Вопрос 48
Доступ журналистов к информации: правовые проблемы.
Доступ к информации - это гарантированное законом беспрепятственное предоставление гражданину (и журналисту в частности) необходимой общественно-значимой информации.
Всем известны нормы закона, которые обязывают все органы госвласти предоставлять запрашиваемую журналистом информацию. Но на практике любой журналист знает, что в большинстве случаев официальным путем получить нужные сведения очень сложно. Вам либо вообще не ответят, либо дадут «отписку», т.е. ответ, не содержащий никакой информации. Не секрет и то, что пресс-службы многих ведомств являются не источником информации, а непробиваемым барьером между чиновником и журналистом.
Конституция Российской Федерации – нас касается статья 29, 4 пункт
«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным Законом».
Закон о СМИ регламентирует права журналистов.
«Искать, запрашивать – специфическое право журналистов, получать и распространять информацию»;
СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
Закреплена в 29 статье Конституции РФ. Этим правом обладают все граждане, у журналистов же есть одно специфическое право – запрашивать информацию.
Процедура запроса информации прописана в законе:
- «Запрос редакции СМИ» - от имени такой-то программы и т.п.;
- Запрос может быть как письменным, так и устным;
- Запрос должен быть по делам тех органов, в которые он направляется;
- отслеживать приёмку запроса не требуется;
- Запрос должен быть подписан либо главным редактором, либо его заместителем.
Варианты ответа на запрос:
- Просьба об отсрочке ответа (она должна прийти не позднее, чем через 3 дня после отправки запроса, всегда с указаниями причин отсрочки);
- Отказ в предоставлении информации (тоже в 3-хдневный срок и тоже с указаниями причин);
- Запрашиваемая информация (в течение 7 дней).
Можно, конечно, и ничего не получить в ответ.
Если ответ вас не устроил, можно:
- отправится в вышестоящий орган с жалобой (при этом ссылаться на 39 и 40 статьи закона о СМИ);
- обратиться в суд (можно потребовать устранить допущенные нарушения закона о СМИ, но это крайне неэффективно, или возмещения понесённых редакцией убытков, но их сложно измерить и доказать что-либо сложно);
- обратиться в прокуратуру с жалобой на несоблюдение законодательства (как показывает практика, самый эффективный способ. Не стоит только сразу бежать в Генпрокуратуру! Ф-ции прокуратуры – поддерживать гособвинение, следить за соблюдением законности. Если прокурор не хочет связываться с этим делом – можно прислать ему брошюрку закона о СМИ с подчёркнутыми пунктами, которые нарушаются – ничего такого в этом нет).
Формы ответственности за нарушения:
1. Дисциплинарная (выговор – чиновники его боятся);
2. Административная (ст. 539 Кодекса об административных правонарушениях – штраф, но небольшой…);
3. Гражданская (ст. 15, 16 ГК РФ – возмещение тех убытков, которые возникли в связи с непредставлением информации);
4. Уголовная (ст. 140 УК РФ – ответственность несёт только то лицо, которое по своим должностным обязанностям было должно предоставить информацию).
Однако, несмотря на довольно тщательно регламентированный механизм доступа к информации, он, как показывает практика, в большинстве случаев не работает.
Основной причиной нежизнеспособности норм Закона о СМИ в части доступа к информации, по словам самих журналистов и экспертов СМИ, является сложившаяся в России практика неисполнения должностными лицами органов власти законодательных норм, в том числе обязывающих их предоставлять информацию по запросам редакции и журналистов.
На вопрос, почему журналисты не обжалуют неправомерные действия (бездействие) со стороны чиновников, чаще всего звучит ответ со ссылкой на актуальность информации и в связи с этим ее быстрое устаревание, которое неизбежно в случае судебной процедуры рассмотрения спора.
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определен общий срок для судебного разбирательства гражданского дела и составляет два месяца со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ). Однако в случае нарушения прав граждан (в том числе журналистов) и организаций (редакций) на получение общественно значимой информации целесообразно рассматривать иной способ защиты, также предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации
Вторая причина. Отсутствует четко прописанная обязанность органов власти предоставлять информацию по запросам журналистов. Обтекаемые формулировки статьи 38 Закона о СМИ не позволяют однозначно сделать вывод о такой обязанности: «государственные органы, их должностные лица предоставляют сведения (вместо «обязаны предоставлять». - Е.Л.) о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций».
Третья причина - неопределенность в законе того, какая информация относится к общественно значимой, а какая - составляет служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Складывается благоприятная среда для злоупотреблений со стороны чиновников, позволяющая во всяком неудобном случае сослаться на некую «служебную» тайну, в то время как правовые основания для использования этого термина со стороны представителей органов власти и местного самоуправления отсутствуют.
Четвертая причина - в способах обеспечения доступа к информации, в частности, в отсутствии нормативных положений, свидетельствующих о неотвратимости наказания за нарушение прав журналистов и редакции на доступ к информации. «Уголовная, административная, дисциплинарная и иные» - все эти виды ответственности фактически существуют лишь на бумаге.
- Сми в информационном обществе
- 2. Проблемы единства информационного пространства России
- 3. Сми как институт гражданского общества.
- 4. Журналистика и глобальные проблемы человечества
- 5. Конвергенция (сближение) в сми (Развернутый)
- 1. Понятия
- 2. Сущность изменений
- 3. Экономика конвергенции
- 6. Журналистика как институт демократии
- 7. Проблемы свободы журналистской деятельности в современном обществе.
- 8. Информационная политика государства в условиях глобализации.
- 9. Информационная безопасность: современные проблемы.
- 10. Журналистика в тоталитарном обществе. Авторитарная концепция журналистики.
- 11. Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Журналистика и политика.
- Журналистика и избирательный процесс.
- 14. Типы онлайновых сми.
- 15. Национальные модели сми
- 16. Сми в пространстве Интернета
- 17. Тв в системе сми: основные тенденции развития в условиях рынка
- 18. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития
- 19. Информационные агентства в системе сми
- 20. Интернет как канал распространения и хранения информации
- 21. Типология сми
- 22. Газетная и журнальная периодика в системе сми.
- 23. Современные коммуникативные стратегии сми.
- 1 Классификация:
- 2 Классификация:
- 24. Мобильная связь и развитие массовых информационно-коммуникационных
- Вопрос 25, организация работы предприятия сми в условиях рынка.
- Вопрос 26. Сми и новые информационно-коммуникационные технологии
- Вопрос 27. Зарубежный капитал на информационном рынке России
- Вопрос 28. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- Вопрос 29. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России
- 30. Журналистика и pr: сравнительный анализ.
- Вопрос 31. Паблик рилейшнз: сущность и функции.
- 32. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура,
- 33. Техника и технология производства сми. Допечатная подготовка издания.
- 36. Реклама и сми.
- 37. Развитие новых информационных технологий и фрагментация аудитории.
- 38. Политическая реклама
- 39. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 40. Основные понятия и концепции экономики сми.
- 41. Менеджмент в сми
- Вопрос 42
- 43 Система жанров журналистики. Факторы их дифференциации и тенденции развития.
- 44 Журналистика новостей.
- Вопрос 45
- Вопрос 46
- Вопрос 47
- Вопрос 48
- 49. Закон о сми права и обязанности журналиста
- 50. Законодательные нормы о недопустимости злоупотребления свободой сми (Закон о сми, глава 1)
- 51 Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 52. Журналистская деонтология
- 53. Объект и субъект авторского права
- 54. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости журналистов от учредителя сми
- 5. «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
- 56. Специфика рассмотрения исков о защите чести и достоинства, предъявляемых к журналистам. Возможности освобождения редакции, главного редактора и журналиста от ответственности.
- 57. Социологические исследования сми.
- 58. Сми во взаимодействии с аудиторией
- 59. Сми и общественное мнение
- 61. Методы эмпирических социологических исследований сми.
- 62. Место языка сми в стилистической системе современного русского языка.
- 64. Медиатекст в контексте культуры речи. Типичные стилистические
- Вопрос 65. Стилистические особенности рекламной коммуникации.
- 66. Стилистические средства повышения эффективности медиатекста.
- II. Историко-профессиональный цикл
- 67. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 68. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 69. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 70. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 71. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 72. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 73. Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И. Герцена.
- 74. Общероссийская газета «Русское слово» и.Д. Сытина – в.М. Дорошевича в начале хх в.
- 75. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 76. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 77. Редакционно-издательская деятельность а.С. Суворина.
- 78. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики 1905 г.
- 79. В.И. Ленин о принципах создания советской журналистики.
- 80. Российская журналистика в 1917 г. Ведущие публицисты этого периода.
- 81. Отечественная журналистика 20-х
- Вопрос 82. Структура советской журналистики в конце 1920-х и в 1930-е гг.
- Вопрос 83. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати
- 10 Ноября 1917 г в свет выходит Декрет о печати.
- 84.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.
- 85.Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- 86. Журналистика русского зарубежья в хх в.
- 87. Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- 88. Особенности функционирования отечественной журналистики на современном этапе.
- 89. Новый Завет и развитие европейской публицистики.
- 90. Развитие партийной журналистики в Западной Европе в XVIII–XIX вв.
- 92 Английская концепция свободы печати
- 93. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 1990-е гг.
- 94. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 95 К. Маркс(м) и ф. Энгельс (э) – журналисты Новой Рейнской Газеты (нрг).
- 96. Американская концепция свободы печати.
- 97. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 98. Становление политической журналистики в странах Запад ной Европы в XVII–XVIII вв.
- 99. Информационные центры сша и стран Западной Европы.
- 100. Современные зарубежные теории журналистики.
- 101. Французская концепция свободы печати.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- 103. Средства массовой информации Великобритании.
- 105 Сми Франции
- 106. Средства массовой информации сша.