5.3.1. Механизмы воображения
Воображение опирается на механизмы пассивной памяти и ассоциативные ряды. Отправной точкой воображения всегда становится символ (камень в воде). Этот символ – тема фантазии. Он влияет на наше сознание на многих уровнях. По словам А.Эйнштейна, «воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»187
Специфика журналистского творчества заключается в том, что таким камушком должны стать не случайные знаки, включающие восприятие, а факты. Именно журналистский факт выступает здесь в роли активатора творческих процессов. И это делает журналистское творчество самым неестественным, искусственным с точки зрения человеческой психики. Тогда, когда человек творит спонтанно – это нормально. Но когда по необходимости – это необходимо искусственно тренировать. Действительно, для того, чтобы механизм творчества запустился, неминуемо должен быть задействован и механизм сублимации. А он действует только под напором социального запрета. Журналистская же информация не только не запрещается обществом, но, напротив, запрашивается им. Поэтому здесь возможно создание имитационных механизмов, некоторые из которых с легкостью поддаются описанию:
«Ленивые» ассоциации (уровень проявления воображения, соответствующий самому очевидному решению. Те ассоциации, что приходят в голову сразу).
А) со всеми семантическими соответствиями
Б) со всеми словами, начинающимися на эту же букву
В) со всеми словами, рифмующимися с этим словом
Основная цель генерирования ассоциаций в том, чтобы ликвидировать сдерживающие стереотипные представление о возможности решения задачи;
Картины-воспоминания (изменение события под напором новых «волн». Действует по принципу «что было в тот раз, когда точно так же…»);
Активное ассоциативное творчество (использование приемов активизации воображения);
«Бином воображения» -воображение, основанное на борьбе понятий (Анри Валлон в книге «Истоки мышления у детей» пишет, что мысль возникла из парных понятий: легкий появляется только в паре с тяжелым. «Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка возникли раньше, чем единичный элемент). Для того чтобы бином воображения начал функционировать, два слова должны разделяться дистанцией, их соседство должно быть необычным. Стремясь установить родство между словами, воображение активизируется. Именно на основе такого воображения строится метод остранения В. Шкловского. Ну. Например, слова:
ш каф пес
На основе этого сочетания может быть построено несколько картин воображения:
пес со шкафом
шкаф пса
пес в шкафу;
Техника фантастических гипотез (Новалис писал, что гипотеза подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что-нибудь да выловишь») техника такого воображения предельно проста. Она выражается в формуле: «Что было бы, если …»;
Произвольный префикс (супермен – суперзабивальщик, мининебоскреб, минимилиардер, минигиппопотам);
Конструирование герметического определения (загадка).
В основе - процесс остранения. Предмет опускается, но поднимается все, что мы о нем знаем. Такой процесс проходит 3 этапа:
остранение
ассоциация
метафора
Далее следует работа над формой подачи;
Принцип «а потом?» (для аналитических материалов);
Расчленение образа (очки, борода, улыбка…).
Характеризуя воображение, психологи отмечают две основные его составляющие: процесс преобразования представлений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в следующих формах:
Агглютинация – элементарная форма синтезирования образов: предполагает «склеивание» различных в повседневной жизни соединяемых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр и т.п.);
Гиперболизация – характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многоголовые драконы);
Заострение – подчеркивание каких-либо признаков (шарж, карикатура);
Схематизация – происходит в том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (растительный орнамент);
Типизация – выделение значимого повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы