logo search
2471

44 Журналистика новостей.

Новость — оперативное информационное сообщение. Способы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.

Жесткие новости - основные параметры события, итог, результат. Эффект безусловной достоверности, опираются на документы. Экономия мышления и времени читателя. Все должно быть понятно с полуслова, лишняя инфо обрубается (подробности, имена, цитаты и прочее)

Нельзя: произвольно отбирать факты, слишком сокращая, и убирая нечто существенное. Компактно упаковывать, искажая. Авторский произвол.

Мягкие новости - не требующие повышенной оперативности отклика. В 20 веке называли это «новости из портфеля» не так определенно как жесткие требуют точности и нейтральности авторской позиции - более занимательный, развлекательный, авторский жанр. Менее важные, но более интересные. Отвлекающий маневр, если новость все же самоочевидна. Акцент не на итоге, а на обстоятельствах.

Рекомендуется:

• при пониженной значимости события

• когда нужен иной тон разговора о событии

• ослаблен или отсутствует оперативный инф. повод

Лид - главный фактический смысл новости, самое начало, (нос сообщения). 2ой-3ий абзац - раскрытие лида, дополнительная инфа, основа. (это называется перевернутая пирамида). Каждый новостной материал должен давать в первых параграфах ответ на вопросы: кто, что, где, когда, почему и как. Когда "лид" содержит ответы сразу на несколько вопросов, то такой "лид" называют обобщающим.

Главный источник новостей в журналистике – информагентства.

Основные требования к новостям: ясность, краткость (когда краткие), яркость. Точность, достоверность, ответственность + беспристрастность, сбалансированность, прямая порядочность в изложении фактов.

Проблема объективности:

Внешние факторы, мешающие объективности: Запросы аудитории, конкуренция, общие линии издания, давление издателей и воздействие рекламодателей.

Внутри-профессиональные факторы: Оперативный отбор фактов, отсутствие обоснований выбора в тексте, отсутствие изъяснений, указаний на подоплеку события, попытка объединения важного с сенсационным, творческая трансформация факта (припудривание)

Виды новостного жанра:

Оперативно-новостной текст: заметка.

Исследовтельско-новостные тексты:В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования. Однако здесь этот метод, в отличие от сугубо исследовательских текстов (статьи, письма, обозрения), опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования.

+ наглядная новость. “Картинки”. Формы и варианты зависят от характера материла. Калорит, цвет. Приемы композиции. Эффект внушения как необходимый результат работы репортера

+ новость в движении. Репортаж. Воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации, наиболее важные детали и моменты, смена ситуации. Ритмичность.

+ лица сквозь факты Фрагменты портрета в картинке или репортаже. Свидетельство эмоциональной обстановки.

+ интервью (и метод и жанр) Виды: блиц-интервью и пресс-конференции (интервью с очевидцами); звездные интервью (игровая обстановка и интонации); рвзоблачительное интервью (технологические особенности, приемы маски, проблема концовки); интервью – псих. Портрет.