logo search

Понятие профессионального имиджа журналиста

Попыток дать определение имиджу не перечесть и большинство из них имеют право на существование. Часто различия в определении кроются в тех функциях имиджа, которые активизирует какая-либо сфера жизни человека.

Как правило, имидж выполняет функцию психической защиты. Здесь уместно привести формулу Цигарелли:

А = г/з, где А – автооценка, г – гностика – рискованные, непривычные для индивида действия, поступки, з – действия психологической защиты. Автооценка должна быть менее единицы, и имидж позволяет получить подобный результат в сложной ситуации, когда человеку необходимо, например, совершить странный для самого себя поступок. Работа журналиста, состоящая из цепи неожиданностей, неконтролируемых случайностей, создает благоприятную почву для реализации подобной функции имиджа. И в связи с этим некоторые ученые склонны определять имидж как систему социально полезной лжи.

Другая функция имиджа – функция социальной идентификации – ранжирование людей по престижу. В журналистике эта функция имиджа позволяет реализовать профессиональную роль, подчеркнуть свое положение в конкретной ситуации, выявить особенности источника информации. В этом плане имидж определяется как средство коммуникации между людьми. Имидж выполняет роль социального колпака:

СП

И

А МК

выбор

В

СП – социальное поведение, богатство, слава, престиж, а также поведенческий стереотип (делай как все!)

А – аффекты, страсть (наше «Я»)

МК – межличностная коммуникация, установление контакта между людьми

В – воля, все процессы, которые определяют выбор

И – имидж, формируемый выбором между аффективным поведением и потребностью в установлении контакта с другими людьми на основе требований социума.