logo search
2471

84.Публицистика и публицисты периода Великой Отечественной войны.

С первых дней войны жанры публицистики, призванные раскрывать жизнь людей на фронте и в тылу, мир их духовных переживаний и чувств, их отношение к различным фактам войны, заняли прочное место на страницах периодической печати, передачах радио. Публицистика стала основной формой творчества крупнейших мастеров художественного слова.

Голос советской публицистики эпохи Великой Отечествен­ной войны достигал особой силы, когда главной темой ее про­изведений становилась тема Родины. В тяжелых условиях войны, когда решалась судьба страны, не могли оставить равнодушной читательскую аудиторию произведения, звавшие к ее защите, к преодолению всех препятствий и лишений в борьбе с врагом. Так воспринимались миллионами читателей статьи "Родина" А. Толстого, "Сила России" Н. Тихонова, "Размышления у Кие­ва" Л. Леонова, "Украина в огне" А. Довженко, "Душа России" И. Эренбурга, "Уроки истории" Вс. Вишневского и многие дру­гие, в которых с огромной эмоциональной силой раскрывались истинный характер патриотизма, героические традиции про­шлого нашей страны.

Тема Родины, патриотического долга перед ней заняла глав­ное место в публицистическом творчестве А. Толстого (за годы войны А. Толстой написал около 100 статей, текстов для выступлений на митингах и собраниях) с пер­вых дней войны. 27 июня 1941 г. в "Правде" появилась его пер­вая военная статья "Что мы защищаем". В ней автор противо­поставил захватническим устремлениям фашистской Германии твердую уверенность советского народа в правоте своего дела, ибо он защищал свою Отчизну от врага. В грозный для страны час слова публициста звучали как призывный набат. 18 октября 1941 г. "Правда" опубликовала его статью "Москве угрожает враг". Начав ее словами "Ни шагу дальше!", писатель-публицист обратился к самым сокровенным патриотическим чувствам каждого советского человека. Исключительного публицистичес­кого накала тема Отчизны достигла в статье А. Толстого "Роди­на", впервые опубликованной 7 ноября 1941 г. в газете "Крас­ная звезда" и перепечатанной затем многими изданиями. Про­роческие слова писателя, содержащиеся в этой статье: "Мы сдюжим!", — стали клятвой советских воинов в трудные дни обороны Москвы. В творчестве А. Толстого — тесно переплетаются две темы — Родины и внутрен­него богатства национального характера русского человека. С наибольшей полнотой это единство воплотилось в "Рассказах Ивана Сударева", первый цикл которых появился в "Красной звезде" в апреле 1942 г., а последний — "Русский характер" — на страницах этой же газеты 7 мая 1944 г.

23 июня 1941 г. — на второй день Великой Отечественной войны — началась публицистическая деятельность Ильи Эренбурга военного периода. Его статья "В первый день", появив­шаяся в печати, пронизана высоким гражданским пафосом, стремлением вселить в сознание людей непреклонную волю уничтожить фашистских захватчиков. Через два дня И. Эренбург по приглашению редакции "Красной звезды" пришел в газету и в тот же день написал статью "Гитлеровская орда", которая была напечатана 26 июня. Его статьи и памфлеты публикова­лись также во многих центральных и фронтовых газетах. Свою главную задачу публицист видел в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его по­работить, уничтожить. Статьи И. Эренбурга "О ненависти", "Оправдание ненависти", "Киев", "Одесса", "Харьков" и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостря­ли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключи­тельной конкретности. Публицистика Эренбурга содержала не­опровержимые факты о зверствах захватчиков, свидетельские показания, ссылки на секретные документы, приказы немецкого командования, личные записи убитых и пленных немцев. Особого накала публицистика И. Эренбурга достигла в кри­зисные дни битвы за Москву. 12 октября 1941 г. "Красная звез­да" опубликовала его статью "Выстоять!". Этот страстный клич стал ведущей темой статей "Дни испытаний", "Мы выстоим", "Испытание". За годы Великой Отечественной войны Эренбург написал около 1,5 тыс. памфлетов, статей, корреспонденции, вышли в свет 4 тома его памфлетов и статей под названием "Война". Первый том, изданный в 1942 г., открывался циклом памфлетов "Бешеные волки", в котором с исключительной разоблачитель­ной силой созданы образы фашистских главарей — Гитлера, Ге­ринга, Геббельса, Гимлера. Значительное место в творчестве Эренбурга периода войны заняли статьи и корреспонденции для зарубежного читателя. Они передавались через Совинформбюро в телеграфные агент­ства и газеты Америки, Англии и других государств. Свыше 300 публикаций составил данный цикл. Все они затем вошли в книгу "Летопись мужества".

Константин Симонов - неутомимый корреспондент "Крас­ной звезды", прошедший дорогами войны тысячи километров и видевший все, что она с собой принесла. Впечатления, осев­шие в сознании, требовали выхода, публицистической и худо­жественной реализации. Корреспонденции и статьи Симонова, его очерки и стихи, рассказы и повести печатались в "Красной звезде", во многих других газетах, распространялись по каналам Совинформбюро, передавались по радио. Людям нравились суровые, мужественно-сдержанные коррес­понденции и очерки К. Симонова. "Части прикрытия", "В празд­ничную ночь", "Юбилей", "Истребитель истребителей", "Песни" и другие потрясали правдой жизни, умением заглянуть в духов­ный мир человека, жизнь которого могла оборваться через мгно­вение. К. Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о том, что лично видел. Конкретный адрес присутствует уже в заголовках материалов: "В Керченских каменоломнях", "Осада Тернополя", "У берегов Румынии", "На старой Смоленской до­роге" и др. Результатом командировки в Феодосию, только что освобож­денную советским десантом и яростно бомбардируемую вражес­кой авиацией, явился первый в творческой биографии Симоно­ва рассказ "Третий адъютант". Сюжет его подсказала встреча с одним из десантников — в прошлом донецким шахтером, твердо убежденным, что "храбрых убивают реже, чем трусов". Рассказ был опубликован в "Красной звезде" 15 января 1942 г.

Среди публицистов, находившихся в действующей армии, был и военный корреспондент "Красной звезды" Василий Грос­сман. В очерках "Сталинградская битва", "Волга-Сталинград", "Власов" и др., в многочисленных корреспонденциях он вводил читателя в атмосферу сражающегося Сталинграда. В цикл событийных очерков о Сталинграде вошли "Огонь Сталинграда" Е. Кригер, "Дом Павлова" П. Шебунина, "Город-герой" Б. Полевого, "Сталинградское кольцо" Вас. Коротеева и др.

Публицистика.

Толстой. Родина (Правда 1941 7 ноября). Надвинулась общая беда. Враг разоряет нашу землю и все наше вековечное хочет назвать своим. Гнездо наше, родина возобладала над всеми нашими чувствами. Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость – за ее поругание, и вся наша готовность – умереть за нее. Так юноша говорит своей возлюбленной: «Дай мне умереть за тебя». Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это – вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру и непоколебимую веру в законность и неразрушимость своего места на земле. Земля оттич и дедич – это те берега полноводных рек и лесные поляны, куда пришел наш пращур жить навечно. Он был силен и бородат, в посконной длинной рубахе, соленой на лопатках, смышлен и нетороплив, как вся дремучая природа вокруг него. Многое мог увидеть пращур, из-под ладони глядя по солнцу... «Ничего, мы сдюжим», – сказал он и начал жить. Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, – говорившиеся нараспев, под звон струн, – о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, – героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Народ верил в свой талант, знал, что настанет его черед и другие народы потеснятся, давая ему почетное место в красном углу.Дальше идет экскурс в истрию русского народа, начиная с основания Москвы и заканчивая Наполеоном, проникнутый гордостью за народ. Под конец про того же пращура, глядящего на русский народ сквозь века: Пращур наш, глядя посолонь, наверно, различил в дали веков эти дела народа своего и сказал тогда на это: «Ничего, мы сдюжим...». На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины. Позади нас – великая русская культура, впереди – наши необъятные богатства и возможности, которыми хочет завладеть навсегда фашистская Германия Наша земля немало поглотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых – нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла пошатнуть ее. Так же без следа поглотит она и эти немецкие орды. Так было, так будет. Ничего, мы сдюжим!..

.