logo search

6.2.2. Основные стили общения в журналистике

В зависимости от того, какую из трех ролей выбирает журналист, он может в целом продуцировать один из основных стилей общения – ритуальный, манипулятивный или гуманистический. И это – еще одна форма тройственности в области коммуникации.

Ритуальный стиль (я-центрация) основан на поддержании связи с социумом. Партнер воспринимается как атрибут общения, его присутствие необходимо лишь в рамках ритуала (например, дарение подарков на передаче «Поле чудес»). Цель такого общения – не изменение другого, не воздействие на него, а утверждение себя. Самопрезентация. Подобное поведение характерно для телекорреспондентов, которые, попадая на место события, с деловым видом расталкивают всех и вся, бесцеремонно подходят к человеку, берут интервью и не попрощавшись, внося сумятицу в мероприятие, с демонстративным видом уходят. Обижаться на них не стоит: это их единственный способ доказать миру. Что они что-то значат, во многом раскрывающий низкую самооценку. Журналисты с высоким уровнем интеллекта, зарекомендовавшие себя как интересные личности, отторгают такой стиль общения.

Ритуалы ведут себя, подчиняясь жанру, и если сломить такой сценарий поведения и утвердить другой, они тоже будут вести себя по-иному – например, в манере светской беседы.

Манипулятивный стиль (другой-центрация) преследует цель достижения влияния. Вместо истинного образа журналист предлагает партнеру стереотип, который считает выгодным в данный момент. Стиль основан на таком качестве, как нарциссизм.

Гуманистический стиль (другой-интеграция) предполагает личностное общение, где источник информации занимает для журналиста существенное место. Цели гибко меняются. Ожидаемый результат такого общения – прогресс в общих представлениях о событии. Основной механизм воздействия – суггестия.

В работе журналиста на всех этапах он может выбирать разные стили общения, и чем мобильнее будет журналист в этом отношении, тем эффективнее будет его деятельность.