logo
2471

66. Стилистические средства повышения эффективности медиатекста.

Язык публикации должен быть живым. Изложение – доходчивым. Следует избегать канцеляризмов. Используйте фразеологизмы, пословицы, поговорки, устоявшиеся обороты, если только они уже не превратились в штампы, канцеляризмы. Можно включать в текст и разговорную лексику, но с большой осторожностью, с оглядкой на тему конкретного текста, характер издания, в котором он потом будет опубликован и, соответственно, аудитории, которая это будет потреблять.

Кроме того, важен образный ряд. Можно задействовать образы, хорошо знакомые аудитории, которые вызвали бы какой-то ассоциативный ряд (из истории, из фольклора, из художественных произведений…).

При создании эффективного медиатекста чрезвычайно важна роль заголовка. Он должен быть броским, интригующим, запоминающимся. Можно поиграть словами, используя такие литературные приёмы, как оксюморон или каламбур и т.д. Образцы хороших заголовков можно найти, например, в газете «КоммерсантЪ»; интересно были озаглавлены сюжеты в программе Л. Парфёнова «Намедни» (заставки перед каждым репортажем).

Следует сделать узнаваемыми рубрики, их названия. Возможно стилистическое единство рубрики, заголовка, текст (здесь же - пресловутое единство формы и содержания).

Можно использовать экспрессивно-оценочную лексику (не путать с бранной!).

Внимание аудитории обычно привлекают медиатексты, в которых использованы ирония, сарказм и т.д.

Г-жа Лазутина в своём учебнике ссылается на г-на Пронина, который ввёл такое понятие, как «Элементарные выразительные средства». Там всё очень мудрёно, но если упомянёте это выражение – уже хорошо, а под него можно подвести что угодно.

Ещё пара замечаний: Косвенную речь можно разнообразить цитатой. Плюс важно выстроить чёткую композицию.

Вообще же, лучше при ответе на этот вопрос перевести разговор на собственную работу – как лично вы строите работу с текстом, делаете его эффективным и т.д.