logo search

6.3.6. Психологические основы завершения интервью

Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно.

Самый опасный враг – чувство усталости. Важно, чтобы оно не наступило преждевременно, и чтобы не на этом чувстве прошло завершение интервью. Сигналы усталости респондента: расслабленная поза, бегающие глаза, короткие и неорганизованные ответы, длинные паузы. В случае их проявления интервьюер должен ненадолго взять инициативу в свои руки и рассказать что-то, а потом вернуться к вопросам.

Методические пособия рекомендуют интервьюеру начать думать о завершении интервью за 5-10 минут до его окончания. Переход к финалу лучше обозначить фразами типа: «В то короткое время, которое у нас осталось» или «Прежде чем закончить».

Хорошей формой завершения интервью является финальное резюме, в котором журналист кратко излагает основные факты, которые он зафиксировал.

Порой особенности собеседника таковы, что прервать интервью в корректной форме бывает достаточно сложно. В этом случае можно использовать приемы достижения этой цели:

  1. Выражение благодарности за содержательную беседу, за откровенность, за то, что нашел время ответить на вопросы;

  2. Ссылка на неотложные дела (можно поставить напоминание в телефоне или завести будильник в часах) с извинениями;

  3. Прием «спасение от назойливого посетителя» (заранее просите знакомого позвонить вам или зайти в кабинет и вызвать по неотложному делу).

Если же спустя некоторое время после интервью ваш респондент продолжает вас допекать расспросами, уточнениями по телефону, в исключительных случаях наиболее эффективен так называемый прием А. Макензи: вы говорить, что плохо слышно, какие-то помехи и кладете трубку. Через минуту абонент вновь перезванивает: «У вас телефон отключился?» - «Да. В последнее время он бара…» - и вновь нажимаете на рычаг или кнопку. Больше, как правило, назойливый собеседник не звонит, и ваши с ним отношения не страдают.