4.3.3. Имидж в работе журналиста
В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необходимо учитывать отличия в восприятии аудиторией образа мужчины- и женщины-коммуникатора.
Характеристики женщины: постоянно изучает окружающий мир, не признает авторитеты, легко принимает решения, полагается на интуицию, не пропускает ничто необычное, эмоциональна, не концентрируется на том, что не интересует, заигрывает с аудиторией, использует намеки, недосказанность, вместо собственного вывода использует чье-то мнение.
Характеристики мужчины: убежден в своей самоцели, обладает влиянием на людей, стремится действовать единственно верно, хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает, полагается только на рациональные решения, трудности стимулируют, прагматик, личные отношения второстепенны, не выносит потерь времени, использует много документальных подтверждений, богато пользуется оценочной лексикой, использует скептические оговорки.
Эти аудиторные представления необходимо учитывать в игре имиджа, которую вы ведете. Необходимо также учитывать и основные имиджи (роли, маски) аудитории – ведь имидж рассматривается нами как средство взаимодействия. Аудитория может выполнять роль статиста, как, например, во многих телепередачах, где зритель присутствует в студии. Она может играть активную роль заявителя, жалобщика, обращаясь к СМИ с запросом. Иногда аудитория использует маску игрока, участвуя в той партии, которую ведет журналист, а иногда – роль информатора, предлагающего новые сведения по теме материала. Значительная часть аудитории выполняет роль оппонента (спорит с теле- или радиоведущим, гостем), судьи, эксперта (скептически и критически воспринимает сообщения СМИ, оценивает их). Но чаще всего аудитория играет роль свидетеля, как бы присутствуя с журналистом на месте события, о котором он рассказывает. Журналист же, в свою очередь, моделирует стиль общения с читателем, зрителем, слушателем в зависимости от того, какова основная роль его «собеседника». Так, например, журналисты многих желтых изданий порой выбирают саркастический тон не только (а иногда и не столько) потому, что он соответствует их природе, но и потому, что их читатель настроены на эту волну.
По роду своей профессии журналист должен владеть многими типами имиджей. Однако специфика его работы заключается в том, что он общается с массовой аудиторией. Следовательно, и защитные (пассивные) компоненты имиджа должны быть более четко отлажены, и активные, позволяющие «достучаться до аудитории» - также.
С профессиональной точки зрения важнее последние. И тут у журналиста выделяются три типа имиджа: утешитель, провокатор, арбитр.
Утешитель (лирик)- журналист-родитель (подчеркивание позиции «Я свой», такой же, как и вы). Например, Владимир Молчанов.
Провокатор (агрессор)- журналист-ребенок (подчеркивание позиции «Я-то знаю, кто вы такой на самом деле») задавание наивных вопросов, наводок. Так часто ведет себя Андрей Малахов.
Арбитр (аналитик) - журналист-взрослый (подчеркивание позиции «Главное - не наши отношения, а поиск истины») Например, Евгений Киселев.
По мнению исследователей, негативно воспринимается аудиторией имидж миссии, продемонстрированный Черкизовым в передаче «Час быка».
Е.И.Пронин и Е.Е. Пронина дают более развернутую классификацию социального имиджа журналиста:
1. По типу контакта: дружеский (ключевая характеристика – привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность);
2. По уровню близости: герой (идеальная личность), антигерой (один из нас), мистическая личность (необычный);
3. По функции в процессах социализации: учитель, вожак, кумир, мэтр, командир;
4. По типу текста и парадигме мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик157
Имидж журналиста выполняет несколько функций. Прежде всего, он позволяет журналисту выделиться, обрести лицо, заявить о себе еще до момента информирования, а потом руководить восприятием информации. Далее, он позволяет акцентировать внимание аудитории на необходимых в конкретной ситуации качествах личности. Наконец, он позволяет установить тесный контакт с конкретной целевой аудиторией.
В обычной ситуации общения эти роли, как правило, перемежаются. И поскольку имидж – это результат общения двух сторон, мы выбираем его относительно конкретного человека (например, газетчик может менять имидж в зависимости от особенностей интервьюируемого им респондента). Однако на экране телевизора, например, ведущий традиционно придерживается одного имиджа хотя бы в рамках одной программы. И здесь большое значение имеет так называемая харизматическая модель коммуникации. Американский исследователь Дж. Голхабер, например, установил, что успех телепередачи во многом зависит от того, обладает ли харизмой личность, ее ведущая. Анализ же ток-шоу позволяет говорить о том, что аудитория в большей степени фиксирует поведение ведущего в студии, нежели конкретные факты по обсуждаемой проблеме.
Термин «харизма» происходит от греческого charisma – подарок, наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. По нению Вебера, харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как образец. Феномен харизмы характерен, прежде всего, для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения.
Основная черта, объединяющая всех харизматических деятелей – активность, пассионарность (то есть, по Л.Н.Гумилеву, способность и стремление к изменению окружения). Харизматичная личность – это всегда лидер. Психологами же замечено, что чаще всего именно лидер начинает действовать как бы против своих интересов, отстаивая интересы коллектива.
Сегодня исследователи обозначают основные признаки или модели формирования харизматичности:
1. «Чужак». Человек неизвестный, новых, пришедший со стороны. Он неизвестен, не изучен, непонятен, и уже в силу этого к нему надо присматриваться, прислушиваться158. Такой вариант проявления харизматичности нередко подчеркивается эмонативно-эриматическим поведением (то есть человек появляется со своей идеей и неожиданно уходит, исчезает, оставив любопытствующих не до конца удовлетворенными). Понятно, что журналист, эпизодически взаимодействующий с людьми и выходящий к ним с новостной, актуальной информацией. Имеет все возможности к реализации этого механизма формирования харизматичности;
2. «Странный». Человек, имеющий психические или физические дефекты. Исследователи замечали, что многие харизматические личности имели какие-то физические странности. По всей видимости, такие особенности приковывают непроизвольное внимание человека.159 Но в СМИ чаще можно встретить харизматические личности с особенностями психологического свойства. Так, большинство харизматиков можно отнести в каком-то плане к людям, демонстрирующим мономаниакальность – то есть к людям, подчиненным одной идее, одной линии действия. В ситуации прямого общения это провоцируется параноидальной фокусировкой на достижении цели.160 Причем, с присущим харизматику фанатизмом, человек уверен в том, что ничто не сможет ему помешать. А отсюда – внутренняя уверенность, спокойствие (даже «пофигизм»). В сочетании с целеустремленностью это воздействует подобно влиянию родителя на ребенка – воспроизводится та же модель. Если сравнить этот параметр с особенностями личности журналиста, то окажется. Что среди журналистов многие соответствуют признаку. Они сосредоточены на одной теме и уверены в том, что делают свое дело. Риск, который всегда сопровождает творческий процесс, формирует видимую остальным целеустремленность. Отметим: харизматичностью обладают не «всеядные» журналисты, а как правило, именно те, кто «глубоко копает» свою тему;
«Шут». Человек карнавала, человек притворства, эпатирующий всех и вся. Его характеризует экстравертная агрессивность, динамичное поведение, ораторское мастерство. Он всякий раз ярок, необычен. Это – шоумен, умеющий увлечь своих зрителей. Очевидно, что таких людей много на телевидении – особенно в его развлекательном секторе.
Конечно, каждый журналист отличается от другого по харизматическому охвату и харизматической нише, но все же в той или иной степени каждому представителю публичной сферы деятельности в журналистике предоставляется огромный потенциал самого контента для формирования харизмы. Именно СМИ нередко открывают в человеке черты харизматической личности. И харизматик на экране может не обладать такими же качествами в жизни.
Сегодня исследователи телевидения выделяют три типа харизматических личностей, соотносящихся с моделями их формирования:
1.Герой. Отличается агрессивной формой поведения. Смел, настойчив, безапелляционен, но при этом говорит именно то, что хочет услышать зритель. Образ идеализируется до уровня недостижимого идеала.
2. Антигерой. Простой человек, один из нас, но по важному в контексте передачи параметру чуть лучше среднего представителя аудитории. Он воспринимается как свой и, одновременно, как тот, на кого мы можем равняться. Это вполне достижимый идеал.
3. Мистическая личность – внешне чуждый зрителю, отстраненный, без предыстории, необычен, непонятен, непредсказуем, переменчив.
Как видим, все эти образы вполне соотносятся с понятием архетипа. И действительно, обладание архетепическими свойствами делает в наших глазах человека более значимым и авторитетным. Харизма может передаваться посредством наделения символическим значением какого-либо предмета (премия Тэффи), акта наделения ею (процедура вручения), «подключением» к харизматичной личности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Дайте определение категории «личность» и назовите основные критерии зрелой личности.
Какие парадоксы журналистской профессии и в какой степени предопределяют особенности личности журналиста?
Какие качества отличают «среднюю» личность журналиста различных типов СМИ?
В чем реализуется долженствовательная сфера личности журналиста?
Дайте наиболее точное с вашей точки зрения определение имиджа
Каков «базовый» набор имиджей?
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Определите тип имиджа и основные его составляющие у известного вам журналиста. Какие функции реализует этот имидж?
2. Можно ли провести прямую параллель между гением и безумием? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Сравните имидж нескольких журналистов по одному из параметров (смысл речи, интонация, пауза, взгляд, мимика, жесты и т.п.). Какова роль одного из параметров имиджа в формировании целостного образа человека?
4. Попробуйте скорректировать образ известного телеведущего, заменив один из параметров имиджа. Что произойдет? Какой, по вашему мнению, будет реакция аудитории?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
Сопоставительный анализ подходов к определению личности: междисциплинарный аспект.
Игровой компонент имиджа телеведущего
Креативная составляющая личности журналиста.
Определение имиджа: сравнительный анализ подходов
Харизматическая личность: природа явления.
ЛИТЕРАТУРА:
Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.
Аграновский В.А. Вторая древнейшая. М., 2000.
Андреева М.К., Матвеева Л.В., Шкопоров Н.Б. Психологический анализ профессионально-важных качество творческих работников телевидения. М., 1991.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
Бехтерев Н.А. Физиология типов М., 1924
Браун Л. Имидж - путь к успеху. С-Пб., 1996.
Бугрим В.В. Понятие и специфика имиджа. Журналистика ХХ века: эволюция и проблемы. СПб., 1996
Бурно М.Е. Сила слабых. М.: Прогресс, 1999
Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М.: Мысль, 1985.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.
Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М.: Репринт, 1992.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984
Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991
Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М.: Восток, 1996.
Журналист: социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. М., МГУ, 1994.
Кузин В.И. Психологическая культура журналиста/ В.И.Кузин. СПб: СПбГУ, 2004.
Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967.
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002.
Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства. СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск: Харвест, 2005.
Мельников В.М., Ямпольский Н.А. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985
Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Аспект Пресс, 2003.
Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой. М., 2000
Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз. Киев, 1997.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.
Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. М., 2000.
Психология самосознания. Хрестоматия. М., 2000.
Румянцева В. Лидер: опыт изучения психологии неформального лидерства. СПб, 1996
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. М., 2000.
Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 1996
Свитич Л.Г. Феномен журнализма, М.: факультет журналистики МГУ, 2000.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. Ростов н/Д, 2006
Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей. Рязань, 1997
Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 2006.
Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия. М.: Интел, 1994.
Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М., 2001
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2001
Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы