logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.

Журналистика как форма информационной деятельности

"Informatio" (лат.) - сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных.  Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель". В узком понимании это событийная информация (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения. Третье понимание - специальное. Информация как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.

Инструментом журналистики является массовая информация, т.к. она общезначима и общедоступна. Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.

Схематично информационный процесс можно изобразить следующим образом: Ж →   Т (И) → А. Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам.

В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих. 1. Из  информационной насыщенности текста. 2. Из высокой информативности текста. Для того, чтобы их добиться, существуют определенные правила. Они формулируются в соответствии с тремя этапами информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией. В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической (что и как отображено), синтаксической (как организован текст), прагматической (как он осваивается). Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.

Полностью соответствовать реальному положению вещей нельзя. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 году на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты на производство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража.

Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать открывающуюся человеческому разуму картину мира. Она сама по себе есть часть этой картины, и как таковая тоже представляет собой систему. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием. При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом и субъектом управления как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере познания. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Природа массовой информации непосредственно зависит от характера деятельности людей в различных социальных сферах. При этом социальная информация разделяется на отражающие ее специфику подвиды — экономическая, политическая, научно-техническая, художественная, религиозная и др.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику: содержание (как данная информация дает общественные процессы); субъект использования (как данная массовая информация используется людьми в' либо интересах); специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Массовая информация отражает общественные процессы в целом (экономические, политические, демографические и также конкретные процессы в региональных и профессиональных сообществах, в различных социальных организациях). По степени сложности в наши дни массовая информация представляет собой высший и наиболее сложный тип информации и обладает высокой формой упорядочения действительности. Массовая информация в реальности неотделима от логического мышления, второе в свою очередь является самым высоким типом отражения действительности, свойственным только природе человека. Поэтому массовая информация понимается как неотъемлемое условие существования и деятельности индивидов.

Цели массовой информации определяются через субъекта пользующегося данной информацией (социальное положение вида или социальной группы, их личностные особенности и т.д.)

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с аудиторией, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей. В определенных случаях количественная характеристика массовой информации может отражать существующий в обществе «дефицит информации», обусловленный такими причинами, как наличие цензуры, отсутствие или слабое развитие СМК, их неэффективная работа. В современном мире «дефицит информации» представляет угрозу для экономического, культурного и политического развития общества.

Составляющими качественной характеристики массовой информации являются: востребованность, польза, интересность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой информации определяется ее адресатом. Так, информация высокого качества соответствует упомянутым выше критериям и учитывает уровень знаний, необходимый для понимания ее смысла, будучи чаще всего ориентированной на «среднего» потребителя (зрителя, слушателя, читателя). Качественная характеристика информации тесно связана с ее количественной характеристикой. Например, причиной «дефицита информации» может быть ее низкое качество и при увеличении ее объема дефицит не устраняется. Количественная и качественная характеристики массовой информации определяют ее ценность.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

• диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;

• органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов массовой информации, циркулирующих в обществе;

• постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

• наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);

• наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

В процессе исследования общественных отношений ценность массовой информации измеряется, как правило, степенью востребованности и эффектом ее воздействия на индивидов, т.е. определяется такими ее свойствами, как представительность, доступность, полнота, достоверность, своевременность, этичность и др. Необходимо отметить, что всякая достоверная информация расширяет кругозор, обогащает духовный мир человека, дает возможность для его дальнейшего развития, а также может быть использована для социального прогнозирования и самосохранения человека.

Массовая информация аккумулирует многоуровневое знание. Таким образом, ее сущность и специфика составляют предмет исследования различных теоретических дисциплин: социологии, социальной психологии, социальной и технической кибернетики, социолингвистики и др.

В эпоху научно-технического прогресса науку, духовную культуру и образование можно рассматривать как процесс, направленный на удовлетворение потребности в социальной информации. Таким образом, удовлетворение всех возможных потребностей современного человека лежит в сфере удовлетворения потребностей в социальной информации, поэтому в нынешних условиях создание и преобразование социальной информации становится основополагающими факторами существования и развития социальных систем.