logo
2471

90. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.

Партийные газеты. Стадии отношений: 1. Аффилированные. 2.Независмые от партий и от гос-ва. От гос-ва: общие ценности, которые СМИ отражают (все финансово-экономические газеты – консервативные – Time, Wall Street Journal, Daily Telegraph), Либерасьон – откровенно левая газета, Фигаро – откровенно правая, Юманите – поддерживает профсоюзы, левая позиция. От партий: чаще всего в предвыборный период – кого перед выборами официально поддерживает газета, в Америке – практика прямой поддержки – редакционная политика, indozements.

Но все не стабильно: Sun, которая все время поддерживала консерваторов, на последних выборах поддержала Блэра.

В последнее время развитие между партиями по важнейшим вопросам стираются, так как стираются классовые различия. Партийность и резкие расхождения постепенно уходят из прессы. Партийность может снижаться, а, с другой стороны, постоянно возникают группы вопросов, волнующих общество (аборты), и пресса начинает делиться. Партийность проявляется ни ТВ: Фокс ТВ Мэрдока – за Буша. В Америке этические нормы и кодексы не являются обязательными. Италия – Берлускони. Латинская Америка: очень активна партийная пресса (т.к. не очень развита страна).

Англия. Свифт оставил яркий след в истории английской журналистики.

В 1696–1697 гг. Свифт практически одновременно создал два памфлета, которым суждена была долгая жизнь, – «Битва книг» и «Сказка бочки». «Сказка бочки» – один из самых блестящих памфлетов в творческом наследии Свифта. В нем дается тонкая и злая пародия на Реформацию и на различные направления внутри христианского вероучения, отразившая реакцию Свифта на события английской революции и на деятельность пуритан.

Политические пристрастия Свифта вначале были на стороне вигов, но в 1709–1710 гг. он порвал с вигами и, став редактором торийского еженедельника «The Examiner» («Исследователь»), вел его с ноября 1710 г. по июнь 1711 г. (№ 13–43). В «The Examiner» Свифт опубликовал целый ряд памфлетов, статей и стихотворений, направленных против лидеров партии вигов. В пылу политической борьбы Свифт писал, что «партия наших противников, пылая бешенством и имея довольно досуга после своего поражения, сплотившись, собирает по подписке деньги и нанимает банду писак, весьма искушенных во всех видах клеветы и владеющих слогом и талантом, достойными уровня большинства своих читателей».

Даже самое известное произведение Свифта – роман «Путешествия Гулливера» (1726) – не что иное, как развернутый памфлет, который не сосредоточивается на одной проблеме, но поднимает бесконечное множество проблем – от государственного устройства Британии до нравов ученого мира и духовного облика человека в целом (йеху).

В целом, в Европе восемнадцатого столетия против периодических изданий продолжали действовать цензурные ограничения. Если даже в либеральной Англии свободу прессы приходилось отстаивать в достаточно сложных условиях, то в других европейских государствах, в частности во Франции и в Германии, положение дел было гораздо хуже, так как журналисты в этих странах подвергались внесудебным преследованиям.

До Французской революции о независимой политической прессе говорить практически не приходилось – она просто не могла существовать в условиях тотальной предварительной цензуры, но просветительские идеи находили свой путь к читательской аудитории. «Властителями дум» были философы, а философия французского Просвещения была публицистична, вдохновлялась идеей исторического прогресса и видела в истории «школу морали и политики».

Приближение революции резко политизировало ситуацию во Франции. Возросла роль печатной периодики. Как писал Гюстав Лансон, основное «явление этого периода – нарождение газетной литературы. Были и раньше газеты, но их власть начинается с революции». Политическая газета родилась во Франции именно в 1789 г., когда практически все политические партии осознали важность периодической печати. Почти все лидеры революции выступали в качестве редакторов собственных газет – Мирабо, Марат, Бабеф, Робеспьер, Демулен.

На первом этапе Французской революции (май 1789 – август 1792) произошло событие, стимулировавшее жизнь периодических изданий. Свобода печати была юридически закреплена в «Декларации прав человека и гражданина» (26 августа 1789 г.). В ней, в частности, говорилось, что «свободное сообщение мыслей и мнений есть одно из наиболее драгоценных прав человека; а потому каждый гражданин может свободно говорить, писать и печатать, лишь под условием ответственности за злоупотребление этою свободой в случаях, определенных законом». Это же положение было отражено в Конституции 1791 г. Итогом стал количественный рост периодики – если в 1788 г. во всей Франции было 60 периодических изданий, то в период с 1789 по 1792 гг. появилось более 500 газет.

Начиная с 1793 г. Французская революция вступила в фазу «пожирания собственных детей». Согласно одному из новых декретов Конвента, смертной казни подлежали авторы и издатели всякого рода произведений печати, высказывающихся за роспуск народного представительства или в пользу восстановления королевской власти. Один за другим восходили на эшафот те, кому еще недавно рукоплескал Конвент.

В период якобинского террора был казнен Бриссо. За ним последовал издатель популярнейшей газеты «Le Père Duchesne» («Папаша Дюшен», 1790–1794) Жак Рене Эбер, издание которого братья Гонкуры считали «единственным по-настоящему выразительным в революции». Затем настала очередь и Демулена, выступившего против якобинских репрессий в своей новой газете «La Vieux Cordelier» («Старый кордельер», 1793–1794) и гильотинированного вместе со сторонниками Дантона в апреле 1794 г.

Период Парижской коммуны:

- Опозиционные газеты: «Сьекль», «Феформ» - середина 40х годов, левая линия прессы.

- Соц печать: «Мирная демократия» – тогда же

- Сен-симонисты: «Глоб».

- Против королевской власти; радикальные соц. идеи.

Небольшой тираж, расчет на политически активных читателей. Серьезная сила в политической жизни страны.

На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии газеты не имели такого влияния на общественное мнение, как журналы. Однако именно в это время появилась газета, считающаяся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы. Ее основателем стал английский типограф Джон Уолтер, который в 1785 г. начал издавать газету «Universal Daily Register» («Универсальный ежедневный журнал»). В 1788 г. издание Джона Уолтера было переименовано в «The Times», и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы.

В середине XIX столетия «The Times» получила прозвище «Громовержец». Ее ежедневный тираж достиг 60000 экз., тогда как тираж ближайшего конкурента едва приближался к 6000. Точность и качество репортажей, своевременность освещения событий, высокий уровень передовиц и аналитических статей, осведомленность в хитросплетениях европейской политики сделали «The Times» эталоном европейского периодического издания. Во многих европейских столицах собственные корреспонденты «The Times» пользовались таким же вниманием, как и послы иностранных держав. Пресса в лице «Таймс» становилась подлинной «четвертой властью». Для Абрахама Линкольна «The Times» этого периода – «одна из величайших сил в мире», даже королева Виктория в одном из писем сетовала на влиятельность этой газеты.

Вопрос № 91:

Развитие коммерческой прессы в США и Западной Европе в XIX в.

То, что было по этому вопросу в предыдущих шпорах:

Жур-ка в 19 веке:

Для богатых, которым нужны новости

Для малообразованных, которым нужно сообщить подоходчивей новость и развлечь.

(появление массовой жур-ки). Новые функции газет: эконом., рекл., развлек. Наряду с реальными появляются искусств. Сенсации.

Жур-ка:

- Партийная (полит).

- Коммерческая (массовая аудит.)

1800-1833 развиваются новостные агентства.

Массовая печать появилась в 40-х годах (центовые газеты).

Пулицер («New-York Journal»), «Херст» («World») – основатели желтой прессы.

Желтая пресса

Условия и факторы предшествующие образованию появления желтой прессы.

повсеместный рост грамотности.

развитие капитализма на новой, более высокой стадии.

Появление новых технологий.

Развитие и подъем рабочего движения (тяга больших масс населения к политическим знаниям).

Массовое производство товаров широкого потребления (нужно было обеспечить массовый сбыт через рекламу).

Основные черты массовой прессы.

Оформление: небольшие материалы, много крупных иллюстраций, длинные крупные заголовки.

Содержание и стиль материалов: обилие развлекательных материалов, сенсаций, остроумный яркий язык, просторечивые слова.

Большой объем рекламы и ее характер: рисованная или фотореклама независимо от объема издания (около 60 %).

Формат: уменьшенный (А-3 удобнее разворачивать, например, в метро).

Тираж: огромный по сравнению с качественной прессой. Например газета «Sun» издается с 1964 г., тмраж 4 млн. экз.

Социальный состав: читают люди, занятые физическим трудом или работающие в сфере обслуживания.

Общие принципы (цели).

- получать прибыль за счет обеспечения массового спроса.

массовый спрос - это

- формировать массовое сознание (прививать буржуазные ценности).

массовое сознание - это

- рекламировать товары иностранного потребления, воздействуя на массового потребителя.

- формировать культурные запросы, вкусы, духовные потребности широких народных масс.

формировать массового избирателя (обеспечивать голоса избирателей, формировать избирателя).

По мере того как промышленный переворот готовил техническую базу для выпуска дешевых газет массовым тиражом, формировалась и их аудитория. Новые читатели отличались от прежних духовными запросами, интересами, вкусами. В Наше время принято отождествлять массовые газеты лишь с «бульварной» или «желтой» прессой. На самом деле с середины ХIХ в. возникли разнообразные издания для массового читателя, все же «бульварная» печать, родиной которой по праву считается Америка, пользовалась Наибольшим успехом. Первой массовой «бульварной» газетой стала еженедельная нью-йоркская «Сан», основанная в 1833 г. Бенджамином Дэем, человеком с маленьким капиталом, но большими планами - первопроходец «желтой» прессы, и форма, и содержание газеты, и ее цена все говорило о том, что «Сан» -издание нового типа, предназннченное для особой аудитории. «Сан» СТОИЛа всего один цент -в 5-6 раз меньше обычного.Содержание газеты строилось на трех китах: сенсации, анекдоте и криминальной хронике. Сенсационные сообщения сильно потеснили рекламу на первой полосе, в результате чего она сжалась до одного столбца.

Традиционно нерекламная часть качественной газеты открываась передовицей или отчет-Ом о дебатах в Конгрессе. Вторая массовая газета - «геральд», 1835 Джеймс Беннет. Он первый, кто начал на первой полосе печатать о сексе. Против «Герольд» объявлена борьба. Также газета печатала новости спорта и женскую моду, но власти ее не принимали. 1841 г. «Нью-Йорк Трибун» - газета для рабочих. Осуждалась жизнь простого народа, предназначена для рабочей аудитории. Печатались статьи Маркса и Энгельса. 1851 г. «Нью-Йорк тайме» основатель Генри Раймонд. Аудитория - небогатые, далекие от социализма, не падкие на сенсации. Газета сосредоточена на новостях. Раймонд завел штат корреспондентов-детективов. Реклама газеты проходила даже в универмагах, тираж газеты меньше 35 000 экз. 1861 г. больше 35 000 экз. 1836 г. «Пайли тайме» - в Бостоне. «Паблик ладжер» - в Филадельфии. В последствии эти газеты объеденились. 1828 г. создание демократической партии. Создалась «Партийная газета», правительство заказывало материалы в газеты, доходы газеты росли за счет подписки на нее чиновников. 1794 г. выходило 5 журналов. 1825г. 100 журналов. 1860 г. до 700.

Американские репортеры шутят: заголовок – дело не журналистов, а специалистов по маркетингу. Действительно, заголовок – это реклама вашего текста, первое, что привлекает к нему внимание. Часто только по названию читатель решает, стоит ли тратить время на материал, несет ли он информацию, представляющую интерес.

Я.Н. Засурский на установочной лекции:

США – Пулитцер, за ним – Хёрст

Франция – Эмиль Жирарден, Мило

Великобритания – Хармсворд.

Появление массовой прессы, выгодной в коммерческом отношении, связанно прежде всего с развитием торговли и необходимостью рекламировать товары.

Многие зарубежные газеты начинались как листки торговых объявлений. Аналогично – и информагентства изначально создавались как предприятия по сбору и передаче биржевых сводок (у Reuters эта составляющая сильна до сих пор).

Кроме того следует учитывать, что западная пресса по большей части вся коммерческая.

Теперь из разных источников по теме:

Освобождение печати шло неравномерно и болезненно. Уничтожение предварительной цензуры, отмена «налогов на знания» сделали прессу более дешевой, а значит и более доступной для различных слоев населения. Образовательные реформы расширили круг читающей публики, что создавало условия возникновения массовой прессы. Эта закономерность затронула журналистику многих стран.

В 1836 г. во Франции появился «Пресс» Эмиля Жирардена, который «вырабатывал и изыскивал новый тип газетного издания, которое было бы способно удовлетворить вкусы и интересы массового читателя-буржуа, являвшегося его основным читательским адресатом. С этой целью он пошел по пути создания “энциклопедической” газеты, широко введя на ее полосы самые разнообразные новости, представлявшие интерес для читателя (экономические, коммерческие, научные, судебные, военные, литературные, театральные и др.), используя для этого многообразие рубрик и тематические, или “целевые”, полосы». Пройдет немногим более 30 лет, и М.П. Милло начнет выпускать ежедневную газету «Пети журналь». Ее сочтут первой европейской массовой газетой, «добившейся самого широкого признания у массовой аудитории благодаря не политике, а «общей информации»».

В 1817 г. редакцию знаменитой английской газеты «Таймс» возглавил Томас Барнс, который, по словам историков, превратил ее в выразителя общественного мнения страны. Он одним из первых организовал сбор информации о том, что думают представители разных слоев населения. Отчеты, присылаемые корреспондентами, помогали ему следить за изменениями в общественных настроениях. Передовые статьи использовались и как средство выражения мнений, и как способ управления ими. На определенные социальные группы английского населения были рассчитаны издания, появившиеся в конце XIX в. Первенец массовой печати «Дейли мейл» (1896) предназначался грамотным юношам и девушкам, которые хотели прочесть то, что написано просто и достаточно интересно.

Сложный путь от центовых газет до «нового журнализма» (его основателем считается Джозеф Пулитцер) прошла американская журналистика. Пулитцер сумел применить опыт старого «персонального журнализма» с его сильным социально-критическим началом к решению задач массовой пропаганды. Он вел изучение своих читателей, в том числе потенциальных (особое внимание уделяя иммигрантам). Уже в 80-е годы XIX в. американская пресса проводила опросы общественного мнения, связанные с избирательными кампаниями. Как отмечают отечественные авторы, «связь печати с такой важной формой эмпирического исследования, как опрос, сложилась исторически еще до научного оформления социологии массовой коммуникации».

Подробнее о Джозефе Пулитцере (1847—1911):

Американский издатель, журналист, считается родоначальником жанра «жёлтой прессы».