logo
2471

Журналистика и избирательный процесс.

Деятельность средств массовой информации в избирательном процессе можно характеризовать по двум направлениям : а) участие СМИ в процессе выборов и б) использование СМИ иными участниками избирательного процесса. В первом случае СМИ выступают как самостоятельный институт демократии, а во втором – преимущественно в качестве производителя массово-информационных услуг.

Участие СМИ в выборах:освещение событий и общественный контроль за соблюдением процесса и законодательства.

Использование СМИ:1) в качестве инструмента предвыборной агитации (предоставление, бесплатно или за плату, печатных площадей и эфирного времени для ведения агитационной деятельности); 2) использование СМИ избиркомами и органами местного самоуправления (например, для публикации списков избирательных участков).

По статистике, наибольшее число квалифицированных наблюдателями нарушений на выборах осуществляется именно средствами массовой информации и их работниками.

Вполне возможно, что это объясняется активным использованием средств массовой информации в современных избирательных кампаниях, в связи с чем именно в деятельности СМИ проявляются и описываются многие нарушения иных субъектов избирательного процесса.

Виды нарушений

Участие в освещении избирательной кампании через СМИ кандидатами или доверенными лицами, являющимися журналистами или должностными лицами редакций СМИ; Опубликование в СМИ результатов опросов после предусмотренного законом срока; Опубликование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству, деловой репутации кандидатов без возможности опубликовать опровержение или разъяснение до окончания срока предвыборной агитации; Проведение предвыборной агитации вне пределов установленных законом сроков; Нарушение порядка оплаты эфирного времени или печатной площади; Отсутствие сведений о финансировании при публикации политической рекламы в СМИ и т.д.