logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.

Профессиональное общение журналиста

Журналистика относится к типу деятельности, чья социальная природа, общественно-политическое значение, с одной стороны, и творческое своеобразие - с другой, определяют ее как деятельность общения. Активное общение - профессиональная необходимость журналиста. Широта задач обуславливает разнообразие форм общения журналиста: личная беседа, телефонный разговор, индивидуальное или групповое интервью, краткий опрос или продолжительная беседа и т.д.

Неформализованность общения достигается свободной формой беседы, в которой жесткая последовательность вопросов и ответов сменяется импровизационным типом беседы. Богатство духовной жизни журналиста влияет на свободное течение внешнего диалога, на уровень и характер беседы (значение подготовленности к разговору, знакомство с тематикой).

С помощью вопросов журналист не только стремится узнать что-то новое, но и устанавливает отношения сотрудничества и взаимопонимания. Творческая природа журналиста обнаруживается в умении правильно поставить вопросы (знание предмета, интерес к собеседнику, двусторонность общения, сочетание твердости позиции с дискуссией, ориентация на позитивные действия собеседника, умение задавать вопросы разного характера (прямые, косвенные, подсказывающие, нейтральные и т.д.).

Конфликт в общении: отражает противоречия и продуктивен, так как преодоление противоречий означает движение вперед. Различают конфликтное общение сотрудничества (у собеседников одни цели, но разные пути достижения) и противодействия. Даже в самом остром конфликте журналист должен употребить факты, говорящие в пользу собеседника. Журналист должен завоевать доверие собеседника, побудить его самокритично оценить занятую позицию. Прием “снятия напряжения” - важнейший инструмент профессионального общения журналиста.

С одной стороны, интервью – информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды которого интересны широкому кругу читателей. С другой стороны, интервью - метод получения сведений путем общения с людьми. В таком виде интервью (с использованием прямой или косвенной речи, а иногда и без упоминания собеседника) может быть использовано практически в любом жанре журналистики.

Завершая предыдущую тему, сначала мы более подробно поговорим об интервью как о жанре, а затем перейдем к методам сбора информации, среди которых интервью, наряду с проработкой документов и наблюдением, занимает важнейшее место.

Итак, интервью – это беседа, предназначенная для опубликования. Причем изложение фактов и комментарий события ведется не от имени журналиста, как в других жанрах, а от имени человека, которого интервьюируют, он более компетентен, имеет большее отношение к обсуждаемому вопросу, чем журналист.

Чтобы лучше понять особенности жанра интервью, давайте сравним его с отчетом. Казалось бы, много общего: факты оцениваются и комментируются не самим автором текста, а другими людьми, журналист пересказывает или цитирует чужое мнение, суждение, выводы, т.е. довольствуется ролью фиксатора услышанного. Это составляет основу обоих жанров. Однако автор отчета не воздействует на ведение собрания или совещания, его участие, скорее, созерцательное, в то время как интервьюер не довольствуется ролью стенографиста, а занимает активную позицию, своими вопросами и контртезисами он может менять направление и тон беседы, т.е. участвует в совместном творчестве.

Самый распространенный вид интервью – диалог. Строится по классической схеме «вопрос-ответ» (при этом вопросы и ответы обычно набираются разными шрифтами). Понятно, что журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов. Часто сложность темы, противоречивость ее толкования требуют столкновения мнений, выяснения спорных вопросов, и бывает полезно сознательно заострить беседу, подтолкнуть собеседника к полемике, к отстаиванию своих интересов, суждений, доказательств.

Интервью-монолог, или рассказ, представляет собой монолитный текст, не расчлененный на вопросы и ответы.

Интервью с читательскими письмами в руках пишется на основе наиболее интересных и распространенных вопросов, пришедших в письмах на адрес редакции. В таком случае принято заранее ознакомить интервьюируемого с письмами и определить тему беседы, а через несколько дней, после того, как он подготовился, уже брать интервью.

Пресс-конференции и брифинги на первый взгляд должны освещаться в форме отчета – ведь это массовые, коллективные мероприятия. Однако, по сути это тоже интервью: журналисты задают вопросы сначала в письменной форме до начала выступления, а затем – устно по ходу мероприятия.

Круглый стол – тоже коллективное интервью, это деловой и заинтересованный разговор между журналистами и приглашенными в редакцию специалистами по тому или иному вопросу.

Анкетирование, устное или письменное (на основе читательской почты), находится на грани коллективного интервью и социологического опроса.

Интервью-зарисовка состоит из беседы и компонентов образной информации. Задача его не только пересказать мнения и суждения человека, но и создать его штриховой портрет. Кроме собственно задавания вопросов, журналист высказывает свое мнение, рассказывает об обстановке и течении беседы, комментирует ее, рисует облик собеседника и т.д.

Любой вид интервью требует основательной подготовки. Для журналиста степень подготовки к беседе – это доказательство серьезности его намерений, его замечают всегда, и от нее в первую очередь зависит, раскроется ли собеседник, отнесется ли с должной серьезностью к разговору.

Что же входит в подготовку к интервью? Попытаемся проследить основные этапы работы журналиста.

Первым делом совместно с редакцией выбирается тема интервью и человек, у которого интервью будут брать. Понятно, что с каждым человеком, а тем более интересным, компетентным, можно говорить о многом, обсуждать самые разные проблемы. Но то, что хорошо в личном общении, не всегда годиться для газеты. Разговор «по верхам», т.е. «обо всем и ни о чем», создает впечатление пустоты и ненужности, непонятно, зачем журналист встречался с занятым человеком – просто поболтать? Итак, первым делом необходимо определить тему (или темы) беседы – значимую, актуальную, злободневную, интересующую читателей.

Далее необходимо разобраться в предмете разговора, овладеть необходимым минимумом представлений о той жизненной сфере, о которой будет идти разговор.

Если есть возможность, нужно почитать интервью, которое давал будущий собеседник другим журналистам, обращая внимание на то, какие темы ему особенно близки, о чем он говорит более, а о чем – менее охотно, какие вопросы ему чаще всего задают (чтобы самому их не задавать). Чтобы лучше понять человека, с которым собираешься встречаться, хорошо бы получить максимум информации о нем. В крупных редакциях обычно хранятся досье на известных людей, кроме того, необходимый материал можно найти в Интернете (например: www.nns.ru), можно поговорить с коллегами, которые уже встречались с интересующим вас человеком и которые наверняка не откажут вам в совете. Договариваться о встрече можно либо после этого, если вы уверены, что вам не откажут, или после поверхностного ознакомления с темой (чтобы не возникло неловкости, если собеседник решит предварительно обсудить какие-то вопросы по телефону).

Следует учесть, договариваясь о времени и месте встречи, что в рабочее время ваш собеседник будет чаще отвлекаться, могут возникнуть неожиданные проблемы, его могут куда-то вызвать, во время разговора будет постоянно звонить телефон и т.д. и т.п. Кроме того, в кабинете обычно получается более официальный и сдержанный разговор, поэтому желательно встречаться на нейтральной территории и иметь для беседы достаточный запас времени.

Основной этап подготовки – составление перечня вопросов. Как писал великий немецкий философ Гегель, «требуется известное развитие для того, чтобы уметь задавать вопросы, так как иначе может получиться ответ, что вопрос никуда не годиться». Проще говоря, каков вопрос, таков и ответ. Вопросы должны быть понятными (иметь для собеседника тот же смысл, что и для журналиста), по возможности краткими ( вопрос должен содержать в себе одну мысль, иначе ответ не будет полным), а так же: своевременными, уместными, точными, настраивающими не только на констатацию фактов, но и на размышления, нестереотипными (в этой связи журналисты часто вспоминают американского альпиниста Рика Базетта, который, опережая стандартные вопросы репортеров, написал на своей спортивной майке: «Наверху отличная погода. Мой вес в норме. Жена и дети в порядке. На достигнутой высоте не остановлюсь». Еще один классический пример, на сей раз профессионального вопроса. Известный американский журналист Либлинг одним из лучших своих материалов считал очерк о жокее. «Когда я интервьюировал его, - вспоминает журналист, - первый вопрос, который я задал, был такой: «На сколько дырок выше вы затягиваете левое стремя по сравнению с правым?» Это легко заставило его разговориться, и через час, в течении которого я вставил около дюжины слов, он сказал: «Я вижу, вам много приходилось иметь дело с наездниками».

Официальные лица часто просят заранее передать им вопросы, но это не значит, что можно ограничиться перепиской: журналист напишет вопросы, интервьюируемый (или его пресс-служба) – ответы. Необходимо стремиться к личной беседе, пусть даже с заранее оговоренными вопросами. Содержание такого разговора много глубже, оно уникально, т.к. обогащается дополнительными нюансами, новыми вопросами и поворотами. Кроме того журналист должен составить непосредственное впечатление о собеседнике (особенно важно это для интервью-зарисовки) и убедить читателя, что факты получены, что называется, из первых рук, что материал эксклюзивен. На интервью по факсу, телефону или e-mail следует соглашаться только в том случае, если нет никакой возможности встретиться лично.

Во время беседы необходимо психологически настроиться на собеседника, не допускать возникновения так называемых барьеров, и это зависит, прежде всего, от личности журналиста, а также от его коммуникабельности и профессионализма.

Нужно научиться контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение. Вот какие советы дает начинающим интервьюерам патриарх отечественной журналистики Анатолий Аграновский: не молчать при разговоре, не стыдиться незнания, втягивать собеседника в процесс обдумывания, заострять предмет возможного спора. Давать советы, а тем более объяснять, как вести беседу, а затем, как написать интервью, - задача сложная и неблагодарная: слишком многое зависит от конкретных обстоятельств, людей, поворотов каждой беседы.

Заметим, однако, что обязательный этап работы над интервью – уточнение, проверка фактов, цифр, названий, фамилий. Чтобы снять с себя ответственность за возможные ошибки и искажения, журналисты часто отдают готовый материал на визирование собеседнику, и пока он не поставит свою подпись под текстом, удостоверяющую, что его слова и мысли переданы точно, интервью не сдают в набор. Официальные лица и известные люди часто соглашаются на беседу только при условии, что им покажут материал до опубликования и учтут их замечания. При этом журналист должен иметь в виду, что за свои слова и комментарии он отвечает сам, и никакое должностное лицо не имеет права исправлять текст, написанный от имени автора, если он не содержит фактических ошибок.

Метод получения информации

Итак, мы разобрали основные этапы работы над интервью и вы, наверное, уже можете сами перечислить три основных метода, с помощью которых журналист получает информацию для своего материала: Это проработка документов, беседа и наблюдение.

Говорят, Хороший журналист должен представлять окружающий мир как совокупность источников информации и знать их координаты.

Типов источников информации, как и методов, три. Это соответственно – документы, люди и предметно-вещественная среда.

Понятие «документ» употребляется сегодня в двух значениях: в узком смысле это – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт, а в широком – материальный носитель записи с фиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве (это и бумага, и кино- и фотопленка, и магнитная запись, и перфокарта, и дискета и т.д.).

Человек – ключевое звено в системе источников информации, «живой источник», как называют его американские теоретики журналистики. И этот источник неиссякаем: во-первых, он всегда свидетель или участник событий и выступает как держатель информации о них. Во-вторых, он носитель информации о себе, и прежде всего о своем внутреннем мире (фактические сведения о нем мы можем получить из документов и наблюдений, но о внутреннем мире узнаем только от самого человека). В-третьих, человек – транслятор информации, полученной от других. Таким образом, человек – самый многогранный и ценный поставщик информации.

Предметно-вещевая среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи иногда могут рассказать о событиях не меньше, чем человек, к тому же, они не будут поставлять ложную информацию, но нужно уметь «разглядеть» в них необходимую вам для материала информацию.

Из этих трех основных источников журналист может получить полную информацию на интересующую его тему. Но как найти эту тему, как узнать, где и что произошло, а лучше – будет происходить? Сегодня у нас в стране существует достаточно развернутая система информирования журналистов о происходящих событиях. В нее входят такие формы, как:

брифинги - короткие совещания работников СМИ, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по какому-либо вопросу;

презентации – торжественные встречи представителей государственных, общественных или частных структур с общественностью, в т.ч. и с журналистами для ознакомления с новым предприятием, продукцией, проектом и т.д.;

пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры, спорта и т.д. с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями и для ответов на их вопросы;

пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах, в той или иной сфере действительности, создаваемые соответствующими пресс-службами;

специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, издаваемые информационными агентствами;

сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в СМИ от пресс-секретарей, пресс-служб и информационных агентств.