100. Современные зарубежные теории журналистики.
Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства – массового общества.
В теории массовой коммуникации выделилось два основных направления:
1. Человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди скорее приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям. Среди моделей массовой коммуникации здесь можно выделить: конструкционистскую модель Вильяма Гэмсона; “спираль молчания” Элизабет Ноэль-Нойман.
2. Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн (1911-1980 гг.).
Г.Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство. По мнению Г.Маклюэна, телевидение - это не труба, по которой можно передавать все, что угодно. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства.
Функции средств массовой коммуникации: социальной ориентировки, социальной идентификации, контакта с другими людьми, самоутверждения, утилитарная, эмоциональной разрядки. Помимо этих социально-психологических функций, СМК, по мнению французских исследователей А.Катля и А.Каде, выполняют в обществе функции антенны, усилителя, призмы и эхо.
«Спираль молчания» (Spiral of Silence)
Концепция «спирали молчания» была предложена известным немецким социологом Э. Ноэль-Нойман в связи с проблемой формирования общественного мнения. Здесь предполагается анализ взаимосвязей между массовой коммуникацией, межличностной коммуникацией и тем, как индивид соотносит свое мнение с мнением других. В значительной степени идеи автора опираются на более ранние разработки социальной психологии, в которых утверждается зависимость индивидуальных мнений и установок от того, как индивид оценивает мнения других людей.
Существо концепции состоит в следующем. Большинство людей стараются избежать ситуации, когда только им одним приходится разделять определенные установки и представления. Поэтому люди через изучение своего окружения стараются выявить как господствующие точки зрения, так и менее популярные. Если индивид обнаруживает, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то скорее всего он не будет выражать их открыто. По крайней мере из-за элементарной боязни остаться в изоляции. Ситуация, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие на его сокрытие приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него устанавливается доминирование какой-то одной точки зрения.
Концепция спирали молчания Ноэль-Нойман получила эмпирическое подтверждение в ходе исследований общественного мнения в Федеративной Республике Германии. (См. также Спираль молчания)
ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ
Понятие “глобальная деревня” ввел канадский философ и культуролог М. Маклуэн (1911-1980).
М. Маклуэн: “Земной шар, “обвязанный” электричеством, не больше деревни”.
Понятие “глобальная деревня” - это телеологическое понятие. Это не только констатация того, что уже произошло, но и того, что во все возрастающей степени происходит и будет происходить. Иначе говоря, по мере информатизации общества понятие “глобальная деревня” все более соответствует его природе.
К настоящему времени понятие “глобальная деревня” вошло в научный и обиход. Вместе с тем, его содержательное освоение предполагает совместные усилия исследователей всех областей общественной жизни, их согласованную работу в рамках формирующегося всемирного “творческого цеха”.
Под глобальной деревней имеется в виду все современное общество как оно воспроизводится с помощью “электрических” средств общения (телевидения, радио, кино, телекоммуникаций). Изо дня в день вступая в связь друг с другом через их посредство, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной деревне. Они вольно или невольно все основательнее влезают в жизнь друг друга, рассуждая при этом обо всем, что им приходится видеть и слышать.
В глобальной деревне повседневно переплетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение “все времена и пространства сразу” - все мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, созданные и сохраненные человечеством.
Эта все более энергично формирующуюся реальность делает безнадежно анахроничными до сих пор встречающиеся у нас высказывания типа “Сейчас с нами происходит то же, что в других странах было лет двести тому назад”. Ведь строятся они в соответствии с линейно-прогрессистскими представлениями об историческом времени и пространстве, широко распространенными в XIX веке, но оказывающимися в положении граждан второго сорта в условиях вездесущей мгновенно передаваемой по всему миру информации.
“Глобальная деревня” - это мир повседневных “электрических” взаимосвязей. Он не имеет аналогов в прошлом. Мир этот является перманентно взрывоопасным. Поэтому к нему требуется инженерное, управленческое, менеджериальное отношение.
Мануэль Кастельс
главное направление его научной деятельности, связано с рождением информационного общества и теми изменениями, которые принесла научно-техническая революция. Эти изменения, по мнению Кастельса, сравнимы с промышленной революцией и даже превосходят ее.
Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Возможности информационных технологий приводят к зарождению единой социально-экономической системы, объединяющей весь мир. Информационная эпоха порождает общество, которое, как полагает Кастельс, является не только глобальным, но еще и сетевым (network society) — оно развивается спонтанно, в результате взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей.
Хотя процветание стран еще зависит от развития их внутренней экономики, а не от глобального рынка, но в самых развитых отраслях экономики (финансы, телекоммуникации и СМИ) уже видна общемировая тенденция глобализации. Ключевой элемент этой системы — обладание информационными технологиями (в частности, возможностями сети Интернет). Именно они предопределяют место страны в мировой иерархии. Для некоторых стран и континентов (например, Африки) существует угроза оказаться вне всемирной сети, быть выброшенными из мировой информационной системы. Эти страны и территории образовывают, как назвал их Кастельс, "Четвертый мир". Но и в развитых странах не всем удается освоить новый образ жизни, основанный на постоянном использовании информации. Существовавшая раньше социальная противоположность владельцев средств производства и наемных рабочих сменяется, по Кастельсу, делением на Интернет-имущих и Интернет-неимущих.
Мануэль Кастельс неоднократно бывал в России. В 1984 на рабочем совещании Всемирной социологической организации в Новосибирске он познакомился с социологом Эммой Киселевой, на которой женился в 1993. В России он работал руководителем группы зарубежных экспертов, приглашенных в 1992 правительством РФ. Хотя рекомендации группы Кастельса были отклонены, он сохранил устойчивые связи с российскими академическими кругами и часто посещает нашу страну.
В своих публикациях о проблемах социально-экономического развития России он критически характеризует реформы 1990-х, считая, что они не сократили, а увеличили отрыв России от развитых стран. "Россияне, — пишет он, — в своем большинстве… живут замкнуто, в изоляции от остального мира". По его мнению, Россия оказалась разорванной между немногими городскими мегаполисами, связанными с глобальной экономикой, и огромной территорией вокруг них (сельские местности и провинции), которые почти никак не связаны с реалиями информационной эпохи и маргинализуются. Скептически оценивая российскую политическую систему, Кастельс связывает "переосмысление России" с развитием неправительственных организаций, которые могли бы стать двигателем новых, истинно прогрессивных социальных изменений.
- Сми в информационном обществе
- 2. Проблемы единства информационного пространства России
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4. Журналистика и глобальные проблемы человечества
- 5. Конвергенция (сближение) в сми (Развернутый)
- 1. Понятия
- 2. Сущность изменений
- 3. Экономика конвергенции
- 6. Журналистика как институт демократии
- 7. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 8. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 9. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 10. Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- 11. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Журналистика и политика.
- Журналистика и избирательный процесс.
- 14. Типы онлайновых сми.
- 15. Национальные модели сми
- 16. Сми в пространстве Интернета
- 17. Тв в системе сми: основные тенденции развития в условиях рынка
- 18. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития
- 19. Информационные агентства в системе сми
- 20. Интернет как канал распространения и хранения информации
- 21. Типология сми
- 22. Газетная и журнальная периодика в системе сми.
- 23. Современные коммуникативные стратегии сми.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация:
- 24. Мобильная связь и развитие массовых информационно-коммуникационных
- Вопрос 25, организация работы предприятия сми в условиях рынка.
- Вопрос 26. Сми и новые информационно-коммуникационные технологии
- Вопрос 27. Зарубежный капитал на информационном рынке России
- Вопрос 28. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- Вопрос 29. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России
- 30. Журналистика и pr: сравнительный анализ.
- Вопрос 31. Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- 32. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура,
- 33. Техника и технология производства сми. Допечатная подготовка издания.
- 36. Реклама и сми.
- 37. Развитие новых информационных технологий и фрагментация аудитории.
- 38. Политическая реклама
- 39. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 40. Основные понятия и концепции экономики сми.
- 41. Менеджмент в сми
- Вопрос 42
- 43 Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 44 Журналистика новостей.
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- 49. Закон о сми права и обязанности журналиста
- 50. Законодательные нормы о недопустимости злоупотребления свободой сми (Закон о сми, глава 1)
- 51 Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 52. Журналистская деонтология
- 53. Объект и субъект авторского права
- 54. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости журналистов от учредителя сми
- 5. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
- 56. Специфика рассмотрения исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам. Возможности освобождения редакции, главного редактора и журналиста от ответственности.
- 57. Социологические исследования сми.
- 58. Сми во взаимодействии с аудиторией
- 59. Сми и общественное мнение
- 61. Методы эмпирических социологических исследований сми.
- 62. Место языка сми в стилистической системе современного русского языка.
- 64. Медиатекст в контексте культуры речи. Типичные стилистические
- Вопрос 65. Стилистические особенности рекламной коммуникации.
- 66. Стилистические средства повышения эффективности медиатекста.
- II. Историко-профессиональный цикл
- 67. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 68. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 69. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 70. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 71. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 72. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 73. Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И. Герцена.
- 74. Общероссийская газета «Русское слово» и.Д. Сытина – в.М. Дорошевича в начале хх в.
- 75. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 76. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 77. Редакционно-издательская деятельность а.С. Суворина.
- 78. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики 1905 г.
- 79. В.И. Ленин о принципах создания советской журналистики.
- 80. Российская журналистика в 1917 г. Ведущие публицисты этого периода.
- 81. Отечественная журналистика 20-х
- Вопрос 82. Структура советской журналистики в конце 1920-х и в 1930-е гг.
- Вопрос 83. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати
- 10 Ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати.
- 84.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.
- 85.Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- 86. Журналистика русского зарубежья в хх в.
- 87. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 88. Особенности функционирования отечественной журналистики на современном этапе.
- 89. Новый Завет и развитие европейской публицистики.
- 90. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.
- 92 Английская концепция свободы печати
- 93. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
- 94. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 95 К. Маркс(м) и ф. Энгельс (э) – журналисты Новой Рейнской Газеты (нрг).
- 96. Американская концепция свободы печати.
- 97. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 98. Становление политической журналистики в странах Запад ной Европы в XVII–XVIII вв.
- 99. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 100. Современные зарубежные теории журналистики.
- 101. Французская концепция свободы печати.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- 103. Средства массовой информации Великобритании.
- 105 Сми Франции
- 106. Средства массовой информации сша.