logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция

Статья 23. Владелец средства массовой информации

1. Владельцем (совладельцем) средства массовой информации может выступать физическое лицо или юридическое лицо.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования могут на равных началах с иными владельцами - участниками отношений, регулируемых настоящим федеральным законом, выступать в качестве владельцев средств массовой информации в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих в пределах их компетенции.

Органы государственной власти и/или органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут выступать в качестве владельцев печатных средств массовой информации, создаваемых исключительно для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов.

Владелец средства массовой информации осуществляет свои права и обязанности с момента регистрации средства массовой информации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Исключительные права владельца в отношении средства массовой информации означают право осуществлять и/или разрешать осуществление следующих действий:

1) использование названия средства массовой информации;

2) создание и использование (включая размещение рекламных сообщений и материалов и/или реализацию права на размещение рекламы) средства массовой информации;

3) приостановление создания и использования средства массовой информации;

4) прекращение создания и использования средства массовой информации;

5) использовать принадлежащие владельцу средства массовой информации информационные ресурсы, сформированные в процессе создания данного средства массовой информации.

Владелец средства массовой информации имеет также иные права и несет обязанности, установленные настоящим Федеральным законом.

Исключительные права владельца на средство массовой информации могут быть переданы новому владельцу только в полном объеме.

Новый владелец приобретает права на средство массовой информации и несет обязанности с момента перерегистрации средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

3. При наличии у средства массовой информации нескольких владельцев, их взаимные права и обязанности, в том числе в отношениях по созданию, производству (составлению) и распространению средства массовой информации, а также связанные с регистрацией средства массовой информации, и порядок осуществления прав владельцев средства массовой информации, определяются соглашением между ними.

В указанном договоре между совладельцами могут также регулироваться вопросы, связанные с порядком осуществления функций издателя (вещателя), а также с порядком оказания услуг, в том числе и редакционных.

Если иное не установлено соглашением между совладельцами, совладелец может передать свои права в отношении средства массовой информации иному лицу без согласия иных совладельцев.

Если иное не установлено соглашением между совладельцами, совладелец может во всякое время выйти из числа совладельцев средства массовой информации, без согласия иных совладельцев. Соглашением между совладельцами могут быть установлены условия и порядок выхода совладельца из числа совладельцев.

4. Совладельцами средств массовой информации, созданных в соответствии с абзацем 3 пункта 1 настоящей статьи, наряду с органами государственной власти и/или органами местного самоуправления могут выступать исключительно государственные (муниципальные) предприятия и/или учреждения, на которых возлагаются функции редакции, издателя данных средств массовой информации.

Статья 24. Отношения владельца средства массовой информации с издателем, вещателем, редакцией.

1. Владелец средства массовой информации может одновременно выступать издателем, вещателем, редакцией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Владелец средства массовой информации вправе заключить договор с издателем, вещателем, редакцией по созданию и использованию средства массовой информации. В договоре должно быть указано, какие из исключительных прав, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, сохраняются за владельцем, какие - осуществляются издателем, вещателем, редакцией, какие - осуществляются совместно владельцем и издателем, вещателем, редакцией.

3. Редакция вправе осуществлять функции редакции иного средства массовой информации с согласия владельца (совладельцев), если иное не предусмотрено договором с редакцией.

Если иное не установлено договором, заключенным владельцем средства массовой информации с редакцией, последней передается исключительное право использовать принадлежащие владельцу средства массовой информации информационные ресурсы, сформированные в процессе создания данного средства массовой информации (подпункт 5 пункта 2 статьи 23 настоящего Федерального закона).

4. Если иное не установлено договором, заключенным владельцем средства массовой информации с издателем, вещателем, последние вправе заключить договор с редакцией, а также иные договоры, связанные с созданием и использованием средства массовой информации.

5. Заверенные соответственно владельцем, издателем, вещателем, редакцией копии договоров, указанные в пункте 2 настоящей статьи, направляются в регистрирующий орган не позднее одного месяца с момента заключения договора. При этом лицо, направляющее договор, вправе исключить сведения, содержащиеся в договоре и составляющие коммерческую тайну.

При изменении и (или) дополнении договоров, представленных в регистрирующий орган в соответствии с настоящим пунктом, соответствующие изменения (дополнения) должны быть представлены в регистрирующий орган в месячный срок с момента их принятия.

6. Права владельца в отношении средства массовой информации могут быть предметом любых сделок, не запрещенных законодательством и применимых в отношении этих прав.

Статья 25. Ограничения, связанные с владением теле-, радиоканалом и участием в организации, осуществляющей телевещание

1. Иностранный гражданин, лицо без гражданства и гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать владельцами теле-, радиоканалов, а также не вправе учреждать организации, осуществляющие телевещание, зона уверенного приема передач которых охватывает половину и более субъектов Российской Федерации либо территорию, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации.

2. Не допускается отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем общероссийского теле-, радиоканала либо организации, осуществляющей вещание общероссийского теле-, радиоканала, а равно отчуждение акций (долей) организации, являющейся владельцем теле-, радиоканала либо организации, осуществляющей вещание теле-, радиоканала на территории, на которой проживает половина и более численности населения Российской Федерации, в случае, если такое отчуждение приведет к:

а) появлению в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более;

б) появлению в их уставном (складочном) капитале более 50 процентов доли (вклада) российского юридического лица с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более.

Статья 26. Ограничения, связанные с финансированием создания и использования периодических печатных изданий и деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания за счет средств бюджетов

В Российской Федерации не допускается финансирование за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, создания и использования периодических печатных изданий, а также деятельности владельца и/или издателя периодического печатного издания, за исключением случаев, когда такое финансирование осуществляется:

- в отношении периодических печатных изданий, являющихся официальными источниками опубликования федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов;

- в отношении периодических печатных изданий, создаваемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целей опубликования нормативных актов и иных документов указанных органов, а также документов и материалов, относящихся к сфере их деятельности;

- в отношении периодических печатных изданий культурно-просветительского, научного и образовательного характера, а также предназначенных исключительно для детей и инвалидов. Порядок финансирования периодических печатных изданий, указанных в настоящем абзаце, устанавливается Правительством Российской Федерации;

- в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной поддержке районных (городских) газет;

- в отношении государственных информационных агентств.

Создание и использование периодических печатных изданий

Статья 42. Особенности правового положения владельца печатного средства массовой информации

1. Владелец передаёт все права на производство и распространение печатного средства массовой информации издателю, если иное не предусмотрено договором между ними. С момента заключения договора ответственность за соответствие производства и распространения печатного средства массовой информации требованиям настоящего федерального закона несет издатель. Заключение договора с издателем не освобождает владельца от ответственности, в порядке предусмотренном ст. 7 настоящего федерального закона.

2. Договором между владельцем и издателем помимо условий, установленных п.2 ст.24 должно быть предусмотрено:

- права издателя при смене владельца;

- условия и порядок расторжения договора, в том числе, при смене владельца;

- порядок приостановления и прекращения выпуска печатного средства массовой информации.

При смене владельца новый владелец не вправе расторгнуть договор с издателем до истечения срока его действия, если иное не установлено договором. Новый владелец вправе расторгнуть договор с издателем, заключенный на неопределенный срок только по основаниям и в порядке, предусмотренном таким договором.

3. При наличии договора с издателем право владельца прекратить или приостановить выход печатного средства массовой информации в период действия договора ограничивается положениями настоящего федерального закона и условиями договора с издателем.

Статья 43. Особенности правового положения издателя средства массовой информации.

1. Издатель периодического печатного издания осуществляет производство и распространение периодического печатного издания как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц на основании соответствующих договоров, в том числе об оказании редакционных и иных услуг.

2. Издатель периодического печатного издания:

- самостоятельно принимает решения о порядке и способах выпуска периодического печатного издания, производства и распространения его продукции, если его договором с владельцем средства массовой информации не предусмотрено иное;

- определяет тираж периодического печатного издания;

- обладает правом собственности и иными правами на продукцию периодического печатного издания;

- имеет иные права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Издатель несет ответственность за достоверность указания тиража периодического печатного издания в выходных данных в соответствии с действующим законодательством.

3. Заключение издателем договоров с третьими лицами на выполнение ими работ (услуг) по производству продукции периодического печатного издания не влечет перехода к последним предусмотренных настоящим Федеральным законом прав и обязанностей издателя, если иное не установлено договором между ними.

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Не может выступать учредителем:

гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Статья 18. Статус учредителя

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя - объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Средства массовой информации являются не субъектами, а объектами права. В частности, СМИ могут находиться в собственности. Это текстуально зафиксировано в статье 1 Закона о СМИ, где говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. Кроме того, часть вторая статьи 30 Федерального закона "Об общественных объединениях", допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 ГК РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции к объектам гражданских прав.

Содержание права собственности на СМИ Законом не конкретизируется. Однако из смысла ряда статей можно сделать вывод, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему СМИ любые действия, не противоречащие Закону о СМИ и другим правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт второй статьи 209 ГК РФ).

Хотя Закон о СМИ весьма гибко подходит к вопросу о том, кто может быть собственником СМИ, однако наиболее естественным следует признать соединение статусов собственника и учредителя. Во-первых, это следует из конструкции статьи 1 Закона о СМИ, где в единую формулу увязаны учреждение, владение, пользование и распоряжение средствами массовой информации. Во-вторых, учредителем редакции как юридического лица должен быть именно собственник, поскольку без формирования обособленного имущества создание юридического лица невозможно. Впрочем, ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – суть разные лица (пункт третий статьи 56). Аналогичным образом могут не совпадать в одном лице учредитель и собственник СМИ, а также учредитель СМИ и учредитель редакции.

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что право собственности на него может быть не связано с правом собственности на редакцию как имущественный комплекс. Если редакция организована в форме предприятия, то как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.

Смена учредителя влечет ряд юридических последствий, которые должны быть предусмотрены в уставе редакции, и среди них важнейшее - передача и (или) сохранение права на название. Следует подчеркнуть, что право на название является едва ли не более значимым, чем право на имущество редакции. С названием, как правило, связаны имидж издания, его рейтинг, круг его постоянных авторов, читателей, рекламодателей и партнеров, а также права на денежные средства, собранные в ходе подписки, и соответствующие обязательства перед подписчиками (а эти обязательства очень тяжелы, поскольку распространение изданий, с учетом обширности российской территории, нередко многократно превосходит по стоимости собственно производство газеты или журнала). Вот почему в модельных уставах, подготовленных совместными усилиями Госкомпечати России, СПИС и Союза журналистов России, этому вопросу уделено особое внимание.

Здесь предусматривается, что право на выпуск газеты под заявленным при ее регистрации названием (право на название) принадлежит учредителю газеты. В случае смены учредителя, в том числе в результате его реорганизации, право на название переходит к его правопреемнику. В случае прекращения деятельности учредителя в результате его ликвидации право на название переходит к редакции.

Предусмотрен и вариант, когда соучредителей несколько. В этом случае право на название принадлежит всем соучредителям и реализуется ими совместно. В случае изменения состава соучредителей, в том числе путем его уменьшения или увеличения, право на название переходит к соучредителям, перечисленным в свидетельстве о перерегистрации газеты, выданном в связи с последним изменением состава соучредителей.

В некоторых случаях правовой режим СМИ, а следовательно и положение всех субъектов в общем пространстве геометрии "внутренних" правоотношений меняется в зависимости от специализации средства массовой информации или некоторых других обстоятельств. Так, налоговые, таможенные, валютные и иные финансовые льготы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации", не распространяются на периодические печатные издания рекламного и эротического характера (часть первая статьи 6). И это разумно, поскольку такие издания носят сугубо коммерческий характер и не могут рассматриваться как институты культуры и развития демократии.

Средства массовой информации являются не субъектами, а объектами права. В частности, СМИ могут находиться в собственности. Это текстуально зафиксировано в статье 1 Закона о СМИ, где говорится о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации. Кроме того, часть вторая статьи 30 Федерального закона "Об общественных объединениях", допускает нахождение средств массовой информации в собственности общественных объединений, обладающих правами юридического лица. Наконец, статья 128 ГК РФ относит информацию, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции к объектам гражданских прав.

Содержание права собственности на СМИ Законом не конкретизируется. Однако из смысла ряда статей можно сделать вывод, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему СМИ любые действия, не противоречащие Закону о СМИ и другим правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт второй статьи 209 ГК РФ).

Хотя Закон о СМИ весьма гибко подходит к вопросу о том, кто может быть собственником СМИ, однако наиболее естественным следует признать соединение статусов собственника и учредителя. Во-первых, это следует из конструкции статьи 1 Закона о СМИ, где в единую формулу увязаны учреждение, владение, пользование и распоряжение средствами массовой информации. Во-вторых, учредителем редакции как юридического лица должен быть именно собственник, поскольку без формирования обособленного имущества создание юридического лица невозможно. Впрочем, ГК РФ допускает случаи, когда учредитель юридического лица и собственник его имущества – суть разные лица (пункт третий статьи 56). Аналогичным образом могут не совпадать в одном лице учредитель и собственник СМИ, а также учредитель СМИ и учредитель редакции.

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что право собственности на него может быть не связано с правом собственности на редакцию как имущественный комплекс. Если редакция организована в форме предприятия, то как объект гражданских прав она представляет собой имущественный комплекс, в состав которого, помимо прочего, входят и продукция данного СМИ, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и продукцию.