logo search
2471

18. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики. Тенденции развития

Новая структура в конце 90-х – в условиях рынка. Государство-крупнейш собственник. Радио России (у которого в первое время был альтернативный имидж, после стало тенденциозным, как и РТР) вместе с двумя первыми каналами ТВ объединяется в ВГТРК. До 95 года существовала телерадиокомпания Останкино, куда вх «Радио-1», Маяк, Юность, Орфей. Позже все радиоканалы получили статус общероссийских – равные стартовые возможности.

Невнимание государства к РВ. Не учит культуру слушания, интерес ауд к радио. Недофинансирование сектора. Отсутствие четкой концепции государственного РВ.

В 1997 «Радио-1» преобразовано из госуд в негосударственное «Радио-1-Культура». В единую вещательную орг объед Маяк и Юность.

1998 год – тенденция к монополизации и централизации вещания. Указом формируется единый производственно-технологический комплекс госуд электронных СМИ на базе ВГТРК: 2 первых канала, Культура, Радио России, Маяк вместе с Юностью и Орфеем, Голос России (иновещание), техслужбы, 99 региональных госуд телерадиокомпании (дочерние предприятия), региональные передающие радиотелецентры.

Небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим организациям. В основном же – все радиост – коммерческие, частные. Сейчас более 1000 в РФ. Еще в начале 90-х активно заполнялся УКВ диапазон, но с появлением зарубежной техники – постепенно FM вытесняет его. В первые годы большую роль израли французские и американские бизнесмены. Были созданы 3 российско-французских радиост: Европа плюс, Ностальжи, М-радио. Рос-америк – Максимум, Радио 7. В начале 90-х не было такой конкуренции, как сейчас. Тем не менее музыкальные радиостанции сразу стали прибыльными и сейчас остаются выгодным бизнесом.

компания «Медиа-Мост» Гусинского расщиряет активы в радио-секторе - Эхо Москвы, Тройка, Попса, РДВ…

Концерн Березовского контролировал в свое время не только ОРТ, ТВ-6, но и Наше радио.

Процесс создания радиовещательных империй – сетевых музыкальных и муз-информац станций. Активно – в регионах. Европа+, Рус. Радио в этом успешны. Коммерческие радиостанции в регионах, в основном, франчайзинговые (по договору транслируют московские). Хотя есть и свои местные холдинги (компания Игоря Мишина в Екатеринбурге)

Ряд радиостанций имеет дочерние проекты – Русское радио: Монте-Карло, Динамит ФМ.

Существую полугосударственные-полукоммерческие компании.

СИСТЕМА РВ: общенац/центральные – Радио России (госуд, готовит программы для нац меньшинств, для незрячих), Маяк, коммерческие - Европа плюс, Рус радио

Регионалные, локальные

Универсальные (Эхо Москвы), тематические (музыка, информация)

Успех музыкального формата. Стабилизация интереса. Популярность развлекательных радиостанций. Программные сетки сейчас меняются – тяготеют к свободному программному потоку (от строгого плана вещания)

В 1999 году 82% россиян были регулярными радиослушателями. Объем общенациональной ауд больше, чем у прессы. 72% россиян считают, что РВ лучше удовлетворяет требования ауд, чем ТВ.

В СССР было попул кабельное проводное радио. Государство контролировало производство антенных приемников (волнового вещания).

Эхо Москвы стало популярно после сообщений о конфликте в Вильнюсе в 1991 года. Своим конкурентом считают телевидение, НТВ, в частности. Эхо считают не только универсальным, но и нишевым каналом – негосуд, информационным, обществ-политичю

РВ – 1 из самых успешных сегментом медиарынка. Сейчас ориентируется на автомобилистов – они – основная аудитория. Сейчас существует в России около 500 радиостанций (количество лицензий).

Идет консолидация радиорынка- концерны и холдинги.

50% рынка – «Русская медиагруппа» (Рус радио, Рус радио2, Монте-Карло, Динамит, Максимум)

Медиагруппа Европа плюс, кот включ в себя еще Ретро ФМ

Концерн Проф-медиа владеет Радио Диско, Энергия, Авторадио