6.1.2. Виды общения в журналистике
Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное. Общение и деятельность перекрещиваются, но не совпадают. В деятельности выстраиваются субъект-объектные отношения, а в общении – субъект-субъектные. Общение не является частью деятельности и наоборот, деятельность не является частью общения. Мы можем говорить о том, что общение часто становится условием деятельности. И в этом случае можно говорить о деятельности коммуникативной. Работа журналиста в большинстве случаев относится к этой коммуникативной деятельности, а потому многие исследователи рассуждения на эту тему начинают прямо с того, что оговаривают своеобразный список коммуникативных качеств, необходимых для журналиста. И это не случайно: если внимательно проследить структуру общения, становится понятным, что личность журналиста активнейшим образом корректирует ситуацию во все основных компонентах этого процесса. В числе наиболее значимых качеств чаще остальных называются:
1. Терпение. Оно необходимо для того, чтобы уметь выслушивать различные суждения: поверхностные, ошибочные, некорректные;
2. Такт. Необходим затем, чтобы уметь отвергнуть суждения так, чтобы не обидеть человека; а если и согласиться с безосновательными суждениями, то сделать это так, чтобы партнер почувствовал себя обязанным вам;
3. Дипломатичность. Проявляется в умении скрывать информацию, не прибегая ко лжи;
4. Проницательность. Позволяет наблюдать за респондентом, угадывать его желания и предвидеть реакции, поступки;
5. Спокойствие. Помогает скрывать в общении нежелательное истинное психологическое состояние.
Эти качества позволяют журналисту эффективно реализовать основные виды общения:
1. Информационное общение. Основано на передаче сведений по основным векторам журналистского общения: журналист – источник информации; журналист – руководитель СМИ; журналист – коллеги; журналист – аудитория;
2. Убеждающее общение имеет целью изменить личностную установку, ценностную ориентацию, идеологические представления партнера. Оно также проявляется во всех направлениях взаимодействия журналиста, однако ярче всего актуализируется в векторе «журналист-аудитория». В этом случае чаще всего мы становимся свидетелями рождения убеждающего журналистского текста;
3. Конвенциональное общение связано с поддержанием договорно-правовых отношений в деловом мире и ярко проявляет себя в отношениях журналиста с руководителями СМИ, источниками информации. Это отношение, демонстрирующее достаточно высокую культуру контакта по определенным правилам. Оно характеризуется потребностью, которую субъективно мы воспринимаем как желание «поговорить с кем-нибудь». Например, в случае вступления в контакт с незнакомым нам человеком, мы предполагаем, что в общении произойдет поочередная смена ролей – и мы, и партнер будем то говорящими, то слушающими. Мы понимаем, что мы не вправе полностью принимать на себя одну из ролей, если партнер по общению не выражает на то готовности. То есть мы готовы играть по правилам, выстроенным на логике обоюдной выгоды: «Если я не забочусь о комфорте партнера, с какой стати ему заботиться о моем комфорте?». Мы действуем по принципу «веди себя с другими так, как хочешь, чтобы они вели себя с тобой». На этом уровне общения мы, как правило, не оцениваем партнера по общению в деталях, со стороны сущности. Мы улавливаем его актуальную роль – то есть определяем, каков партнер сейчас и какими он видит нас. При этом мы понимаем, что в другой ситуации человек может действовать иначе, но это не мешает нам контактировать с ним исходя из сиюминутных данных. В этом общении нередко используются такие типы психологического воздействия, как конформизм, идентификация, одобрение, порицание. Общение часто завершается формальными фразами типа: «Ну, всего доброго! Интересно было побеседовать». При этом прерывается такое общение чаще всего своевременно. Происходит обоюдно желаемое свертывание контакта;
4. Императивное общение предполагает авторитарный контроль, в котором партнер по общению рассматривается не как субъект, а как объект воздействия. Иногда этот уровень общения называют примитивным. Собеседник воспринимается с точки зрения пользы и вреда. Если он нужен – им общаются, если нет – общение пресекают. Такой уровень общения ярко выражен в желтом журнализме, когда аудитория воспринимается как «предмет для слушания, чтения, смотрения» - «предмет для поглощения информации». Иногда подобное же отношение продуцируется и в общении с источником информации – когда человек, личность воспринимается именно как «говорящий предмет»204. Журналист осуществляет так называемую пристройку «сверху» и в общении открыто демонстрирует как позитивное. Так и негативное отношение к партнеру. Как правило, здесь используются такие типы психологического воздействия как принуждение, запугивание, заискивание;
5. Суггестивное общение основано на внушающем воздействии на партнера, когда рациональное взаимодействие сводится к нулю. Оно использует такие механизмы как суггестия, персонификация, идентификация, имиджмейкерство, харизматическое воздействие;
6. Манипулятивное общение построено на скрытом внедрении в психику адресата установок, мотиваций, намерений, желаний, которые внутренне ему не присущи. Партнер по общению воспринимается скорее как соперник в игре, которую нужно выиграть любыми способами. Поэтому манипулятор достаточно хорошо улавливает активную роль партнера и выставляет ему своего рода ловушки. Чаще других используются такие типы психологического воздействия как заражение, вовлечение. Происходит односторонне направленный с точки зрения выгоды обмен информацией, а отключение программируется манипулятором в ситуации выигрыша или понимания неизбежности поражения. Два последних вида общения активно проявляются во взаимодействии журналиста с аудиторией – особенно в части мифологических текстов;
7. Партнерское или гуманистическое общение построено на общении равных субъектов и, скорее всего, является предпочтительным в журналистской профессии на всех векторах общения. Оно предполагает согласование интересов, намерений всех участников общений, предполагает психологическое равенство. При этом объективное равенство может отсутствовать. Так, например, по отношению к примитивному партнеру журналист может испытывать определенное сострадание, и в этом случае все равно стремиться говорить на одном уровне понимания с человеком. главное в этом общении – спокойный, человеческий тон, атмосфера сотрудничества;
8. Деловое общение близко к предыдущему. При сохранении основных параметров межличностного контакта, оно включает еще и четкую установку на достижение общей цели. То есть это – не просто доброжелательное отношение друг к другу, а отношение, нацеленное на результат. При этом оно сопровождается пониманием того, что в достижении результата участники общения хотя и играют разные роли, и может быть даже стоят на разных ступенях социальной лестницы, но по сути являются равноправными. Это отличает такой уровень общения от манипулятивного – тоже нацеленного на результат, но с установкой на личную доминанту. В деловом общении партнерам присуще некоторое внутреннее напряжение (которое может провоцировать конфликты, споры – преимущественно конструктивные) и чувство взаимной ответственности, «чувство локтя». Завершается такое общение, как правило, теплотой и деловитостью взаимоотключения;
9. Игровое общение – тонкое по содержанию и богатое оттенками. Основано на живейшем интересе к личным особенностям собеседника, к его «ролевому вееру». Причем интерес этот основан на глубокой симпатии к человеку. Как отмечает А.И.Волкова205, этот уровень общения пронизывает «дух праздничной приподнятости», когда партнер нам искренне нравится, интересен. Общение с ним для нас – не работа, а истинное удовольствие. Конечно, на этот уровень общения мы выходим с людьми знакомыми, с которыми нас связывает опыт позитивного контакта. Но именно такой уровень общения предпочтителен внутри редакционного коллектива. Здесь можно вспомнить слова К.С. Станиславского, который советовал актерам играть не себя – играть партнера. То есть нужно делать все, чтобы, уважая партнера, помочь ему раскрыться.
При этом такой уровень общения не подразумевает абсолютной «сладости» отношений. Вы можете «поддеть», «уколоть» человека, но не для того, чтобы возвыситься через унижение, а лишь для того, чтобы позволить партнеру раскрыться.
Для такого общения характерно чувство комьюнити, которое подразумевает ощущение общей игры. Иногда люди взаимодействуют друг с другом перед другими как бы с подтекстом: «Ну, мы то знаем, что на самом деле происходит, что мы имеем в виду»;
10. Духовное общение – высший уровень человеческого общения. А.И.Волкова справедливо отмечает, что охарактеризовать его точно, с использованием научной терминологии, так же сложно, как объяснить, что такое любовь, или «передать» сущность сонаты, рассказывая о ней, а не исполняя произведение. И все же в общих словах можно сказать, что в духовном общении партнеры воспринимают друг друга (или один другого) именно как носителей духовного начала. В общении собеседники чрезвычайно тонко чувствуют малейшие «повороты» мысли, эмоциональные изменения друг друга, их посещает вдохновение. Им кажется, что они нашли в другом человеке «близкую душу». Недостатки, промахи партнера воспринимаются как собственные, партнер думает: «А может это я неправ? Может я его не так понял?».
Духовность, безусловно, имеет разные ступени и разные формы выражения. И в такого типа общении важно, чтобы коды партнеров совпадали, чтобы они имели общие духовные ценности и. при этом, могли бы друг друга дополнить в границах этих ценностей. Тогда партнер по общению становится Собеседником. Как правило, при таком общении людям не хочется расставаться, поскольку духовное начало в человеке не может быть выговорено до конца, не может быть исчерпано.
Человек, умеющий выстраивать общение на подобном уровне – коммуникативно талантлив. Журналист, в силу ограниченности времени, к сожалению, нечасто может провоцировать такое общение, но в его силах – поддержать его, если оно начинает зарождаться. И тогда публикация, студийная беседа, радиоэфир будут особенно содержательными.
Необходимо отметить, что условия реального общения предрасполагают человека к ведению полифонического диалога, и сочетание типов общения рождает то, что называют манерой общения. Чем богаче и сложнее комбинаторика типов общения, тем интереснее партнер по общению для читателя, зрителя, слушателя. Однако сегодня приходится констатировать тот факт, что быстрый темп городской жизни, быстрый темп работы журналиста провоцируют его на экономию энергии общения, на использование одного, и, как правило, примитивного уровня общения. Так, в общении с источником информации чаще прочих актуализируется манипулятивный и деловой уровни общения, и лишь при особых качествах собеседника – игровой и духовный уровни общения. К сожалению, не столь часто журналист оказывается расположенным к конвенциональному уровню общения, поскольку нельзя же круглые сутки гореть желанием поговорить с кем-либо по душам. Между тем, именно примитивный уровень общения журналистов вызывает раздражение у аудитории.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы