logo search

6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью

Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных качеств интервьюеров: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления, развитие эмпатии и тех психологических качеств, о которых говорилось в четвертой главе.

Хороший интервьюер характеризуется выражением «дать-и-взять». Это значит, что после интервью журналист не только получает нужную ему информацию, но и оставляет чувство удовлетворенности у респондента. Обычно такое происходит автоматически, если вы – высококоммуникабельный человек. Если же нет, можно использовать такой прием – задайте респонденту в ходе интервью вопросы, на которые ему приятно было бы ответить, несколько раз выразите удивление тем. Какую интересную информацию выдает вам человек. Обязательно запишите за ним часть информации, продемонстрировав тем самым, что она особенно важная.

Перечень плохих интервьюеров достаточно широк:

  1. Миссионеры, стремящиеся вместо получения информации довести до опрашиваемого идею, навязать свое представление;

  2. Моралисты;

  3. Ветреники (несерьезные);

  4. Властные;

  5. Тревожные;

  6. Сентиментальные;

  7. Действующие по шаблону.

Для того чтобы избежать подобной маски, необходима не только общая подготовка, но и тщательная подготовка к каждому конкретному интервью, поскольку в противном случае вы будете слабо ориентироваться в теме и характере собеседника, и ваше «Я» будет стремиться к упрощенным моделям поведения, которые как раз и отражены в списке плохих интервьюеров.

Конкретная подготовка включает сбор данных по теме, сбор данных об информаторах, выбор информатора, сбор данных о конкретном информаторе, составление опросника (лучше выбрать одну-две темы. Для первого интервью с конкретным человеком – одну. Иногда используют опросник-дерево или линейный опросник).

Важный этап - договор об интервью. Здесь обязательно оговаривается цель интервью и время интервью.

При договоре об интервью рекомендуется использовать позитивную постановку вопроса в противовес негативной:

Негативная постановка вопроса

Позитивная постановка вопроса

Не затруднит ли вас побеседовать со мной?

Вас ведь не затруднит побеседовать со мной?

У вас нет необходимой мне информации?

Вы ведь поделитесь со мной необходимой информацией?

У вас не найдется для меня 10 минут?

Вас не затруднит найти для меня 10 минут?

Вы не перезвоните мне вечером?

Вам ведь не трудно будет позвонить мне вечером?

Вы не поможете мне в этом вопросе?

Вы ведь окажете мне помощь в этом вопросе?

Рекомендуемое время интервью – не более 50 минут. Респонденту же лучше сказать, что интервью продлится около часа.

Далее оговаривается место проведения интервью.

Обязательные условия качественного интервью:

- отсутствие посторонних в зоне интервью. Если это условие нарушается, есть вероятность возникновения так называемого дисбаланса ролей, когда респондент чувствует себя равным или ребенком по отношению к журналисту (а такое восприятие журналиста – не редкость), по отношению же к окружению он выполняет, например, роль руководителя. Кроме того, как показывают исследования, 56% присутствующих вмешивается в интервью и затрудняют работу журналиста;

- в помещении или на улице не должно быть жарко или душно;

- не должно быть шумно.

В случае, когда нарушаются два последних условия, у респондента появляется настойчивое желание побыстрее закончить интервью.

При подготовке к интервью рекомендуется спросить у респондента, где и когда ему удобнее побеседовать, и предупредить о том, что интервью не должно прерываться звонками, разговорами с сотрудниками и т.п.