logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество. Другой ответ

Возникновение глобального информационного пространства, предсказанное исследователями, имеет под собой совершенно реальное основание. Исторический процесс сближения наций и народов сопровождается превращением современного мира в глобальную коммуникационную систему. В самом общем смысле глобализация подразумевает "сжатие" мира, с одной стороны, и быстрый рост осознания миром самого себя - с другой. Доклад комиссара Европейского Союза Мартина Бангеманна, опубликованный в 1994 году к заседанию Европейского Совета на Корфу, подчеркнув определяющую и преобразующую роль информационных и коммуникационных технологий, ускоряющих индустриальную революцию, назвал десять основных приложений новых информационных и коммуникационных технологий в практической жизни, способных стать "переходным мостиком" в информационное общество:

• телеработа;

• дистанционное образование;

• сети, связывающие университеты и исследовательские центры;

• телематические услуги для предприятий мелкого и среднего бизнеса;

• компьютерное управление транспортными услугами;

• компьютерный контроль над воздушным сообщением;

• компьютерные сети в сфере здравоохранения;

• электронная торговля;

• трансевропейская сеть национальных и муниципальных административных органов;

• городские информационные супермагистрали.

Вместе с тем, доклад указал и на основные опасности, таящиеся в новом обществе: особого внимания требуют защита интеллектуальной собственности и авторского права, защита частной жизни и защита персональных данных. Реализация проекта поставила во главу угла и такие социальные вопросы, как предотвращение поляризации внутри общества и улучшение взаимопонимания между различными его группами. Уже на следующий год "большая семерка" провела в Брюсселе совещание, посвященное проблемам информационного общества. На нем была выдвинута идея "глобальной информационной инфраструктуры", в создании которой страны "семерки" призваны сыграть решающую роль. Следуя общей стратегии, Европейская комиссия - исполнительный орган Европейского Совета - выявила общеевропейские приоритеты интеграции в информационное общество:

• развитие электронной торговли при особом внимании к проблемам защиты данных в сетях, авторского права, электронной подписи;

• развитие образовательных сетей, информационной и коммуникационной техники в школах;

• исследовательская деятельность, поддержка программ европейского производства, цифровое телевидение, спутниковые средства коммуникации и мультимедиа;

• обновление условий труда и создание новых рабочих мест;

• глобализация сотрудничества и либерализация торговли.

Многое в обсуждениях процесса глобализации средств массовой информации, - и в самих средствах информации, и в академической литературе, - опирается как раз на драматизацию чудес новых технологий. В качестве примеров традиционно фигурируют прямые трансляции высадки астронавтов на Луне, взрыва "Челенджера" или состязаний на Олимпийских играх, свидетелями которых становится аудитория, охватывающая весь мир. Чуть меньшее количество внимания в футурологических исследованиях уделено вопросам социальных, культурных, экономических и политических последствий этого "сжатия" пространства и времени. Глобализация в таких рассуждениях, объединяющая нации, сокращающая расстояния и сжимающая наш мир до "глобальной деревни", - это всего лишь прекрасная перспектива, основанная на неявном и ничем не подкрепленном предположении: такая связь хороша сама по себе уже тем, что позволяет отслеживать глобальные процессы, и если бы мы могли только иметь лучшую связь, то на земле установился бы более гармоничный глобальный порядок.

Неограниченному оптимизму относительно потенциальных обещаний противостоят предостережения тех, кто видит в необузданном приливе глобальной связи подлинные угрозы автономии и жизнеспособности культур не только более слабых, зависимых обществ "третьего" мира, но и ряда передовых мировых обществ, определенных критиками как рискованно ранимых к телевизионной и кинопродукции США. По сути - это и есть информационный империализм, скрывающийся за теорией свободного потока информации, рассматривающей процессы коммерциализации СМИ и превращения создаваемых потоков новостей в товар, распространяющийся по принципам свободной рыночной торговли.

Телевидение больше не может быть рассматриваемо как простой наблюдатель и информатор, - оно становится неотъемлемой частью отражаемой действительности, что само по себе уже оспаривает один из центральных принципов западной журналистики, постулирующий, что средства информации должны быть вне предмета их сообщения, если хотят сохранить объективность, беспристрастность и нейтралитет. СМИ должны наблюдать факты, события, процессы и связывать их со зрителями как будто из перспективы, они всего лишь, по определению американских теоретиков СМИ, "глаз Бога". Однако эта норма обособленности рассыпается при первом же столкновении с реальностью: журналисты не могут высвободиться из социального контекста, - всюду, где они появляются, они неизбежно становятся частью той окружающей среды, которую они наблюдают, и того события, о котором сообщают.

В условиях информационной глобализации роль, которую средства массовой информации играют в моделировании международных отношений, многократно усиливается. Это особенно заметно во время социально-политических волнений и международных кризисов. Способность электронных СМИ информировать о событии в момент его свершения может иметь прямые последствия в направленности его развития, поскольку последовательная "глобальная реклама", данная событию реальным телевидением, влияет на поведение всех его участников.

Так, "глобальная реклама" демонстрации студентов на площади Тяньаньмынь в 1988 году была принята во внимание Китайскими властями, неординарно отреагировавшими на "оперативный повод". А падение осенью 1989 года Берлинской стены при ярком свете телевизионных камер придало этому событию большее символическое значение, чем оно могло бы иметь, не засвидетельствованное реальным телевидением, и привлекло гораздо большее число участников, чем могло бы быть.

Глобальные СМИ имеют своеобразную монополию на конструирование мирового общественного мнения, формирование повестки дня и оценки важности свершающихся или намеченных событий.

Постоянно ведущаяся идеологизация общества, при которой идет активное производство мифов, настораживает исследователей, ориентированных на гуманистические ценности и деидеологизацию массового сознания. Лидеры промышленно развитых государств и правительств впервые забили тревогу по поводу отрицательных сторон информатизации 23 июля 2000 года, собравшись на Окинаве (Япония) на встречу "Большой восьмерки". Уже в сентябре в нью-йоркской штаб-квартире ООН для обсуждения информациологических проблем, поднятых на Окинаве, на "Саммит тысячелетия" собрались сто восемьдесят семь глав государств и правительств мира. Среди поднятых проблем ведущей была названа растущая дифференциация потребителей информации на бедных и богатых: "Существует вероятность появления нового опасного разрыва в уровнях грамотности в результате образования все большей неравномерности в доступе к возможностям, предоставляемым новыми технологиями коммуникации и информации". В проекте постановления Всемирного информациологического форума также отмечается, что лишь "понимание фундаментального принципа информационного единства природы и информациологического принципа взаимодействия людей, понимание информационного единства общественно-социальных процессов и процессов самоинформациогенезиса Вселенной позволит решить глобально-космические задачи обеспечения информациологической безопасности государств и народов, глобализации СМИ, экономики, науки, культуры, медицины, образования и развития информациологических ресурсов и технологий".

Такое понимание информации как всеобще-единой сущности природы, общества и Вселенной, как универсального начала всех начал в природе и в обществе, первичного по отношению к материи, опирается на религиозные идеи, вводившиеся М.Маклюэном в свои исследования.