logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

Методологическая часть

Постановка проблемы

Всякое исследование (не только социологическое, но и журналистское) возникает потому, что в обществе или каком-то его секторе возникла практическая (предметная) проблема, то есть какое-то жизненное противоречие между тем, что должно быть, и тем, как это есть на самом деле, которое на конкретном объекте трансформируется в социальную ситуацию. Например, сейчас можно назвать несколько острых социальных проблем: бедность, безработица, наркомания, алкоголизм, пессимизация, неуверенность в завтрашнем дне и т. п. Все эти проблемы могут быть предметом исследования.

Предварительное изучение проблемы – очень важный этап социологического и журналистского исследования. Источники могут быть самые разные: данные уже проведенных социологических исследований на эту тему, интернет-источники, пресса, научная литература, беседы с экспертами и участниками событий и т. п.

В программе описывается проблема, которую предстоит исследовать, и формулируется не только предметная, но и научная (гносеологическая, познавательная) проблема, то есть описывается, какая информация известна и какую предстоит получить в результате исследования. Научная проблема формируется как наше знание о незнании, то есть мы осознаем, чего мы не знаем в выделенной нами проблемной области. Например, нам хорошо известен факт детской беспризорности, но мы не знаем всей совокупности факторов, которые к ней приводят. Если речь идет об исследовании аудитории, то, как правило, проблемой будет несоответствие между знаниями редакции о ее составе, интересах и реальными характеристиками информационного поведения аудитории. Следовательно, научная проблема в программе исследования аудитории будет сформулирована как необходимость выяснить факторы этого несоответствия.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования считается то, что содержит реальное жизненное противоречие, является основой проблемной ситуации. Обычно это реальные социальные группы, поскольку именно они, как правило, и есть носители и выразители реальных проблем.

Предметом исследования являются те характеристики, свойства объекта, которые будут изучаться в конкретном исследовании.

Например, если вы изучаете проблемы беспризорности и проводите для вашего журналистского материала опрос, то объектом исследования могут быть беспризорные дети, а предметом исследования – их состав и характеристики, в том числе их отношение к своему состоянию и причины, по которым они оказались на улице.

При изучении аудитории объектом исследования была всесоюзная городская аудитория газеты, а предметом исследования – социально демографической состав аудитории, ее читательские интересы и отношение к газете.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является получение конкретного результата, то есть планируемого итога исследования. Цель реализуется в конкретных задачах исследования.

Продолжим наш пример с беспризорниками. Целью исследования может быть изучение состава и основных характеристик беспризорников, причин, приведших детей на улицу. Конкретные задачи можно сформулировать таким образом:

1. Выяснить социально-демографические характеристики беспризорников: пол, возраст, уровень образования, место жительства, наличие жилья и пр.

2. Определить семейное положение (наличие родителей, других членов семейства), состояние здоровья родственников.

3. Исследовать основные причины беспризорничества.

4. Выяснить основные жизненные ориентации и представления о возможных путях решения проблем, в которые попали беспризорные дети.

Методологические посылки и определение понятий

Часть программы, связанная с методологическими посылками, основами исследования бывает или развернутой, как в широких фундаментальных исследованиях, или краткой, как в прикладных – эмпирических – исследованиях. Однако, если не на уровне подробно прописанной, то хотя бы на уровне понимания и осознания методологического, социального и научного контекста, в котором предпринимается исследование, это важно не только для социолога, но и для журналиста, который берется за освещение какой-то серьезной социальной проблемы.

Определение понятий исследования – важная процедура и предполагает, что они определяются на операциональном уровне, то есть исследователи в программе должны точно представлять, что понимают под тем или иным термином и каковы так называемые эмпирические референты понятий.

Поиск эмпирических значений понятий называют эмпирической интерпретацией, а определение этих понятий через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением.

Гипотезы

Следующий этап составления программы – это формулирование гипотез исследования, то есть обоснованных предположений о структуре и характере связей между социальными явлениями, возможных путях решения проблем, результатах исследования, которые предстоит проверить. Это основной методологический инструмент, который организует весь процесс исследования. Формулирование гипотезы важно не только для социолога или сотрудника редакции, принимающего участие в социологическом исследовании, но и для журналиста, потому что всегда целесообразно перед тем как приняться за изучение какой-то важной социальной проблемы, перед выходом на место сбора информации выдвинуть несколько гипотез, иногда взаимоисключающих, чтобы проверить их. Тогда процесс изучения объекта будет целенаправленным. Хотя, естественно, ни в коем случае нельзя (как в социологическом исследовании, так и в журналистском) притягивать искусственно факты к сформулированной заранее гипотезе. Здесь мы говорим о гипотезе как рабочем инструменте, помогающем структурировать процесс исследования.

Гипотезы бывают описательные, описывающие события и процессы, и объяснительные, предполагающие выявление причин событий и ситуаций.