logo
2471

94. Античные ораторы и развитие европейской публицистики.

В Риторике, появившейся в древней греции заложены общие закономерности функционирования публицистики в различн обществ стр-рах. Очевидно, что расцвет краснореч связан с демокр. формами полит. устр-ва, в то время как в автократич. методах правления риторика перестает играть в государственной жизни заметн роль. При демократии ораторское исск-во становится главн. инстр. народовластия (в парламентских стр-рах ) и защиты справедливости (в суде присяжных), то при утверждения единовластия оно служит целям распространения офиц идеологии. При становлении демократии риторика апеллировала в осн. к разуму слушателя и истинности доводов, а в периоды политич кризисов усиливаются способы эмоц. воздейств. на ауд. Многочисленные и выверенные приемы изменяют истинное значение говоримого, помогают создать иллюзию надежности. Протагор: Ни одно дело не бывает само по себе ни плохим, ни хорошим. Оно бывает таким, каким его представляют.

Формальные приемы риторики предназначаются для защиты нравственности, справедливости, гуманизма, но на практике они не раз служили противоположным целям.

История возникновения: Риторика возникла как особый вид словесной деятельности в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры (агон). Переломный момент в истории Древней Греции наступил, когда впервые были записаны законы, - при архонте Драконте, в 621 г. до н.э. (отсюда “драконовы”, или “драконтовы меры”, т.к. это были очень жестокие законы). И вот тут вступает в дело устное слово. Солон создал суд присяжных. Судьями могли быть любые свободные граждане Аттики. Число судей достигало около 200 человек. Публичное слово обрело неведомую доселе роль. (Суд присяжных выродился в период Пелопонесской войны). В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, но и государственные. Вопросы, непредусмотренные законом, тоже решались в суде. Чтобы защитить свое право, нужно было владеть публичным словом. Публичное слово в результате реформ Солона стало частью государственной системы. Благодаря потребности научить граждан владеть публичным словом, появляются первые учителя - софисты. Самыми знаменитыми софистами 5 в. были Протагор из фракийских Абдер, Продик с острова Кеоса, Гиппий из Элиды и Горгий из сицилийских Леонтин. Софистика опрокидывала привычное для грека представление о законе и традиции и вводила новую концепцию человека, рассматривая в нем природу как постоянное, неизменное начало, а обычаи, привычки - как изменчивую условность. Свою главную педагогическую и просветительскую задачу софисты видели в воспитании "добродетели" (арете) и "умении хорошо говорить", что подразумевало знакомство с основами истории, права, теоретических дисциплин, в т.ч. математики и философии. Много внимания софисты уделяли разработке приемов убедительности речи и разработке логики.

Наряду с деятельностью софистов в Афинах пользовался славой кружок Сократа (470-399). Главной целью Сократа было не дискредитация общественных представлений о морали, а попытка сохранить их с помощью новой аргументации. Сократ утверждал автономную нравственность, послушную внутреннему голосу индивида.

Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий античная традиция связывала с теми судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии (467). В то же время 2 сицилийских ритора - Корак и Тисий - выпустили сборник “общих мест”, хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец, и главная ее часть расчленялась на 2 четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержение противного.

В отличие от софистов Платон, Аристотель и Цицерон ставили во главу учения не утилитарные принцип «убедить любой ценой», а этическую норму ответственности оратора (полит. деятеля) за судьбу народа. Исократ предлагал оценивать нравственность полит. оратора, настаивающего на реформах, ростом благосостояния народа в гос-ве. Цицерон сам нередко грешил против истины и поддерживал в угоду сиюминутным полит. выгодам те силы в римск. общ-ке, кот. в конце концов уничтожили и респ, и самого оратора.

На протяжении сущеста античн. цивилизации риторика осталась системой формальн. приемов и тропов. В оппозиции мудрость – рассудок риторика была свойством последнего – бытового, банального помощника выкручиваться. В ситуации крушения идеалов и развала устоев риторика – незаменимый помощник. Риторика, в отличие от утопии и мифологии аппелирует к прошлому, истории. Риторика переступила границы античн мира и вписалась в новое время, внесла свои коррективы в богословие, юриспруденцию, сочинения историков и писателей.

Политическая публицистика, начиная с трактатов итальянских гуманистов и кончая агитаторами буржуазных и социалистических революций, строилась с учетом законов классической риторики. Например, статья Мильтона "Ареопагитика", написанная в разгар буржуазной революции,

(1644г), написана в виде обращения к английскому парламенту. Ее образцом послужила написанная Исократом (436 – 338 до н э) речь "Логос Ареопагитикос". В "А" Мильтон исп. Такие приемы как искусственная интонация, длинные предложения, повторения и т.д. В странах, гордящихся своей демократией, риторика занимает значительное место в политической жизни и образовательных программах.