logo search

6.3.4. Психологические особенности начала интервью

В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, разговор на нейтральные темы (как добрался, транспорт, погода). По мнению С.А.Муратова, «встреча с прошлым – самый верный путь к человеку…» 210

Если вы записываете интервью на диктофон, нужно дать собеседнику время привыкнуть к нему. Можно при нем вставить в диктофон пленку. Никогда не кладите диктофон между вами и интервьюером – лучше чуть-чуть в стороне.

Начало интервью - это этап установления контакта. На этом этапе важно учитывать особенности дистанции, которые были подробно разработаны американским антропологом Эдуардом Т.Холллом:

1

2

3

1

-интимное общение: влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья (15-46 см);

2- личное общение (хорошо знакомые люди (от 46 см до 1.2 м));

3 - формальное общение (деловые и случайные переговоры (от 1.2 м до 3.6 м));

4-- публичное общение (разговор с большим количеством людей (более 3.6 м.)

.

4

Конечно, эти значения небезусловны. Они зависят от невероятно большого количества факторов – от среды формирования личности, от моделей воспринятого коммуникативного поведения, от возраста, пола, социального происхождения и положения, от психологических характеристик личности и т.д. Но предложенные Холлом параметры могут быть приняты за основу.

Изменение зон общения дает определенные эффекты:

  1. Если вы переходите из зоны 3 в зону 2, человек испытает неловкость и поддастся вам, но будет желать прервать общение;

  2. Если вы перейдете в зону 1 – это будет воспринято как чрезмерная агрессия, человек, скорее всего, откажет вам;

  3. Если вы перейдете в зону 4, это будет воспринято как сигнал завершения разговора;

  4. Если вы будете выступать на публику ближе чем за 3 метра, вас будут слушать только те, кто сидит в этой зоне или чрезвычайно заинтересованные люди.

Помимо зон общения существенную роль играет и положение партнеров относительно друг друга. В этом аспекте можно выделить несколько основных позиций:

1. Угловая позиция: два собеседника располагаются близко к углу стола по его сторонам:

Такая позиция способствует поддержанию визуального контакта, свободной жестикуляции. При этом угол стола формирует чувство защищенности у участников диалога.

2. Кооперативная позиция: расположение рядом с одной стороны от стола:

Идеальна в ситуации, когда нужно расположиться радом – например, чтобы рассмотреть что-то, совместно изучить документ. Эта позиция требует некоторого психологического напряжения. Не случайно в некоторых работах можно прочитать совет: хотите заставить человека улыбнуться – скажите ему что-нибудь стоя плечом к плечу. Улыбка издавна служила нам своеобразным механизмом психологической защиты. Поэтому в кооперативной позиции необходимо строго соблюдать дистанцию интимной психологической зоны.

3. Конкурирующее-оборонительная позиция: партнеры располагаются напротив друг друга по разные стороны стола:

Эта позиция эффективна в двух случаях – в случае четкого соблюдения субординационных отношений при короткой деловой встрече (что вряд ли уместно в ситуации интервью) и в случае жесткого отстаивания партнерами своих позиций, как, например, в интервью-конфронтации.

4. Независимая позиция: партнеры располагаются как бы по диагонали, по наиболее отдаленным углам стола:

Это расположение эффективно в ситуации, когда предмета разговора, решение проблемы не столь важны по сравнению с поддержанием контакта. Это – обычный формат дружеской беседы.