logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.

Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.

Для всех СМИ: сначала определить целевую аудиторию и изучить имеющиеся издания, каналы, станции. Пресса: место расположения рекламного объявления (размер, страница, полоса). Частота появления объявления. Сочинить слоган и подобрать иллюстрации может как заказчик, так и рекламный отдел газеты. Необходимо сформулировать тему и найти оригинальную идею для привлечения внимания. Эффективный текст: просто, интересно, прямо, утвердительно, со здравым смыслом, факты, краткость, правдивость и благопристойность, непохожесть на другие, повторение наиболее важных аргументов (если текст большой), сказать читателю, что он должен сделать, не называть имен конкурентов. Создать объявление, бросающееся в глаза с помощью шрифта или иллюстрации.

Радио. Иметь в виду слушателя: 6.00-9.00 за завтраком, в машине, 9.00-16.00 домохозяйки, с 16.00 в машине с работы и молодежь. В уик-энд по-другому! Человек за рулем не может записать или сразу запомнить телефон - повторить несколько раз (бывают номера рифмованные). ТВ. Особенности: аудитория программ, географическая территория вещания, прайм тайм или ночь. Типы: спонсорский логотип в углу экрана, слова диктора, ролик (или максимально сжатый или развернутый - 5 серий про кока-колу и жар-птицу). Для коммерческой рекламы лучше короткий. Могут стать произведением искусства. Фестивали рекламных роликов.

Организация рекламной кампании. Одно из определений рекламной кампании звучит следующим образом: "Рекламная кампания - это несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое".

"В любом виде рекламной деятельности, - писал Дэвид Огилви, - один факт остается неизменным - наибольшего успеха добиваются только те рекламодатели, которые работают по толковому и продуманному плану. Они знают, для чего им нужна реклама, кому она адресована и каких результатов от нее ожидают. Реклама для них - это плановый бизнес по организации продажи и получения прибыли, а не "одиночный выстрел", который может оказаться холостым. Когда рекламодатель рассматривает рекламу как нечто отдельное от продажи товара и маркетинга, как "искусство ради искусства", он совершает фатальную ошибку, и план его рекламной кампании обречен на провал" .

Смысл рекламной кампании в том, что рекламодатель устанавливает стратегическую цель, определяет наилучший способ ее достижения, разрабатывает тактику своих действий, координирует эту тактику с другими действиями по продаже товара или услуг, а затем начинает реализовать запланированные мероприятия.

Планирование

Итак, рекламная кампания начинается с плана. В нем в обязательном порядке должны быть раскрыты следующие аспекты: анализ ситуации на рынке, оценка товара, оценка конкурентов, цели маркетинга, бюджет, рекомендации по рекламе, средствам массовой информации, стимулированию сбыта, оценка результатов кампании.

Рекомендуется планировать рекламную кампанию в следующей последовательности:

- определить цели рекламной кампании

- оценить ситуацию на рынке (репутация марки, конкуренты и т.д)

- определить "портрет" вашего покупателя.

- определить основную идею рекламной кампании

- выбрать формы размещения рекламы.

- определить наиболее оптимальные сроки размещения рекламы мероприятий относительно друг друга во времени, интенсивность рекламной кампании.

- подсчитать возможные расходы на рекламную кампанию.

- сравнить полученную сумму с той суммой, которую вы можете выделить на ее проведение

- составить развернутый план рекламной кампании

- разработать все элементы рекламной кампании

- проверить возможную эффективность выбранной цели, идеи, элементов рекламной кампании.

- при необходимости уточнить, изменить элементы рекламной кампании.

- определить формы расширения масштабов кампании ( лотереи, футболки, сумки, буклеты и т.д).

- подвести итоги, оценить результаты рекламной кампании.

Цели и задачи

Первым шагом в процессе разработки рекламной кампании является постановка задач рекламы. Разумеется, общей целью любой рекламы в конечном счете является увеличение сбыта. Однако задачи, стоящие перед рекламной кампанией, часто имеет смысл представить более конкретно. Они могут быть следующими: 1) создать осведомленность о существовании товара или марки, 2) создать "образ марки" или благоприятную эмоциональную предрасположенность к марке, 3) внедрить информацию о выгодах и преимуществах марки, 4) отразить или подорвать утверждение конкурентов, 5) исправить превратные представления, развеять неправильную информацию и устранить другие помехи сбыту, 6) добиться признания "своими" и легкой узнаваемости упаковки или торговой марки, 7) увеличить степень привязанности к марке, привлечь новых потребителей, 8) создать образ фирмы и добиться благоприятного отношения к ней, 9) заложить "фундамент репутации" для последующего выхода на рынок с новыми марками или новыми товарными группами, 10) внедрить в сознание потребителей уникальное торговое предложение.

Исследования, разработка концепции

Приступая к разработке концепции рекламной кампании, необходимо прежде всего ясно представлять себе, что вы собираетесь рекламировать, подходит ли ваш товар или услуга для полного удовлетворения запросов потребителей, насколько ваше предложение конкурентоспособно. Цель маркетинга - максимальное удовлетворение интересов потребителя, а не самолюбия производителя товаров и услуг.

В идеальном случае, разработке рекламной концепции должно предшествовать маркетинговое исследование рынка товаров или услуг.

Анализ рынка помогает оценить потенциальный объем сбыта установить, где находятся потенциальные покупатели, с тем чтобы правильно распределить рекламные усилия и сконцентрировать рекламу на наиболее перспективных направлениях. К примеру, основной причиной различий в региональных покупательских предпочтениях часто является климат. Скажем, кондиционеры охотнее покупают в местностях с преобладанием жаркой и влажной погоды. Региональные симпатии и антипатии объясняются также привычками, обычаями и закономерностью расселения групп иностранцев в определенных местностях. Например в США, в Новом Орлеане, так сильна была привязанность к кофе с большим количеством цикория, что производители вынуждены были создать для этого района особую смесь.

Исследования ситуации на рынке помогают оценить степень знакомства с товаром, какой его образ сложился на рынке на сегодняшний день, его репутацию, можно ли надеяться на увеличение доли рынка товара и т.д. и проводятся с помощью различных анкет, опросов по почте, личного интервьюирования, прямых наблюдений.

А.Назайкин приводит пример анкеты для исследований по узнаванию торговой марки новых автомобилей:

1. Вы что-нибудь видели или слышали о новой марке автомобиля (название)? (да, нет).

2. Сравним ли этот автомобиль, на Ваш взгляд, по стоимости с другими автомобилями? Его условия (лучше, хуже, особое мнение - ).

3. Если бы Вы сейчас покупали автомобиль, то приобрели бы новый автомобиль или подержанный? (новый, подержанный, никакой).

4. Среди рекламных средств информации, таких как радио, журналы, газеты и телевидение, какой один источник предоставил Вам наиболее полную информацию о новом автомобиле? (радио, журнал, газета, телевидение, другое -)

5. Какой марки и какого возраста автомобиль вы сейчас имеете? (марка -, возраст - , не имею - ).

6. Знаете ли Вы адрес и местонахождение Вашего ближайшего продавца автомобилей? (да, нет).

Изучите аудиторию, на которую будет направлена ваша деятельность. Кто они, эти люди, к которым вы обращаетесь? Молодые или пожилые? Богатые, бедные или средний класс? Мужчины или женщины? Одинокие или семейные? Их национальность, религиозная принадлежность, образование, интересы, образ жизни, склонность к риску ...

Необходимо рассмотреть также следующие вопросы:

- Что вы рекламируете? Характеристика товара, его особенности, выгодно отличающие его от других товаров данной товарной группы. Каковы возможные предубеждения против товара, которые придется преодолевать. Положительным или негативным был опыт ваших предшественников, рекламировавших этот товар?

- Где вы собираетесь рекламировать свой товар или услугу. Изучили ли вы географические и демографические аспекты выбранного вами рынка или его сегмента, достаточно ли серьезно проанализированы и правильно ли определены целевые группы потребителей?

- Когда лучше всего проводить рекламную кампанию? Не совпадает ли она по времени с какими-либо событиями или мероприятиями, которые могут повлиять на ход вашей кампании в положительную или отрицательную сторону?

- Что влияет на принятие потребителем решения о покупке рекламируемого товара, каковы основные потребительские мотивы. Как потребитель приходит к этому решению? Какие аргументы Вашего рекламного послания будут определять его выбор.?

- Каковы основные положения рекламной концепции ваших конкурентов? Какие средства рекламы они используют? С чьей стороны следует ожидать самую жесткую конкуренцию?

Рекламное обращение

Определив задачи рекламы и рекламный бюджет, ответив на вышеперечисленные вопросы, руководители рекламной кампании должны разработать общий творческий подход к рекламе, ее творческую стратегию. В процессе ее создания можно выделить три этапа :

ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕИ ОБРАЩЕНИЯ. Для генерирования идей, призванных решать поставленные перед рекламой задачи, творческие работники пользуются разными методами. Многие идеи возникают в результате бесед с потребителями, дилерами, экспертами и конкурентами.

Некоторые творческие работники пытаются представить себе, какой из четырех типов вознаграждения - рациональное, чувственное, общественное удовлетворение или удовлетворение самолюбия - покупатели рассчитывают получить от товара и в виде какого переживания. Путем сочетания типов вознаграждения с типами переживаний они в состоянии создать множество разных по своей разновидности рекламных обращений.

ОЦЕНКА И ВЫБОР ВАРИАНТОВ ОБРАЩЕНИЯ. Рекламодателю необходимо провести оценку возможных обращений. Рекламисты предлагают оценивать обращения на основе их желательности, исключительности и правдоподобности. Обращение должно, прежде всего сообщить вашему покупателю нечто желательное или интересное о товаре. Кроме того, оно должно сообщить ему что-то исключительное или особенное, не присущее остальным маркам в данной товарной категории. И наконец, обращение должно быть правдоподобным или доказуемым.

ИСПОЛНЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ . В соответствии с выверенным "каркасом" разрабатывается несколько вариантов рекламных обращений и проводится их тестирование на восприятие (привлекательность, запоминаемость, понятность, дифференцирующую способность, устойчивость во времени, влияние на эмоциональные аспекты принятия решений и т.п.) целевыми группами.

Степень воздействия обращения зависит не только от того, что сказано, но и как именно это сказано. Рекламодателю нужно подать свое обращение таким образом, чтобы оно привлекло внимание и интерес целевой аудитории.

В стилевом отношении любое обращение может быть исполнено в разных вариантах. Вот некоторые из них.

1. Зарисовка с натуры. Представление одного или нескольких персонажей, использующих товар в привычной обстановке.

2. Акцентирование образа жизни. Делается упор на то, как товар вписывается в определенный образ жизни.

3. Создание фантазийной обстановки. Вокруг товара или его использования создается некий ореол фантазии.

4. Создание настроения или образа. Вокруг товара создается пробуждаемое им настроение или образ, скажем красоты, любви или безмятежности. Не делают никаких утверждений в пользу товара, кроме косвенно внушаемых.

5. Мюзикл. Показ одного или нескольких лиц или рисованных персонажей, поющих песню о товаре.

6. Использование символического персонажа. Создание персонажа, олицетворяющего собой товар.

7. Акцент на техническом и профессиональном опыте. Демонстрация технического и профессионального опыта фирмы в производстве конкретного товара.

8. Использование данных научного характера. Приводятся научные данные

9. Использование свидетельств в пользу товара. Реклама представляет заслуживающий полного доверия или вызывающий симпатию источник информации, который одобрительно отзывается о товаре.

Следующая задача рекламодателя - выбрать средства распространения для размещения своего рекламного обращения. Решение о средствах распространения рекламы происходит на основе оценки потенциальных потребителей, которых мы хотим охватить, их конкретного размещения по регионам и особенностей рекламного обращения (возможно, для него требуются какие-то специфические средства), себестоимости и т.д. Процесс выбора состоит из нескольких этапов :

1. принятие решений о широте охвата, частоте появления и силе воздействия рекламы;

2. отбор основных каналов распространения информации (прямая почтовая реклама ("директ мейл") , СМИ, посредники и личные контакты и т.д.);

3. выбор конкретных носителей рекламы и показатель стоимости рекламы в расчете на 1000 человек;

4. принятие решений о графике использования средств рекламы.

Носители (средства распространения) рекламы.

Печатная реклама:

- листовка: малоформатное относительно недорогое издание без фальцовки (сгибов);

- проспект: многостраничное, сброшюрованное, хорошо иллюстрированное издание;

- каталог: по форме тот же проспект, но отличается от него содержанием: в него входят только основные сведения о каждом типе, виде, образце предлагаемой продукции (услуг);

- буклет: сфальцованное (в один или несколько раз, многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание;

- бродсайт: листовой рекламный материал большого формата, складывается и рассылается по почте без конверта;

- плакат: несфальцованное многокрасочное издание большого формата, посвященное какому-либо товару и (или) фирме. Несет рекламную информацию и украшает экспозиции, интерьеры;

- календари, фирменные блокноты, папки и т.д.

Реклама в печатных изданиях:

- в центральных, местных и ведомственных газетах;

- в журналах общего назначения, научно-популярных, отраслевых,

фирменных;

- в специализированных справочниках;

- в книгах и учебниках.

Радио- и экранная реклама:

- кино- и видеофильмы (клипы, споты) для демонстрации на киноэкране, по телевидению и с помощью видеомагнитофонов;

- радиоклипы и радиофильмы для эфирной трансляции и прослушивания с магнитофонов;

- слайдфильмы (цветные и черно-белые) для демонстрации на экранах или специальных установках на выставках, при личных контактах; разновидность - полиэкранный озвученных слайдофильма: усиленное аудиовизуальное воздействие при относительно незначительном удорожании по сравнению с обычным слайдофильмом.

Наружная реклама:

- планшеты и щиты в различном пространственном расположении.

- световые экраны ("бегущая строка", неподвижное изображение, движущееся изображение);

- вывески.

Реклама на движущихся носителях:

-рисунки и надписи на бортах транспортных средств (поезда, автобусы, теплоходы и т.д.);

- реклама с помощью авиасредсв (подъем рекламных материалов в воздух воздушными шарами, дирижаблями, вертолетами), разбрасывание рекламных материалов с авиасредств, рекламные полеты;

Реклама на месте продажи:

- витрины магазинов с товарами;

- баннеры: прямоугольные или треугольные планшеты (ткань, бумага, пластмасса) с рекламным текстом;

- упаковка товаров;

- ярлыки, ценники и т.п.

Сувенирная реклама:

- полиграфического исполнения (блокноты, календари, ежедневники, папки, плакаты);

- промышленного исполнения (значки, брелоки, авторучки, перочинные ножи, сумки и т.д.);

В качестве дополнительных мероприятий по стимулированию сбыта можно использовать фестивали и праздники, спонсируемые фирмой-рекламодателем, спортивные соревнования, лотереи, игры, выставки и ярмарки и т.д.

Оценка рекламной программы

Рассудив, что прежде чем оказать влияние на сбыт, реклама должна выполнить коммуникативные функции, исследователи разработали различные тесты для замера результативности коммуникации с точки зрения привлечения внимания, возбуждения интереса, передачи содержания информации, создания образа, внушения доверия, пробуждения благоприятного отношения, внедрения в память коммерческих аргументов, создания устойчивых впечатлений. Были разработаны тесты для определения уровня осведомленности о рекламируемом товаре, уровня знаний о том, что сулит этот товар, для выявления отношений к нему, а также готовность его купить.

В определенном смысле каждый тест - это экспериментальное выявление связей между переменными рекламы, которые выступают в роли раздражителей, и изменениями в восприятии, знаниях, отношениях, предрасположенностях и пр.

Замеры торговой эффективности рекламной кампании позволят рекламисту ответить на вопрос, какой объем продаж порождается, к примеру, объявлением, повысившим уровень осведомленности о товаре на 20%, а предпочтение к марке на 10%.

В заключение еще несколько советов Дэвида Огилви.

"Не пытайтесь объять необъятное. Лучше всего свести вашу кампанию к одному вразумительному сообщению, но приложить все усилия, чтобы довести его до потребителя. Эффективная реклама - это та, которая сразу приковывает внимание потребителя к товару.

Рекламная кампания, чтобы стать успешной, должна придерживаться единого рекламного обращения и единого образа, который годами будет оставаться неизменным. Только так можно создать эффект "снежного кома".

Реклама не должна быть агрессивна - рекламную кампанию не следует путать с войной.

Успешная рекламная кампания - это сочетание удачного торгового (рекламного) обращения и правильного выбора СМИ".