logo search
2471

57. Социологические исследования сми.

Социология СМИ — отрасль социологической науки и вместе с тем часть наук о журналистике. В нее входят как теоретические, так и эмпирические исследования. Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций, социальные последствия такого функционирования. Теоретические исследования дают основания для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходе эмпирических исследований. Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами: ■        единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявления

реального места СМИ в разных сферах общественных отношений; ■        изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разных уровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальные институты; ■        учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов

функционирования СМИ в разных странах.

Исследования в данной области разнообразны по методике (количественные, качественные, выборочные и сплошные исследования) и содержанию. Среди наиболее широко рассматриваемых и эмпирически изучаемых проблем: доступность информации и информационное неравенство; динамика, изменения в характере информационного потребления; участие аудитории в коммуникациях; роль СМИ в формировании и поддержании идентичности политической нации; формирование интересов массовой аудитории в эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность и глобализация; своеобразие СМИ в разных странах.

Социология же данной отрасли сосредотачивается на изучении социальных аспектов функционирования СМИ, задаваясь следующими вопросами: ■       каково место СМИ в системе социальных коммуникаций, в чем специфика ее функций для различных социальных субъектов; каковы результаты воздействия (и есть ли оно) на становление и развитие социальных общностей;

■       как в обществе распределяются информационные ресурсы и каковы социальные отношения по этому поводу

Схема коммуникации: коммуникатор – сообщение – реципиент, соответственно и все исследования касаются трех компонентов цепочки.

В эмпирических исследованиях устанавливают статистическую связь (корреляцию) между характеристиками социально-демографическими и территориальными (пол, возраст, уровень доходов, квалификация, должность и т.п., тип поселения и место проживания) и пользовательскими (например, наличие дома или на работе доступа к Сети, регулярность, время, затрачиваемое на ее посещение, и т.п.), выявляются благоприятные и неблагоприятные с этой точки зрения регионы страны или земного шара, благополучные и неблагополучные группы населения, их отношение к проблемам доступности информации, шире — участия в коммуникациях

Каждый из указанных структурных звеньев коммуникации может быть объектом социологических исследований, составляющих соответственно отдельные направления эмпирических исследовании

1)       коммуникатор (в СМИ — журналисты);

2)       контент (в СМИ — журналистские тексты, художественные произведения, реклама и ПР, официальные документы; универсальный или в разной мере специализированный, но разнообразный по тематике и видам);

3)       канал (СМИ — открытый, с центром производства контента в редакции, без синхронной обратной связи, технически опосредованный, с относительно одновременным распространением на численно большую аудиторию);

4)       аудитория (у СМИ — гетерогенная, рассредоточенная, анонимная, численно большая);

5)       эффекты (у СМИ — разнообразные, накапливающиеся, становящиеся социальными функциями).