Компоненты имиджа
Имидж проявляется на многих уровнях:
1. Взгляд. Важное значение имеет контакт глаз (в обычном общении он занимает 20-40% времени контакта). Лев Толстой в романе «Война и мир» точно описал 85 оттенков выражений глаз. Мы в совершенстве владеем большинством из их, однако слабо можем контролировать этот аспект имиджа. Тем не менее, то, что определенно может контролировать журналист – это открытость взгляда и направленность его на собеседника, что особенно важно на телевидении. А ведь порой ведущие в студии, представляя гостя, даже не посмотрят на него. Между тем взгляд предопределяет во многом интерес аудитории к гостю в студии, к теме. Он многое может рассказать о самом человеке и о его отношении к происходящему. Так, например, только по направлению взгляда, по мимолетному сужению или расширению зрачков мы интуитивно определяем, интересна ли собеседнику ситуация общения. Как показывают исследования, для профессиональных телеведущих характерен выбор взгляда «глаза в глаза», реже – «сбоку» и почти никогда – выбор периферического взгляда, «выпадающего» из ситуации взаимодействия152.
2. Смысл речи. Для журналиста это существенная составляющая имиджа. Прежде всего, она отражается на содержании речи. Журналист должен говорить о том, что волнует его аудиторию, или о том, что может ее заинтересовать. Второе, но не менее важное – форма: журналист должен говорить с аудиторией на ее языке.
В любом речевом общении различают четыре фазы153. Начальная стадия – адаптация или своего рода прелюдия к предстоящей беседе. Затем разговор, ради которого, собственно, происходит встреча. Третий этап – психологическая разрядка эмоционального напряжения. И наконец, то внутреннее – чаще скрытое – состояние, в котором остаются участники после встречи.
3. Система пауз. Пауза выполняет несколько значимых функций: физиологическую (связанную с дыханием), смыслопроявляющую (позволяет определить конец фразы, завершенность мысли, логического отрезка), структурирующую (дает возможность понять ход мысли собеседника и возможное направление ее развития, оценить протяженность речевого отрезка, стилистику высказывания), оценочную (характеризует важность произносимого для человека, степень продуманности фразы, откровенность и спонтанность реакции, многие психологические особенности человека). Не случайно паузе уделяется столь серьезное внимание во всех видах деятельности, связанных с коммуникацией (вспомним произведение С. Моэма «Театр», где пауза стала мерилом статуса, доминирования в конкурентных отношениях между двумя героинями – опытной и начинающей актрисами. Там же прозвучала важная мысль: «Взял паузу – держи ее»). Немаловажное значение имеет пауза в работе журналиста. На этапе интервьюирования она позволяет дать передышку себе и собеседнику, а в ситуации работы электронных СМИ – ориентирует аудиторию на конкретное восприятие. Во многих пособиях по интервьюированию отмечается, что чем более опытен журналист, тем более продолжительны его паузы. Возможно, это и не безусловная характеристика, однако есть смысл к ней прислушаться, ведь в этом случае пауза становится именно имиджевой характеристикой.
Пауза может использоваться профессионально для демонстрации собственного отношения к происходящему. Так, В.Познер нередко в программе «Времена» позволяет возникнуть паузе в сочетании с мимической реакцией на фразу собеседника, в сочетании с мимической формой вопроса, ироничным или удрученный, озабоченным, удивленным выражением лица. Здесь пауза становится уже имиджеобразующим началом.
4. Интонация. Интонация может открыть нам истинный смысл слов. Эмоциональные оттенки речи фиксируют более 20 интонаций, которые отражают самые разные чувства человека. Фальш в голосе позволяет обнаружить фальш в смысле слов. Большое значение она имеет в приветствии и прощании. Например, Дмитрий Дибров в «Антропологии» здоровался холодно, отстраненно, а прощался тепло. Этим самым он подчеркивал, что его гость (всегда необычный, оригинальный человек) должен доказать свою оригинальность и заслужить право на это определение. Одновременно Дибров копировал ситуацию обычного общения с незнакомым человеком: менее чем за час этот человек от образа постороннего переходил к образу друга не только по отношению к ведущему, но и по отношению к зрителю. Создавался эффект объективности, принципиальности. Непредвзятости, учета позиции аудитории и, наконец. Эффект привычного общения.
Повышение громкости голоса обычно говорит о тревоге или раздражении, понижение громкости может являться признаком недовольства или разочарования. Повышенный тон сигнализирует о тревоге, пониженный – о недоверии
5. Запах. Это очень мощный, на генетическом уровне действующий механизм конструирования имиджа. Установлено, что в помещении с неприятным запахом люди стремятся прекратить общение и побыстрее уйти. Журналиста такое положение вещей вряд ли может устраивать. Одновременно исследователями определяются запахи, способствующие формированию и укреплению дружеских отношений – запах кофе, какао, клубники, свежескошенной травы, запахи «детства». И хотя журналист не может передать аудитории запах через свою продукцию прямым образом (хотя в последнее время технология производства печатной продукции позволяет компенсировать и этот пробел), за счет способности нашего мозга к синестезии154 он может воздействовать косвенно. Не случайно метафоры, включающие все, что связано с запахом, обладаю столь мощным воздействием («запах крови», «деньги не пахнут»).
6. Мимика. Активно используется в западной телевизионной традиции. На российском телевидении к мимической реакции, мимической форме вопроса часто обращается Владимир Познер. Считается, что каждый человек обладает «мимическим паспортом», состоящим из 20 тысяч выражений лица. Лев Толстой в романе «Война и мир» описал 97 вариантов улыбок.
7. Пластика. По мнению психиатра Дж.Рушаа, язык жестов включает в себя до 700 тысяч различных сигналов155. Г.С Мельник указывает на существование более миллиона и отмечает, что их количество намного превосходит количество слов156. Психологический жест согласуется не со словом, а с мыслью. Например, целый ряд жестов сигнализирует о том, что человек лжет (защита рукой рта, потирание век, облизывание губ, почесывание носа), ряд – о том, что человек чувствует себя дискомфортно (скрещенные ноги и руки, наклоненная вперед голова, спрятанные ладони, захват рукой запястья, сплетенные пальцы). Жестикуляция отличается у представителей разных культур. Так, финны жестикулируют один раз в час, мексиканцы – 180 раз, итальянцы – 8 раз.
Для журналистов, активно работающих с аудиторией (например, для телеведущих), характерно доминирование в ситуации общения позы внимания (наклон вперед, открытый контур рук, близкая дистанция).
Интерпретация пластики помогает вовремя понять собеседника, среагировать на его настрой или на изменение отношения к передаче. Например, посадка может дать сигнал об уходе от коммуникации. Обычно стремление уйти от коммуникации реализуется в следующих пластических формах:
- поза ухода (наклон назад, поворот головы в сторону. Уклонение от визуального контакта, закрытость контура рук, поднятые плечи, усиление ритмической активности);
- поза контрактивная (подавленности) (опущенные плечи, впалая грудная клетка, втянутая шея, закрытый контур рук и ног);
-поза экспансивная (высокомерие) (расширенная грудная клетка, плечи подняты, туловище прямое, напряженное, поднятая голова, периферический взгляд).
Если журналист заметит подобные сигналы, он должен постараться «вернуть» собеседника к коммуникации, стимулировать потребность в общении.
8. Одежда. Выбор одежды дает нам сигнал о том, насколько человек стремится следовать правилам, определяющим его социальный статус, или выделяться в среде других людей. По отношению к внешнему виду журналиста можно предъявить некоторые требования. Его одежда должна соответствовать стилю поведению, диктуемому материалом. Но самое главное, она не должна быть слишком кричащей, модной, или неряшливой. Эти два момента усложняют акт коммуникации и требуют дополнительных усилий по адаптации со стороны собеседника.
У американцев деловой стиль в одежде бизнесмена получил название Бэзик. Это вся классика делового костюма преимущественно светло-серого или темно-синего оттенка, стиль «принца Уэльского» (крупная клетка), клубный стиль (темно-синий пиджак с блестящими пуговицами). В России – свои традиции (вспомните малиновый пиджак как атрибут «нового русского»). Важно, что коль скоро мы приписываем имиджу функцию своего рода социального колпака, необходимо и в одежде прислушиваться к мнению социума.
9. Цветность в одежде имеет не меньшее значение, чем стиль. Исследователи определили цвета одежды, на которые мы реагируем более или менее благожелательно. Однако реакции эти сложны. Они определяются многими факторами, и в первую очередь – гендерными. Так, например, мужчины позитивно реагируют на женщину в розовом или зеленом в ситуации бытового общения, и на женщину в коричневом, бежевом в ситуации делового общения. Женщины позитивно реагируют на мужчину в белом в ситуации бытового общения, и на мужчину в синем в ситуации делового общения. Традиционно деловыми считаются бордовый, синий и серый цвета деловых костюмов. Черный считается торжественным, подходящим к особому случаю. Однако все эти цветовые ограничения весьма условны. Так, например, И.Хакамада на пике своей политической карьеры всегда появлялась на аудитории в черном, и этот цвет стал неизменным ее атрибутом. А королева Великобритании позволяет себе появляться перед подданными в платьях самых веселых оттенков, - но неизменно в платьях, шляпах и туфлях одного цвета, светлых оттенков. И в данном случае цвет почти не имеет значения.
10. Акцентуация сексуальных символов. К таковым относятся для женщин – колье, кулоны, броши, яркая губная помада, пояс на бедрах, длинные распущенные волосы, браслеты на руке или ноге, серьги. Для мужчин это галстук, очки, сложный пояс, жилет, ручка, блокнот, барсетка, сотовый телефон, машина и др. Подчеркивание тих символов в одежде говорит о направленности человека на установление тесных связей с другими людьми, о попытке включиться в их интимное пространство.
11. Походка. Быстрая или медлительная, по центру коридора или вдоль стены, прямая, напролом или осторожная, с обходом всех встречных? Кто кого пропустит в дверях, кто кому уступит на узкой тропинке? Все эти вопросы не стоит даже комментировать. Их интерпретация в психологии очевидна.
12. Посадка. На краешек стула или развалившись, как в кресле? Строго на своем месте или занимая сумками, папками, рукой соседние места? Интеллигентно или с ногами на столе? Свободно или со скрещенными руками и ногами? Прямо или ссутулившись?
13. Организация пространства. Есть понятие «дуга комфортной беседы»: если между людьми менее 160 см, они предпочитают размещаться друг против друга, если больше – рядом. Журналисту важно учитывать этот момент при выборе мизансцены. Далее, необходимо учитывать личное пространство, которое было описано еще американским этнопсихологом, основателем проксемики – науки о пространственном взаимодействии между людьми – Эдвардом Холлом.
Но в организации пространства имеет значение не только дистанция. Обратите внимание на расположение предметов: между вами и собеседником не должно быть барьера из вещей – сумки, органайзера, монитора и т.д. Не рекомендуется в интервью класть диктофон на траектории вашего контакта с собеседником – лучше чуть в стороне. Конечно, характер общения обусловлен местом действия (освещение, температура, расположение мебели, вещей, цветность). Но доверительное общение требует замкнутого пространства.
14. Коммуникации. С кем мы здороваемся? Кого избегаем? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу. Кто ты». Не случайно на многих мероприятиях (конференциях, корпоративных вечеринках, совещаниях и т.д.) карьеристы смеряться подойти и переговорить с лидерами, обладающими высоким статусом личностями. Причем поговорить так, чтобы остальные видели. Ну а уж по тому, к кому обращается сам лидер, мы определяем «первых среди равных». Аудитория же воспринимает не только журналиста как такового, но и его «команду». По типу печатного издания, телеканала, радиостанции мы даем характеристики тем или иным журналистам.
15. Такесика. Рукопожатие, похлопывание, поцелуй и т.д.
Таковы основные, но далеко не все компоненты имиджа. Необходимо помнить о том, что все они работают в комплексе. Так, только по цвету одежды сложно дать характеристику человеку. А если человек почесывает нос, нельзя судить о том, насколько он лжив (возможно, у человека насморк). Только целостный анализ всех компонентов обеспечивает правильное толкование имиджа. Соответствие вербальных и невербальных сигналов, подаваемых человеком, воспринимается как комфортный режим общения и рассматривается как конгруэнтность. О людях, обладающих таким качеством, обычно говорят: «Прост в общении».
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы