Введение
В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita.
Е.П.Пронин
Массовая информация, какой бы массовой она не была – результат взаимодействия двух конкретных людей, а потому в ее понимании не обойтись без психологических знаний. Одновременно она – результат взаимодействия многочисленных групп – здесь требуются знания социальной психологии. На стыке этих направлений и с привлечением знаний других отраслей науки рождается психология журналистики.
Е.И.Пронин в статье «Психологические проблемы современной журналистики» справедливо отмечает: «В современной массовой коммуникации все большее значение приобретают феномены и артефакты, главным фактором которых становится их психологическая компонента»1. В этой же статье исследователь конкретизирует свое утверждение:
«1. Современный журналистский текст опирается не на идеологию, а на ментальные структуры, базовые ценности и страхи массовидного человека…
2. Новая медиареальность определеннее всего выразилась в изменении коммуникативного поведения аудитории. Психологическая компонента интерактивных форм журналистики приобрела типообразующее значение. Традиционный для массовой коммуникации «эффект присутствия» достигает предельных значений и перерастает в «эффект участия». Это уже другое психическое состояние. Человек не поглощает сведения, а оперирует с информацией. И что принципиально важно, это – индивидуальная активность. Человек сам находит информацию для сравнения в других источниках…Он высоко ставит свои суждения и настаивает на том, чтобы их принимали в расчет. Это в полном смысле массовое поветрие…
3. Сами журналисты относятся к психологической компоненте mass-media исключительно в инструментальном плане, как к источнику дополнительных возможностей манипуляции… В ходе методического зомбирования аудитории у самих ведущих публицистов появляются признаки необратимой зомбированности…
4. Редакторы, продюсеры, учредители изданий сейчас нередко заказывают специалистам психологам конкретные исследования аудитории, текстов, рекламы и т.д. Но зачастую ожидают не проработки программ и моделей, а подтверждения своим мнениям и предпочтениям…
5. Для профессиональной среды, включая тех, кто «заказывает музыку» пропаганды, важна своего рода критическая масса психологической компетентности. Без этого невозможно строить работу в пределах разумного и этичного»2.
Автор приходит к выводу о том, что новая медиареальность формирует объективную потребность в новой ветви психологии – психологии журналистики. Эта работа пока только еще начинается, и курс «Психология журналистики» - одна из возможных стартовых точек нелегкого и долгого дела.
Цель курса – проследить, где и как в средствах массовой информации проявляется психологическая составляющая нашего поведения. Кроме того, целью курса является знакомство с основными социально-психологическими проблемами, связанными со всеми структурными компонентами массовых коммуникаций (коммуникатор - каналы и средства массовой информации - содержание - аудитория и реципиенты), а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и массового взаимодействия.
Задачи психологии журналистики видятся в общих чертах такими:
Определить психологические функции СМИ и их эффекты;
Конкретизировать психологические особенности участника массовой коммуникации;
Выявить особенности восприятия сообщений СМИ;
Уточнить эти особенности для разных групп аудитории;
Систематизировать общие психологические принципы эффективной коммуникации в работе журналиста.
Решение этих задач, стремление к повышению эффективности работы журналиста сопряжены с потребностью обращения к разного рода научным направлениям. Как справедливо отмечает Е.И. Пронин, «решение задачи в целом требует целого ряда исследований, использующих аппарат многих наук: философии, социологии, социальной психологии, филологии»3. И все же в первую очередь следует обратиться к достижениям в области психологических знаний, фундамент которых сформировался в общих чертах еще на рубеже XIX – XX веков и очертил достаточно четкие контуры таких фундаментальных направлений как общая психология, социальная психология, психология личности.
Среди направлений зарубежных психологических исследований в конце XIX - первой половине ХХ в. для журналиста могут оказаться особенно полезными психоаналитическое (З.Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, К.Г.Юнг), социотропное (У. Мак-Дугалл, С.Сигеле и др.), этологическое (К.Лоренц, Н.Тинберген), фрустрационно-агрессивное (Л.Берковитц, Д.Доллард, Н. Миллер), поведенческое (А.Басс, А.Бандура, Р.Сирс), социометрическое (Д.Морено, Г.Гурвич, Э.Дженигс, С.Додд), интеракционистское (Д.Мид, Т.Шибутани, Д.Шпигель), когнитивное (У. Найссер, Дж. Келли, Ч.Оскуд, П. Таниенбаум, Ф. Хайдер, Л. Фестингер и др.), бихевиоризм (Э.Торндайк, Дж. Уотсон, Г. Лассуэлл и др.). Немало рациональных положений содержит и теория групповой динамики (К.Левин; Д.Креч, Л.Линдслей), гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер). Последняя позволила установить многие важные законы формирования звуковых и визуальных восприятий (фигура и фон), а также конкретизировала явление инсайта, нередко сопровождающее работу журналиста. В изучении вопросов о медиавоздействии нельзя сбрасывать со счетов и теорию оперантного научения, оформившуюся в рамках необихевиоризма к середине ХХ века. В методологическом аспекте особый интерес представляет основанный немецким психологом В.Вундом структурализм, опиравшийся во многих исследованиях на метод интроспекции – непосредственного наблюдения и описания человеком своих ощущений и восприятий. Уже на этапе формирования метода он позволил зафиксировать и осмыслить многие зрительные феномены (оптические иллюзии, визуальные контрасты), изучение которых до сих пор актуально в формировании представлений о дизайне, о восприятии экранной картинки.
Если говорить о современных исследованиях массово-коммуникационных процессов, в зарубежной психологии необходимо отметить теоретико-игровое направление (М.Дойч), теорию организационных систем (Р.Блейк, Дж. Мутон), теорию и практику переговорного процесса (Р.Фишер, Д.Рубин, У.Юри).
В аспекте воздействия СМИ серьезный практический и теоретический интерес представляет совокупность направлений исследования, в целом подразделяемых на четыре основных подхода: модель «пули» (была принята за основу исследований У.Липпманна, Г. Лассуэлла, Г.Бранца, фонда Пейна), наиболее продуктивная, на наш взгляд, модель ограниченного воздействия (нашла отражение в работах Дж. Клаппера, К.Ховленда, Э.Купера, М. Ягоды, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона, Х. Годэ, У. Мак-Фи), модель умеренного воздействия (М. Мак-Люэн, П.Тиченор, Г.Донахью, К.Олиен, М.Мак-Комбс, Д.Шоу, Э. Ноэлл-Нойманн, М. Де Флер), теория сильного воздействия (фундаментальное исследование С.Болл-Рокеш, М.Рокеш и Дж.Грубе).
Отечественная психология также сделала немало в понимании основных психологических принципов функционирования журналистики. Такие имена как В.М.Бехтерев, И.И.Павлов, И.М.Сеченов (психология личности и общения), Л.С.Выготский (культурно-историческая концепция), Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Л.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов (психологическая теория деятельности), И.И.Мечников, Н.К.Михайловский, Д.Н.Узнадзе (теория установки) известны во всем мире.
К изучению собственно журналистской профессии в аспекте психологии российские ученые активно обратились во второй половине ХХ века. Но и до того был накоплен обширный эмпирический материал, который стал базой для выводов и обобщений, а также для формирования гипотез.
Серьезное исследование было проведено В.И.Кузиным, который в 1966-1967, 1970-1971 гг. опросил журналистов по широкому кругу вопросов - от социально-демографических характеристик до личностных качеств, структуры свободного времени и др. С этого момента вопросы, проясняющие психологическую составляющую работы журналиста, стали практически обязательными в анкетах, направленных на всесторонний анализ личности творческого работника.
Проблемой медиавоздействия в России продуктивно занимались Г.М. Андреева, Э.Г.Багиров, Л. Войтасик, А.А.Леонтьев, Л.В.Матвеева, Б.М. Фирсов и др. Так, в работах Г.М. Андреевой изучены основные способы коммуникативного воздействия на сознание человека. Э.Г. Багиров предлагает теоретическое осмысление значимости телевидения в жизни общества. Исследования А.А.Леонтьева и Л.В. Матвеевой построены на выявлении моделей построения коммуникативного акта в условиях телевизионного общения.
Сегодня можно говорить о том, что серьезные школы исследования психологии журналистики сформировались в Московском, Санкт-Петербургском, Уральском университетах.
С участием представителей этих школ оформилось четкое представление об объекте психологии журналистики, которым становится объективно существующая журналистская практика во всем разнообразии ее форм и взаимосвязей. В реализации этой практики реализуются разнообразные коммуникативные и интерактивные связи, различные техники и технологии, нацеленные на взаимодействие с другими сферами человеческой жизнедеятельности (экономика, политика, право, мораль, наука, искусство, религия).
Представление о предмете психологии журналистики связано с выделением основных блоков проблем, которые входят в ее содержательную область и сегодня воспринимаются как совокупность следующих параметров:
1. Законы состояния и развития внутреннего мира журналиста, формирование «картины мира» и личности журналиста;
2. Закономерности психологических процессов в массовый коммуникациях и журналистике;
3. Психологические функции СМИ в обществе и психологические процессы в массовой аудитории;
4. Изменения под воздействием МИ сознания и деятельности индивидов, психологического состояния в больших и малых группах и общества в целом;
5. Психология общественного сознания, психология эмоций, настроений и общественного мнения4.
В силу сложности и многоаспектности предмета психологии журналистики для изучения ее концептов требуется, как правило, сочетание нескольких методов исследования, важнейшими из которых являются:
1. Наблюдение (свободное, стандартизированное, включенное). Этот метод хорошо знаком журналисту в его повседневной практической деятельности, и в силу частотности воспроизведения может быть достаточно эффективно использован в изучении психологических закономерностей журналистского творчества;
2. Эксперимент. Метод, также успешно освоенный журналистской практикой и широко применяемый в психологической сфере. Основан на создании искусственной среды и выявлении особенностей функционирования в этой среде участников масскоммуникационного процесса;
3. Моделирование. В последнее время в формате инфографики, инфотеймента, прогнозирования и этот метод продуктивно применяется журналистами и заключается в разработке теоретической модели определенной ситуации с учетом ее основных параметров, на основе которых конкретизируется возможная перспектива развития событий;
4. Метод анализа конкретных ситуаций близок к двум предыдущим методам и широко используется в различных отраслях социальной психологии. Фиксируются и изучаются часто повторяющиеся ситуации в работе журналиста. На материале их анализа разрабатываются матрицы определенных приемов, техник, стратегий поведения журналиста в конкретной ситуации;
5. Биографический метод предполагает выяснение особенностей восприятия ситуации участником какого-либо события, человеком, включенным в определенный процесс. Этот метод, при всей его субъективности, в сочетании с другими методами позвляет многое понять в вопросах творческой деятельности журналиста;
6. Системный метод позволяет рассмотреть процесс журналистской деятельности как сложную систему, внутри которой обязательно присутствуют следующие подсистемы: журналист, источник информации, журналистский продукт, редакционный коллектив, аудитория и отношения, которые складываются между ними на основе общих целевых установок. Эти подсистемы, взаимодействуя, и определяют особенности деятельности журналиста;
7. Метод тестирования. Наиболее эффективен в установлении личностных качеств журналистов, предопределяющих успешность их деятельности в системе массовой коммуникации, в различных ее секторах.
Все эти методы могут быть эффективно использованы в психологии журналистики в первую очередь потому, что они получили более или менее широкое распространение в журналистской практике. Вместе с тем, необходимо отметить, что некоторые вопросы, которых мы коснемся в пособии, кажутся не вполне разработанными и разрешимыми. В виду относительной «молодости» дисциплины они еще ожидают своих исследователей. Однако если внимательнее присмотреться к их сущности, становится понятным, что любое знание в какой-либо области лучше, чем абсолютное неведение. Например, природа творчества сложноопределима. Можно ли научить творить человека? Оставим пока этот вопрос без ответа. Но заметим, что в рамках психологии давно уже сложилось четкое представление о том, что творческий процесс протекает намного более эффективно на фоне поисковой доминанты: его эффективность возрастает, когда исчерпываются неправильные приемы решения задачи, но еще не гаснет целевая поисковая доминанта. Наше пособие направлено как раз на формирование этой поисковой доминанты при одновременной нейтрализации хотя бы части неправильных приемов. Надеемся, что в результате сложится неосознаваемый опыт, который часто содержит в себе ключ к решению творческой задачи и проявляется в удачных условиях в виде спонтанной догадки. Пожелаем друг другу больше догадок в этом сложном мире и начнем непростой разговор о перипетиях человеческой души в лабиринте массовых коммуникаций.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы