logo search

1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия

Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого.

Козьма Прутков

СМИ создают медиареальность ежедневно. Мы живем в мире их сообщений, погружаясь в тот прачеловеческий психоз, который был известен нашим предкам задолго до появления журналистики. Есть ли в этом отборе некий «злой умысел»? Чаще всего – нет. Значительная часть искажений – результат работы естественно формирующихся в процессе деятельности профессиональных фильтров журналиста – то есть неких профессиональных рамок, через которые мы принимаем информацию о мире и которые помогают нашей психике справиться с бесконечным потоком информации. К основным профессиональным фильтрам относят:

  1. Отождествление реальности и материала (реальность как текст, видеоряд, звук). Опытный журналист воспринимает реальность в формате возможного медиапродукта даже тогда, когда отдыхает или занят своими делами. Очень часто он может поймать себя на том, что смотрит на событие отстраненно и, например, пытается его описать или фиксирует любопытную фразу, жест, сценку;

  2. Отождествление реальности и темы. Многие события воспринимаются журналистом через призму темы и ценность представляют лишь те, тема которых соответствует профилю его СМИ;

  3. Акцентуация необычного. Выражается в двух моментах: прежде всего, из череды событий журналист обратит внимание на необычное, пусть и менее важное. И, далее, в самом событии журналист акцентирует необычные черты, пусть и не слишком значимые;

  4. Акцентуация социальной значимости. Журналист выделит то событие или те параметры события, которые имеют социальные последствия. При этом они могут и не затрагивать суть события;

  5. Акцентуация противоречий. Ничто не воспринимается на веру. Во всем ведется поиск альтернатив и выбирается необычная, непривычная фактура.

Эти фильтры приводят к профессиональной деформации журналиста, когда даже в обычной жизни события воспринимаются через призму профессиональных интересов и оцениваются соответствующим образом. Помимо этих общих фильтров, к искажению информации о событии приводит и действие определенных принципов отбора важного события, продиктованных часто форматом СМИ и особенностями его взаимодействия с аудиторией, а вовсе не объективной значимостью происходящего.  Вот эти признаки важного с точки зрения журналиста события:

1. У каждой важной новости должен быть свой главный герой. Наличие такого персонажа позволяет зрительской аудитории идентифицироваться с ним, тем самым создавая возможность для более полного восприятия зачастую сложной и противоречивой информации. Этот прием, хорошо зарекомендовавший себя при создании фоторепортажей и интервью, широко используется на телевидении и в прессе. Негативная сторона подобного подхода – упрощение и даже искажение многоплановых событий, внимание аудитории сосредоточивается исключительно на «звездах», vip-персонах, не всегда играющих действительно важную роль в происходящем.

2. Значимое событие должно быть наполнено драматизмом, борьбой интересов и даже насилием. Нас приучили воспринимать телевидение как нечто предназначенное для развлечения, вне зависимости от характера содержания передачи, которую мы смотрим в данный момент. Соответственно кадры, на которых полиция разгоняет демонстрантов, станут более «подходящим» материалом для теленовостей, чем репортаж о дебатах в парламенте. Если заострить внимание на борьбе конфликтующих сторон, то это даст возможность показать разные точки зрения, но, с другой стороны, может быть преувеличен и сам конфликт, и порождаемое им насилие. Таким образом, у телезрителя порой формируется ошибочное представление о том, что сцены насилия, которые он видит на экране телевизора, являются нормой. На события, не содержащие элементов насилия, средства массовой информации могут вовсе не обратить внимания, а о важных проблемах, которые нельзя преподнести эффектно, где нет конфликтующих сторон и отсутствует яркая личность, будут упоминать лишь вскользь.

3. Значимое событие должно содержать какое-либо активное действие, нечто приковывающее внимание зрителя. Эту характерную черту очень часто используют как своего рода «крючок», на который «подвешивают» информацию более абстрактного содержания. Например, увеличение инфляции можно представить в виде серии репортажей из магазинов, где конкретные покупатели выражают свое отношение к росту цен на товары. Важные события, которые невозможно «подвесить» на подходящий «крючок», как правило, привлекают гораздо меньше внимания журналистов.

Если событие характеризуется тремя указанными основными признаками, то оно становится для теленовостей самым благодатным материалом, так как может быть представлено на экране в виде небольших сцен: сюжеты программ новостей, как правило, занимают небольшой временной промежуток. История, которую можно изложить кратко, имеет большую вероятность попасть на экраны телевизоров, чем событие, рассказ о котором потребует значительного количества времени. К слову, время показа отдельных сюжетов в теленовостях постепенно сокращается. За последние 20 лет оно сократилось в 4.5 раза.

4. Новизна и степень отклонения от общепринятых норм. В противоположность «экстренным сообщениям», большинство новостей не являются особенно неожиданными. Например, большинство политических и экономических новостей комментируется определенной устоявшейся группой журналистов, заранее приблизительно знающих характер речей, которые будут произнесены. События, не укладывающиеся в рамки предсказуемых новостей, имеют больший шанс привлечь внимание журналистов. К таким событиям можно отнести как редко встречающиеся по статистике события, события, нарушающие общепринятые общественные и юридические нормы, так и события, главные действующие лица которых имеют своей целью в каком-то плане подрыв существующего уклада.

5. Возможность привязки к темам, которые в данный момент уже активно разрабатываются средствами массовой информации. Некоторые из этих тем относятся к категории «вечных», по крайней мере, для данного конкретного общества. Например, исконное противоречие между маской и подлинной сущностью человека послужило отправной точкой для создания многих великих произведений литературы и драматургии. Сюжеты новостей, рассказывающие о скандальных аферах и лицемерии власть имущих, являются хорошим образчиком того, как эта тема разрабатывается средствами массовой информации.

Помимо этих пяти базовых характеристик заслуживающих внимания событий, существуют некоторые другие, более специфичные прагматичные характеристики, необходимые, чтобы о событии рассказали подробно:

1. Событие не должно никого оскорблять или ранить чьи-то чувства, по крайней мере, напрямую. Порой такая озабоченность хорошим вкусом приводит к тому, что о событии не говорят вообще или сообщают совсем мало.

2. Серьезное событие и репортаж о нем должны быть правдоподобны. Маловероятно, что в газетах или на ТВ будут делать такой репортаж, который будет вызывать открытое недоверие.

3. Событие должно быть таким, чтобы о нем можно было рассказать вкратце (в 45-секундном показе в новостях или в короткой заметке в газете). Это требование «остроты» часто недооценивают те, кто желает, чтобы об их работе было рассказано подробнее. Сегодня некоторые СМИ предлагают альтернативы. Так, на протяжении уже нескольких десятилетий прослеживается тенденция к увеличению размера публикаций, в которых «голые» факты снабжаются обширными комментариями.

4. Событие должно влиять на конкретное сообщество людей (т. е. читателей, телезрителей и радиослушателей). Местная теле- или радиостанция передаст сообщение, имеющее общенациональное или мировое значение, вероятнее всего тогда, когда можно установить связь между этим событием и интересами местных телезрителей и радиослушателей.

Чем большим набором подобных признаков обладает событие, тем более вероятен интерес к нему со стороны средств массовой информации. Наличие или отсутствие основных признаков не является безусловным доказательством важности или отсутствием важности конкретного события, зато их наличие позволяет журналистам преподнести своей аудитории такое событие как важную новость. Вот так происходит отбор. Но аудитория-то свято верит, что ей показали самое главное, забывая о простой истине: «Реальность нельзя упаковать в сюжеты продолжительностью в две или три минуты, подлинная история состоит из противоречий, острых краев и пороков. Телевидение выступает в роли рассказчика, который в своем стремлении пощадить чувства слушателей приукрашивает истинное положение дел. В результате любое событие реального мира, каким бы необычным или отталкивающим оно ни было, оказывается втиснутым в заранее приготовленные формы. Целью такого подхода является искреннее желание рассказчика понравиться своей аудитории»26.

Таким образом, картина мира, формируемая журналистикой, по большому счету мало похожа на «зеркало реальности», роль которого ей приписывают. Обозначенные нами параметры формируют искажения как бы «изнутри». Но есть и внешние причины искажения информации. Основные – цензура, блокирование доступа, манипуляции эфирным временем, самоцензура СМИ.

Сейчас наиболее очевидное, пожалуй, искажение касается гендерных образов. Как СМИ рассказывают нам о том, что же это значит, быть мужчиной или женщиной? На основе каких моделей наши дети будут оценивать себя и окружающих?

По мнению многих ученых, наиболее заметной гендерной диспропорцией является то, что в серьезных публицистических программах («Времена», «Глас народа») мы видим намного меньше женщин, чем мужчин. Пропорциональное соотношение полов совсем не отражает реальную ситуацию. Даже в детских мультфильмах мужских персонажей в среднем в три раза больше, чем женских. Во всех разделах газет, за исключением светской хроники, фотографий мужчин бывает больше, чем фотографий женщин. Среди ведущих теленовостей и тех, кто знакомит нас с прогнозом погоды, теперь женщины составляют хотя бы небольшую группу, а вот среди спортивных комментаторов их по-прежнему единицы.

 Вторая проблема заключается в том, что женщин слишком часто изображают юными красавицами, обязанность которых – оставаться молодыми и привлекательными, причем без значительных усилий. В основе такого критического отношения лежит, прежде всего, мысль о том, что женщина не должна позволять себе стареть. Очень ярко это выражается в стереотипах фигуры, где уже на протяжении многих десятилетий воспроизводится образ женщины-подростка27. На протяжении XX века женщины становились все более стройными, но разница в весе между фотомоделями и реальными женщинами продолжает увеличиваться. В середине 90-х годов фотомодели весили на 23% меньше, чем средняя женщина, – цифра, возросшая на 8% по сравнению с 1975 годом28. Идеалом женской красоты, особенно в рекламе, является достаточно необычный тип фигуры, а именно очень высокий рост, очень худое тело и узкие бедра. Все эти характеристики одновременно присутствуют менее чем у 5% взрослых женщин, но у фотомоделей обычно бывает именно такое телосложение29. Результат? 75% женщин, имеющих нормальный вес, считают себя толстыми и комплексуют по поводу естественных возрастных изменений.

 Женщины в СМИ принимают важные решения или участвуют в важных делах не столь часто, как мужчины. Реклама нередко изображает женщин чрезвычайно озабоченными или даже одержимыми такими проблемами, как не выстиранное белье или грязная посуда. Но, возможно, основная проблема не в этом. Она связана с медиаобразом нереалистичной «суперженщины», которая работает вне дома, занята на высококвалифицированных или управленческих должностях, воспитывает детей, не пренебрегает супружескими и родительскими обязанностями, занимается спортом, прекрасно выглядит, интеллектуально развита, находит время для чтения, походов в театры и рестораны. И все это на удивление легко, почти не испытывая стресса. Только в 8,6% серий телевизионных фильмов показан человек, преодолевающий стресс, вызванный необходимостью разрываться между работой и домом. Реальные женщины из семей, где работают оба супруга, нуждаются в таких позитивных ролевых примерах, но при этом должны знать, что огромные трудности, которые они испытывают, выполняя все эти обязанности, не являются чем-то аномальным. Между тем, многие женщины, подражая своему идеалу, испытывают серьезные угрызения совести от того, что после предпринятых значительных усилий они устают. Их идеал ведь получает от всего этого удовольствие и никогда не страдает от усталости! Эффект заниженной самооценки в этом случае создает тупиковую ситуацию. Реалистично ли адресовать молоденьким девушкам такие послания, говорящие о том, что значит быть женщиной в современном обществе?

 А теперь посмотрим, каким предлагается образ современного мужчины. В силу частого появления мужских образов в новостных и аналитических программах, выстраивается в основном более адекватная картина, но некоторые варианты искажений унаследованы нами из прошлого телеопыта, а некоторые – заимствованы. Какое-то время назад доминирующим был следующий образ мужчины: спокойный, невозмутимый, уверенный в себе, решительный и лишенный эмоций. Хотя этот образ может быть во многих отношениях позитивным, он внушал юношам, что именно такими и должны выглядеть мужчины, и если человек неспособен отрешиться от своих чувств или, по крайней мере, держать их при себе, то он – не настоящий мужчина. Большинство мужчин и сейчас еще в рекламе смотрят в никуда с отсутствующим взглядом, в то время как женщины обычно глядят на кого-то и часто улыбаются или намекают каким-то образом о своих чувствах. Между тем, многие супружеские конфликты, по мнению психологов, либо напрямую определяются, либо усугубляются эмоциональной неудовлетворенностью женщин. Конфликтологи отмечают, что часто в работе с кризисными парами женщины выражают недовольство черствостью и неэмоциональностью супруга. Так что фиксируемый средствами массовой информации медиаобраз «срабатывает» зачастую против института семьи.

Противоположная крайность – частое появление и в каком-то смысле пропаганда образа мужчины с нетрадиционной сексуальной ориентацией, или обладающего явно женскими поведенческими характеристиками. Причем, частотность таких образов значительно превышает реальные показатели.

 Мужчин, как и женщин, изображают молодыми и привлекательными, но правила здесь немного иные. Исследование образов мужчин и женщин в прессе показало, что фотографии женщин более сексуальны и идеализированы, чем фотографии мужчин. Та же ситуация наблюдается и на телевидении. Нет ничего необычного в том, что седеющий мужчина сообщает новости, спортивные известия или сводку погоды, но увидеть в этой роли женщину с седыми волосами практически невозможно.

Хотя относительно легко описать, какими представлены в прессе гендерные роли, вопрос последствий этой информации является очень непростым. Негативные или узкие гендерные образы вызывают серьезную тревогу, если люди их рассматривают как отражение реальной жизни. Ситуацию усугубляет эффект повтора: одни и те же модели поведения повторяются в разных программах, что провоцирует восприятие экранного образа как реального. Формируются поведенческие стереотипы, которые влияют на наши ожидания. Разочарование в ожидании приводит к частым фрустрациям и дисбалансу ролевого научения.

Наиболее серьезные последствия проблемы выявляются тогда, когда мы анализируем воздействие образов на детей. Так, по мнению ряда исследователей, дети, которые часто смотрят телевизор, придерживаются более традиционных и узких сексуально-ролевых установок, сложнее адаптируются к разным условиям. К таким детям уже с трудом применим принцип психоанализа, утверждающий, что корни проблем взрослого человека кроются во многом в родительско-детских отношениях. Думается, в современных условиях можно с горькой усмешкой говорить уже о родительско-детско-телевизионных отношениях.

Конечно, менее консервативные мужчины и женщины критичнее относятся к стереотипному изображению полов и характер воспринятой реальности разнится в зависимости от особенностей индивидуума. Но меньшее воздействие не означает его отсутствия, тем более, когда атаке подвергается все сообщество. К тому же менее интенсивное воздействие имеет, как правило, более пролонгированное действие. Да и генденрные особенности – не единственное направление искажения медиаобразов.

Итак, можно сказать, что в значительном числе случаев Масс-медиа сами формируют медиареальность. Во многом этот процесс объективно детерминирован:

- во-первых, в мире происходит слишком много событий, чтобы рассказать обо всех, а поэтому формирование повестки дня неизбежно;

- во-вторых даже если бы это было возможно, человек не способен оперировать подобными объемами информации;

- в третьих, для каждого из нас иерархия значимости событий будет своя, и СМИ в принципе не могут предложить объективно сформированный рейтинг новостей;

- наконец, информационное пространство чрезвычайно динамично, и ни одна из существующих ныне технологий не сможет подобно всеохватывающему зеркалу отследить все изменения.

Конечно, формирование медиареальности зависит от многих факторов. Например, оно может быть скорректировано реальными событиями, или, скажем, субъективными характеристиками воспринимающего. Кроме того, исследователями замечено, что если реальный образ неизвестен людям до медиатрансляции, то художественный образ оказывает на них большее влияние, чем документальное изображение, тогда как для известного образа верно обратное. Эти данные указывают на то, насколько сильно влияют художественные образы на формирование представлений и установок, когда отсутствует реальный опыт общения с какой-то группой.

Все это может усилить или ослабить воздействие «медиасхем», но вряд ли полностью их нейтрализовать. Не случайно все чаще в последнее время звучит настороженная мысль об опасности жестких тактик управления или моделирования информационного пространства, пиковой формой которых становятся информационные войны. Параллельно некоторые исследователи ведут активное обсуждение такого явления, как войны психологические – ведущиеся между тем с активным использованием СМИ. Психологические – означает, с одной стороны, активное использование в информационных войнах механизмов психологического воздействия, а с другой стороны – активно вторгающиеся в психологическую плоскость бытия человека и человечества в целом. Как отмечает Г.Г.Почепцов30, историю психологических войн в их организованной фазе следует исчислять со времени Первой мировой войны, когда были разработаны формы пропаганды, основанные на преимущественно двух операциях – отборе новостей и их тенденциозном комментировании, преподнесении строго под одним углом зрения. В дальнейшем инструментарий психологических войн развивался, уточнялся и был доведен д относительного совершенства – совершенства устрашающего в плане воздействия на психику человека. И в этом совершенстве одну из ключевых позиций занимают средства массовой информации. Они не только трансформируют картину мира человека, но в руках умелых манипуляторов могут поставить под вопрос само ее существование.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

  1. Какова психологическая составляющая основных функций СМИ?

  2. Какие личностные ценности могут оказать воздействие на информационное поведение человека? Каким образом?

  3. Какие базовые потребности вам известны? А какие психологические потребности оказывают влияние на информационное поведение человека?

  4. В чем разница между понятиями «картина мира», «модель мира», «медиареальность»?

  5. Каковы признаки важного события? Насколько они отражают реальную значимость происходящего?

  6. Какие параметры искажения образа людей современными СМИ вы считаете наиболее существенными? Почему?

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. На конкретном примере докажите или опровергните утверждение: «Если тебя нет на ТВ, тебя нет в политике».

  2. На примере работы современных журналистов проанализируйте принципы отбора новостей.

  3. Каким образом ограничения, присущие современным СМИ, мешают или способствуют удовлетворению потребностей конкретных представителей аудитории?

  4. Приведите примеры СМИ, относящихся к разным видам журнализма.

  5. Изучите особенности формирования женских (мужских, детских) образов на одном из телеканалов.

  6. Проанализируйте особенности изображения человека в фотоиллюстрациях прессы (на материале одного из российских изданий).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

  1. Образ «настоящего» мужчины глазами современного журналиста

  2. «Настоящая женщина» в зеркале телевидения

  3. Проблема формирования адекватной картины мира в прессе

  4. Место медиареальности в стратегиях информационных войн

  5. Тематические приоритеты современных СМИ и проблема соответствия информационным потребностям аудитории

  6. Психологические и социально-психологические проблемы реализации культурно-просветительской функции СМИ

  7. Особенности эксплуатации базовых человеческих ценностей и иллюзий в прессе.

ЛИТЕРАТУРА:

Аронсон Э. Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. СПб: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2003

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991

Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004

Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. Свердловск, 1976

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М., 1987

Засурский И. Реконструкция России (Масс-медиа и политика в 90-е). М.: Изд-во МГУ, 2001.

Кузин В.Н. Психологическая культура журналиста. СПб., 1997

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000

Лозовский Б.Н. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2002

Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002

Менжук Е.В. Проблемы психологии журналистского творчества // Вестник МГУ. Сер. 10. журналистика. 1994. № 2.

Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998

Почепцов Г.Г.Информационные войны. М.: Релф-бук, Ваклен, 2003.

Проблемы медиапсихологии. Ч.1, Ч.2. М.: РИП-холдинг, 2002, 2003

Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1998

Средства массовой информации постсоветской России. М.: Аспект-пресс, 2002

Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб., М., 2002

Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов М., 1973

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980

Шуванов В.И. Психология рекламы. Ростов н/Д., 2003