78. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики 1905 г.
В 9 янв. 1905 года - первая революция. Расстрел мирной демонстации, кот шла с петициями и просьбами к царю. К 1905 году пресса осмелела благодаря японской войне, которую сильно критиковала. Все собрались печатать материалы по поводу событий кровавого воскресения, но многие уже набранные материалы были конфискованы полицией. Тогда газ. начали своеобразную забастовку. Почти все издания стали печатать в начале номера «Выходит без цензуры». Государство борется и не дает некоторым газетам выходить. С др стороны бастуют наборщики. В начале октября а Петербурге возник Союз в защиту печати. Все хотят ослабления цензуры.
До 1905 в России не было политических партий, даже монархических. Существовали только тайные общества.
17 октября 1905 - Манифест (свобода собраний, шествий, партий, объявление о создании Думы). Буквально через месяц в России появляется масса всевозможных партийных изданий. Сам манифест многие либерально настроенные истолковали как Конституцию: он её обещал, наделял думу зак-ными функциями, провозглашал свободу слова, собраний, союзов. Манифест никто не смог опубликовать кроме «Правительственного вестика» из-за забастовки рабочих (Новое время вывесило его в окне редакции, Сытин напечатал в редакции, где печатались книжки в маленьком формате итд.) Пресса между двух огней : теперь проблемы с выходом не социал-дем печати.
С 17 окт по 24 ноября - «медовый месяц свободы печати».
24 ноября- правительство утвердило «Временные правила о печати», где многие обещанные свободы не получили подтверждения. Правительство могло закрыть издание, но чтобы создать новое, нужно было просто подать прошение. Через две недели «закрытые» газеты опять выходили при том же составе сотрудников.
Праворадикальные партии - за ограничение буржуазных свобод в пользу монархии, ксенофобия, антисемитизм и т. д. (то, что традиционно называют “реакционностью”). Газета “Земщина”. Газета “Московские ведомости” (редактор - Грингмут).
“Правительственный вестник” и “деревенский вестник” - центральные органы царской власти (самодержавия).
«Октябристы» (представители крупной буржуазии) считали уже введенные реформы достаточными. Газета октябристов - “Голос Москвы”, редактор А. И. Гучков (текстильный фабрикант).
Газету «Слово» выпускали «мирнообороновцы» (позиция близка к октябристам)
Самая популярная партия - кадеты (конституционные демократы), победившая на выборах в 1 думу.
Кадеты выступали за Конституцию. Кадетскую программу во многом подготовили такие издания либерального направления, как “Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русские ведомости”, кадетов поддерживали «Наша жизнь», «Русь», «Товарищ». Центральный печатный орган кадетов - ежедневная газета “Речь” (закрыта в 1917). Редактор - П. Н. Милюков. Газета стояла на позициях продолжения реформ. Прекрасный литературный отдел, где печатались Куприн, Андреев и др. Газета была массовой, на нее равнялись многие местные газеты. По словам Ленина, 99 % в России составляла кадетская печать.
После 1905 с/д и эсеры вышли из подполья .
Социал. демократы разделились на две фракции: большевиков (Ленин) и меньшевиков (Плеханов). (теоретические взгляды общие, но тактические установки расходились: меньшевики считали октябрьский переворот преждевременным). Первая легальная большевистская газета - “Новая жизнь” (с 1905) + газеты “Вперед”, “Пролетарий”.
Эсеры выпускают «Сын отечества», правда его быстро закрыли.
После 1905 в России сложилась многопартийная система печати. Журналистика стала более современной, хотя и наблюдалась разноголосица даже внутри изданий. Впрочем, в 10-12 гг многие газеты начинают скрывать свою партийность т. к. притесняются государством, либо непопулярны. После февральской революции 1917 в стране остались только кадетские, эсеровские и с/д (б. и м.) издания - остальные были закрыты, прежде всего те, которые поддерживали самодержавие. В апреле 1917 Временное правительство приняло Закон о печати: все партии, независимо от направления, могут издавать свои газеты и журналы и вести полемику. В первой половине 18 года правда все не социалистические газеты были закрыты…
- Сми в информационном обществе
- 2. Проблемы единства информационного пространства России
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4. Журналистика и глобальные проблемы человечества
- 5. Конвергенция (сближение) в сми (Развернутый)
- 1. Понятия
- 2. Сущность изменений
- 3. Экономика конвергенции
- 6. Журналистика как институт демократии
- 7. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 8. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 9. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 10. Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- 11. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Журналистика и политика.
- Журналистика и избирательный процесс.
- 14. Типы онлайновых сми.
- 15. Национальные модели сми
- 16. Сми в пространстве Интернета
- 17. Тв в системе сми: основные тенденции развития в условиях рынка
- 18. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития
- 19. Информационные агентства в системе сми
- 20. Интернет как канал распространения и хранения информации
- 21. Типология сми
- 22. Газетная и журнальная периодика в системе сми.
- 23. Современные коммуникативные стратегии сми.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация:
- 24. Мобильная связь и развитие массовых информационно-коммуникационных
- Вопрос 25, организация работы предприятия сми в условиях рынка.
- Вопрос 26. Сми и новые информационно-коммуникационные технологии
- Вопрос 27. Зарубежный капитал на информационном рынке России
- Вопрос 28. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- Вопрос 29. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России
- 30. Журналистика и pr: сравнительный анализ.
- Вопрос 31. Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- 32. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура,
- 33. Техника и технология производства сми. Допечатная подготовка издания.
- 36. Реклама и сми.
- 37. Развитие новых информационных технологий и фрагментация аудитории.
- 38. Политическая реклама
- 39. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 40. Основные понятия и концепции экономики сми.
- 41. Менеджмент в сми
- Вопрос 42
- 43 Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 44 Журналистика новостей.
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- 49. Закон о сми права и обязанности журналиста
- 50. Законодательные нормы о недопустимости злоупотребления свободой сми (Закон о сми, глава 1)
- 51 Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 52. Журналистская деонтология
- 53. Объект и субъект авторского права
- 54. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости журналистов от учредителя сми
- 5. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
- 56. Специфика рассмотрения исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам. Возможности освобождения редакции, главного редактора и журналиста от ответственности.
- 57. Социологические исследования сми.
- 58. Сми во взаимодействии с аудиторией
- 59. Сми и общественное мнение
- 61. Методы эмпирических социологических исследований сми.
- 62. Место языка сми в стилистической системе современного русского языка.
- 64. Медиатекст в контексте культуры речи. Типичные стилистические
- Вопрос 65. Стилистические особенности рекламной коммуникации.
- 66. Стилистические средства повышения эффективности медиатекста.
- II. Историко-профессиональный цикл
- 67. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 68. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 69. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 70. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 71. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 72. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 73. Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И. Герцена.
- 74. Общероссийская газета «Русское слово» и.Д. Сытина – в.М. Дорошевича в начале хх в.
- 75. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 76. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 77. Редакционно-издательская деятельность а.С. Суворина.
- 78. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики 1905 г.
- 79. В.И. Ленин о принципах создания советской журналистики.
- 80. Российская журналистика в 1917 г. Ведущие публицисты этого периода.
- 81. Отечественная журналистика 20-х
- Вопрос 82. Структура советской журналистики в конце 1920-х и в 1930-е гг.
- Вопрос 83. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати
- 10 Ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати.
- 84.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.
- 85.Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- 86. Журналистика русского зарубежья в хх в.
- 87. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 88. Особенности функционирования отечественной журналистики на современном этапе.
- 89. Новый Завет и развитие европейской публицистики.
- 90. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.
- 92 Английская концепция свободы печати
- 93. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
- 94. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 95 К. Маркс(м) и ф. Энгельс (э) – журналисты Новой Рейнской Газеты (нрг).
- 96. Американская концепция свободы печати.
- 97. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 98. Становление политической журналистики в странах Запад ной Европы в XVII–XVIII вв.
- 99. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 100. Современные зарубежные теории журналистики.
- 101. Французская концепция свободы печати.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- 103. Средства массовой информации Великобритании.
- 105 Сми Франции
- 106. Средства массовой информации сша.