logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.

Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания.

В каждой редакции существует своя система методов управления, в которой выделяются три основных направления: организационно-административные методы, психологические методы, экономические методы. К организационно-административным относятся моделирование и планирование.

Модель издания - это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических направлениях и их соотношении в газете, еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).

Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов, их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.

Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.

Номер издания - это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания, единство, в котором отражены черты концепции издания. Концепция издания (система основных способов осуществления его целей) находит выражение в номере благодаря двум обстоятельствам: 1) в хорошо организованной редакции существует устойчивая и постоянно работающая система требований к сотрудникам; 2) изначальные принципы организации информации осуществляются через ряд промежуточных этапов: создание взаимосвязанных редакционных планов (от годового до плана номера), разработка сетевого плана-графика, содержащего будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.), разработка системы рубрик и тематических полос, подборок, “газет в газете” и пр. с определенной периодичностью их появления, принятие секретариатом композиционно-графического облика издания.

В результате можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1) тема материала, 2) знак материала (положительный, критический, проблемный), 3) характер отражения действительности (информационный, аналитический), 4) тип авторства и ряд других.

При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.

В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модель номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.

Следует помнить цепочку: концепция издания - модель издания - “лицо” издания (особенности его задач, его традиции и место в системе СМИ и в обществе) - модель номера - “лицо” номера.

Разумеется, кроме моделирования номера издания, можно говорить о более масштабном моделировании самого издания, разработки его концепции и “лица”, о моделировании редакции и ее структуры, о модели работы редакции, о модели процесса выпуска номера (графика выпуска, сетевой график - модель работы редакции издания и в то же время модель номеров газеты).

Моделирование номера идет по 3 направлениям: 1) содержательно-тематическая модель, 2) композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам), 3) графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.). На основе разработанной модели осуществляется планирование.