logo search

4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей

Таким образом имидж можно назвать своего рода геном социального общения, геном государственности внутри нас, который определяет нашу готовность общаться.

Нельзя сказать: «У такого-то человека такой-то имидж». Можно лишь сказать: «У такого-то человека по отношению к такому-то человеку такой-то имидж». То есть имидж – это характеристика коммуникации между людьми, а вовсе не характеристика одного человека, поэтому он не закреплен за каким-то отдельным участником коммуникации.

И, наконец, еще одна, не менее значимая функция имиджа – миместическая – функция игры, игры в несбывшееся. Знаменитый закон Левина гласит: «У человека есть острейшая потребность в бессмысленных действиях». В этом плане имидж соотносится с понятием «творчество», и в журналистике его обоснованность очевидна.

Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Распространенным был и остается довольно общий подход к определению имиджа как образа. Параллельно развивается идея об имидже как особом типе коммуникации.

Именно последнее определение представляется наиболее значимым по отношению к журналистике. Имидж мы можем определить как качественно особый коммуникативный тип общения по достижению социальных целей, использующий в качестве средства самого носителя151. Иными словами, имидж есть использование законов человеческого восприятия для достижения социальной цели в ходе коммуникативного общения.

По утверждениям исследователей около 95% людей имеет имидж. А некоторые ученые утверждают, что 100% женщин обязательно обладают имиджем. Точнее, не имиджем, а набором имиджей, поскольку каждый из нас оперирует далеко не одним имиджем. Один имидж мы реализуем в рабочем коллективе, другой – в наших журналистских материалах, третий – в семье, четвертый – с друзьями (и с разными – разный).

Тем не менее, существует базовый набор имиджей:

1. «Начальник». Так мы общаемся со старшими (например, с высокопоставленным информатором, руководителем). Основная тактика здесь – жалоба;

2. «Деловое общение». Построен на активизации механизма копирования. Достаточно стереотипен. Тактика - агрессия;

3. «Развлечение». Этот имидж построен на стремлении человека к самопрезентации. Так мы общаемся, например, в незнакомой кампании. Тактика - реклама.

4. «Принц» или «принцесса» - редко используемый имидж выстраивается, как правило, по отношению к представителям противоположного пола, меняется с годами. Основная тактика – копия, то есть попытка соответствовать ожиданиям другого человека.