logo search
2471

Вопрос 48

Доступ журналистов к информации: правовые проблемы.

Доступ к информации - это гарантированное законом беспрепятственное предоставление гражданину (и журналисту в частности) необходимой общественно-значимой информации.

Всем известны нормы закона, которые обязывают все органы госвласти предоставлять запрашиваемую журналистом информацию. Но на практике любой журналист знает, что в большинстве случаев официальным путем получить нужные сведения очень сложно. Вам либо вообще не ответят, либо дадут «отписку», т.е. ответ, не содержащий никакой информации. Не секрет и то, что пресс-службы многих ведомств являются не источником информации, а непробиваемым барьером между чиновником и журналистом.

  1. Конституция Российской Федерации – нас касается статья 29, 4 пункт

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным Законом».

  1. Закон о СМИ регламентирует права журналистов.

«Искать, запрашивать – специфическое право журналистов, получать и распространять информацию»;

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

Закреплена в 29 статье Конституции РФ. Этим правом обладают все граждане, у журналистов же есть одно специфическое право – запрашивать информацию.

Процедура запроса информации прописана в законе:

- «Запрос редакции СМИ» - от имени такой-то программы и т.п.;

- Запрос может быть как письменным, так и устным;

- Запрос должен быть по делам тех органов, в которые он направляется;

- отслеживать приёмку запроса не требуется;

- Запрос должен быть подписан либо главным редактором, либо его заместителем.

Варианты ответа на запрос:

- Просьба об отсрочке ответа (она должна прийти не позднее, чем через 3 дня после отправки запроса, всегда с указаниями причин отсрочки);

- Отказ в предоставлении информации (тоже в 3-хдневный срок и тоже с указаниями причин);

- Запрашиваемая информация (в течение 7 дней).

Можно, конечно, и ничего не получить в ответ.

Если ответ вас не устроил, можно:

- отправится в вышестоящий орган с жалобой (при этом ссылаться на 39 и 40 статьи закона о СМИ);

- обратиться в суд (можно потребовать устранить допущенные нарушения закона о СМИ, но это крайне неэффективно, или возмещения понесённых редакцией убытков, но их сложно измерить и доказать что-либо сложно);

- обратиться в прокуратуру с жалобой на несоблюдение законодательства (как показывает практика, самый эффективный способ. Не стоит только сразу бежать в Генпрокуратуру! Ф-ции прокуратуры – поддерживать гособвинение, следить за соблюдением законности. Если прокурор не хочет связываться с этим делом – можно прислать ему брошюрку закона о СМИ с подчёркнутыми пунктами, которые нарушаются – ничего такого в этом нет).

Формы ответственности за нарушения:

1. Дисциплинарная (выговор – чиновники его боятся);

2. Административная (ст. 539 Кодекса об административных правонарушениях – штраф, но небольшой…);

3. Гражданская (ст. 15, 16 ГК РФ – возмещение тех убытков, которые возникли в связи с непредставлением информации);

4. Уголовная (ст. 140 УК РФ – ответственность несёт только то лицо, которое по своим должностным обязанностям было должно предоставить информацию).

Однако, несмотря на довольно тщательно регламентированный механизм доступа к информации, он, как показывает практика, в большинстве случаев не работает.

Основной причиной нежизнеспособности норм Закона о СМИ в части доступа к информации, по словам самих журналистов и экспертов СМИ, является сложившаяся в России практика неисполнения должностными лицами органов власти законодательных норм, в том числе обязывающих их предоставлять информацию по запросам редакции и журналистов.

На вопрос, почему журналисты не обжалуют неправомерные действия (бездействие) со стороны чиновников, чаще всего звучит ответ со ссылкой на актуальность информации и в связи с этим ее быстрое устаревание, которое неизбежно в случае судебной процедуры рассмотрения спора.

Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определен общий срок для судебного разбирательства гражданского дела и составляет два месяца со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ). Однако в случае нарушения прав граждан (в том числе журналистов) и организаций (редакций) на получение общественно значимой информации целесообразно рассматривать иной способ защиты, также предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации

Вторая причина. Отсутствует четко прописанная обязанность органов власти предоставлять информацию по запросам журналистов. Обтекаемые формулировки статьи 38 Закона о СМИ не позволяют однозначно сделать вывод о такой обязанности: «государственные органы, их должностные лица предоставляют сведения (вместо «обязаны предоставлять». - Е.Л.) о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций».

Третья причина - неопределенность в законе того, какая информация относится к общественно значимой, а какая - составляет служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Складывается благоприятная среда для злоупотреблений со стороны чиновников, позволяющая во всяком неудобном случае сослаться на некую «служебную» тайну, в то время как правовые основания для использования этого термина со стороны представителей органов власти и местного самоуправления отсутствуют.

Четвертая причина - в способах обеспечения доступа к информации, в частности, в отсутствии нормативных положений, свидетельствующих о неотвратимости наказания за нарушение прав журналистов и редакции на доступ к информации. «Уголовная, административная, дисциплинарная и иные» - все эти виды ответственности фактически существуют лишь на бумаге.