- 90. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.
- 92 Английская концепция свободы печати
- 93. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
- 94. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 95 К. Маркс(м) и ф. Энгельс (э) – журналисты Новой Рейнской Газеты (нрг).
- 96. Американская концепция свободы печати.
- 97. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 98. Становление политической журналистики в странах Запад ной Европы в XVII–XVIII вв.
- 99. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 100. Современные зарубежные теории журналистики.
- 101. Французская концепция свободы печати.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- 103. Средства массовой информации Великобритании.
- 105 Сми Франции
- 106. Средства массовой информации сша.