6.3.4. Психологические особенности начала интервью
В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, разговор на нейтральные темы (как добрался, транспорт, погода). По мнению С.А.Муратова, «встреча с прошлым – самый верный путь к человеку…» 210
Если вы записываете интервью на диктофон, нужно дать собеседнику время привыкнуть к нему. Можно при нем вставить в диктофон пленку. Никогда не кладите диктофон между вами и интервьюером – лучше чуть-чуть в стороне.
Начало интервью - это этап установления контакта. На этом этапе важно учитывать особенности дистанции, которые были подробно разработаны американским антропологом Эдуардом Т.Холллом:
1 2 3 1
2- личное общение (хорошо знакомые люди (от 46 см до 1.2 м));
3 - формальное общение (деловые и случайные переговоры (от 1.2 м до 3.6 м));
4-- публичное общение (разговор с большим количеством людей (более 3.6 м.)
.
4
Конечно, эти значения небезусловны. Они зависят от невероятно большого количества факторов – от среды формирования личности, от моделей воспринятого коммуникативного поведения, от возраста, пола, социального происхождения и положения, от психологических характеристик личности и т.д. Но предложенные Холлом параметры могут быть приняты за основу.
Изменение зон общения дает определенные эффекты:
Если вы переходите из зоны 3 в зону 2, человек испытает неловкость и поддастся вам, но будет желать прервать общение;
Если вы перейдете в зону 1 – это будет воспринято как чрезмерная агрессия, человек, скорее всего, откажет вам;
Если вы перейдете в зону 4, это будет воспринято как сигнал завершения разговора;
Если вы будете выступать на публику ближе чем за 3 метра, вас будут слушать только те, кто сидит в этой зоне или чрезвычайно заинтересованные люди.
Помимо зон общения существенную роль играет и положение партнеров относительно друг друга. В этом аспекте можно выделить несколько основных позиций:
1. Угловая позиция: два собеседника располагаются близко к углу стола по его сторонам:
Такая позиция способствует поддержанию визуального контакта, свободной жестикуляции. При этом угол стола формирует чувство защищенности у участников диалога.
2. Кооперативная позиция: расположение рядом с одной стороны от стола:
Идеальна в ситуации, когда нужно расположиться радом – например, чтобы рассмотреть что-то, совместно изучить документ. Эта позиция требует некоторого психологического напряжения. Не случайно в некоторых работах можно прочитать совет: хотите заставить человека улыбнуться – скажите ему что-нибудь стоя плечом к плечу. Улыбка издавна служила нам своеобразным механизмом психологической защиты. Поэтому в кооперативной позиции необходимо строго соблюдать дистанцию интимной психологической зоны.
3. Конкурирующее-оборонительная позиция: партнеры располагаются напротив друг друга по разные стороны стола:
Эта позиция эффективна в двух случаях – в случае четкого соблюдения субординационных отношений при короткой деловой встрече (что вряд ли уместно в ситуации интервью) и в случае жесткого отстаивания партнерами своих позиций, как, например, в интервью-конфронтации.
4. Независимая позиция: партнеры располагаются как бы по диагонали, по наиболее отдаленным углам стола:
Это расположение эффективно в ситуации, когда предмета разговора, решение проблемы не столь важны по сравнению с поддержанием контакта. Это – обычный формат дружеской беседы.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы