4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для нас сегодня – вопросом понимания. Чем может стать человек при новой расстановке социальных сил.
Мэрфи
Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию, и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в познание личности130. Наряду с этим можно констатировать чрезвычайное разнообразие представлений о личности, отражающееся уже в многозначности самого термина.
Слово «личность» соотносится с латинским «persona», которое первоначально обозначало маски актеров в древнегреческой драме. То есть этот латинский вариант термина гораздо ближе в русскому слову «личина», а не «лик», как кажется на первый взгляд. Такое звучание термина подчеркивает некое внешнее, привнесенное содержание личности и отражается в нашем обыденном восприятии, когда для характеристики человека мы нередко выбираем поверхностные черты – наиболее яркие и заметные характеристики индивидуальности (например, «Иван Иваныч – общительная личность»).
В истории психологии отмечено огромное количество попыток более или менее четко описать личность131. При всем их разнообразии, можно выделить и некие общие черты. Так, личность практически всегда понимается как довольно сложное образование, которое включает эмоциональную сферу человека, особенности мотивации, мыслительной деятельности, сферы переживаний, восприятия окружающего мира, особенностей поведения и поступков. Сочетание этих аспектов проявления личности дает разнообразную и довольно пеструю палитру результатов. Однако для того, чтобы практическая деятельность журналиста была успешной, он должен стремиться к обладанию комплексом качеств, отвечающих понятию «зрелая личность».
По мнению многих исследователей, зрелая личность обладает следующими чертами:
1. Имеет широкие границы «Я» (то есть многое для себя допускает, признает существование у себя большого числа как позитивных, так и нейтральных и негативных черт, умело активизирует их в разные моменты жизни и не отторгает их у других людей, то есть лояльно относится к недостаткам, редко критикует, скорее предлагает альтернативы);
2. Способна к теплым, открытым социальным отношениям (склонна скорее дружить, чем конфликтовать);
3. Демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие («светлый» взгляд, частая улыбка, позитивный настрой);
4. Демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания (адекватно оценивает собственные качества и иронично относится к несерьезным недостаткам. При этом стремится бороться с пороками);
5. Обладает цельной жизненной философией (есть некие принципы, которым он всегда следует, и есть взгляды, которые способна изменить).
В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое в социально-культурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Именно совместная деятельность и общение выступают подлинными основаниями и движущей силой развития личности. Это представление позволяет говорить не только о личности отдельного человека, но и об особенностях личности представителей определенных групп – профессиональных в том числе. Ведь если человек постоянно вращается в определенной социально-культурной среде, общается и сотрудничает с определенным кругом лиц, у него, несомненно, выработаются качества, сближающие его такими же, как он сам.
- Содержание
- От автора
- Введение
- ГлаВа 1. Психологический и социально-психологический аспект функционирования средств массовой информации
- 1.1. Психологический компонент основных функций сми
- 1.2. Личностные и общественные ценности в журналистике
- 1.3. Особенности участия сми в удовлетворении потребностей аудитории
- 1.4. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
- 1.5. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
- ГлаВа 2. Текст сми в ракурсе психологии
- 2.1. Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
- 2.1.1. Теории информационного поведения
- 2.1.2. Категоризация
- 2.1.3. Эвристика
- 2.1.4. Внимание
- 2.1.5. Кодирование
- 2.1.6. Хранение
- 2.1.6. Воспроизведение информации
- 2.2. Психологические направления создания медиатекста
- 2.2.1. Конструирование позитива
- 2.2.2. Конструирование негатива
- 2.2.3. Текст как способ организации смысла
- 2.3. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
- 2.3.1. Уровни и барьеры медиавосприятия
- 2.3.2. Искажающие факторы медиавосприятия
- Эффекты восприятия медиаинформации
- 2.3.4. Принципы психологической компетентности журналиста
- Глава 3. Психология журналистского текста в аспекте прагматики
- 3.1. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов
- 3.2.Аудиторный фактор воздействия сообщений
- 3.2.1. Факт неоднородности медиавоздействия
- 3.2.2. Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
- 3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели
- 3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия
- 3.2.5. Гендерный фактор медиавоздействия
- 3.3. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
- 3.3.1. Формирование установки и информационное давление
- 3.3.3. Манипулирование
- 3.3.4. Мифологизация
- 3.3.5. Технология игрореализации
- 3.3.6. Эпатажность
- 3.3.7. Полемичность
- Глава 4. Психология личности журналиста
- 4.1. Личность журналиста: особенности и типологии
- 4.1.1. Личность в процессе журналистской деятельности
- 4.1.2. Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
- 4.2. Долженствовательная сфера личности журналиста
- 4.2.1. Процесс формирования идентичности и медиасфера
- 4.2.2. Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
- 4.2.3. Профессиональный долг журналиста
- Понятие профессионального имиджа журналиста
- 4.3.1. Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
- Компоненты имиджа
- 4.3.3. Имидж в работе журналиста
- Глава 5. Психология журналистского творчества
- 5.1. Теории творчества
- 5.2. Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
- 5.2.1. Творческий стиль мышления
- 5.2.2. Этапы творческого процесса
- 1. Стадия познавательной деятельности
- 2. Стадия создания текста
- 5.3. Роль воображения в журналистском творчестве
- 5.3.1. Механизмы воображения
- 5.3.2. Функции воображения в журналистском творчестве
- 5.3.3. Виды воображения
- 5.4. Методы активизации творческого процесса
- 5.4.1. Техники стимулирования творческих способностей
- 2. «Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
- Глава 6. Психология общения
- 6.1. Психологические основы журналистского общения
- 6.1.1. Важность общения
- 6.1.2. Виды общения в журналистике
- 6.1.3. Фазы и направления общения журналиста
- 6.2. «Треугольники» общения
- 6.2.1. «Треугольник Судьбы»
- 6.2.2. Основные стили общения в журналистике
- 6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике
- 6.3. Отношение «журналист - источник информации»
- 6.3.1. Правила пилотной встречи
- 6.3.2. Виды интервью и формы вопросов
- 6.3.3. Психологические особенности подготовки к интервью
- 6.3.4. Психологические особенности начала интервью
- 6.3.5. Основная часть интервью: психология взаимодействия
- 6.3.6. Психологические основы завершения интервью
- Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
- 6.4.1. Конфликты по вертикали
- 6.4.2. Инновационные конфликты
- Заключение
- 1. Диагностика структуры интеллекта (тест Амтхауэра)
- 2. Ваш творческий возраст
- 3. Ваш творческий потенциал
- 5. Методика определения уровня воображения
- 6. Эмпатические способности
- 7. Взаимоотношения с собеседником
- 21 Балл и выше принимается за норму.
- 8. Ваша коммуникативная установка
- 9. Приятно ли с вами общаться?
- 10. Оценка уровня общительности (тест Ряховского)
- 11. Умеете ли вы говорить и слушать?
- 12. Умение слушать
- 13. Тест на независимость
- 14. Тест на оптимизм
- 15. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
- 16. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
- 17. Конфликтный ли вы человек?
- 18. Выход из трудных жизненных ситуаций
- 19. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
- 20. Диагностика доминантного полушария
- Список литературы