logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.

СМИ и гражданское общество.

МЕДИАЭТОС: ценности и "правила игры" регионального сообщества журналистов в координатах гражданского общества

В первые годы рыночных реформ для отечественных СМИ были характерны попытки разобраться в своей новой судьбе и новом предназначении скорее через выяснение отношения с государственной властью, чем со становящимся гражданским обществом. Однако профессиональное сообщество СМИ этого периода обнаруживало и опасность утраты собственной социальной миссии, нередко демонстрируя мировоззренческие метания в сознании многих членов сообщества. Отсюда и стремление отыскать заветный шанс превращения СМИ из сервильных институтов государственной власти или становящихся финансово-промышленных групп в автономную корпорацию гражданского общества. Сообщество журналистов стремилось упорядочить стихийный процесс самопознания, в том числе и через оформление его результатов в виде хартий, кодексов и т.п. Характерные тенденции в создании такого рода кодексов: либо абстрактно-морализаторский пафос, либо технократизм в обращении с ценностями профессиональной морали.

В последнее время в профессионально-нравственной ситуации СМИ сформировались новые "болевые точки", в том числе и в сфере взаимоотношений СМИ и гражданского общества. Среди них - потеря доверия читателя, зрителя, слушателя, их веры в неподкупность и правдивость прессы. Одна из причин утраты доверия заключается в том, что переход от романтической стадии становления постсоветской журналистики к квазирыночной стадии "новых русских СМИ" сопровождался, говоря словами А.К.Симонова, поведением власти по отношению к журналистике в стиле опытного сутенера: соблазнила - набила морду - выгнала на панель. Среди "точек роста" - инициированные ради восстановления престижа профессии, профессиональной репутации и т.п. ассоциации, действующие по принципам честной работы (например, Гильдия судебных репортеров).

Сегодняшняя журналистика ищет новую идентичность. При этом и в случае, когда кризис идентификации начинает преодолеваться, узнавание себя в зеркале зачастую оказывается весьма неприятным процессом. И так как система причин потери доверия к СМИ, в том числе неверия в возможность реализации через СМИ права гражданина на доступ к общественно значимой информации, еще не стала, насколько нам известно, предметом специального исследования, отсутствие достоверной аналитической и концептуальной информации, эмоциональная реакция на складывающиеся медиа-нравы порождают катастрофические настроения по поводу морального уровня медиа-сообщества.

Придать рациональный характер диагнозу ситуации, смягчить катастрофичность - либо цинизм - настроений может не столько даже напоминание о том, что тоску вызывают скорее нравы, чем собственно морально-должное в журналистской этике, сколько предложение отрефлексировать современную профессионально-нравственную ситуацию СМИ в терминах этоса - "духа" и "правил игры" отечественной прессы. При этом эффективность анализа природы и содержания морального кризиса отечественных СМИ тесно связана с включением этого анализа в контекст исследования морального кризиса российского общества в целом.

В то же время точность постановки задачи анализа и оценки ценностей и правил "игры", характерных для современных СМИ, и, тем более, точность выбора путей ее решения, в том числе и такого пути, как активная кодификация отечественной медиа-этики, непосредственно зависят от степени преодоления и в обыденном профессионально-нравственном сознании, и в сознании теоретиков целого ряда требующих критики стереотипных подходов и суждений, значительно снижающих эффект морального анализа и самоанализа ценностей и правил игры медиа-сообщества.

Особый предмет анализа и самоанализа - обостренная потребность становящегося гражданского общества в адекватном медиа-этосе, в соответствующих ценностям гражданского общества ценностях и "правилах игры" СМИ. Значимость организуемого проектом этического консилиума-диалога выразителей позиции профессионального медиа-этоса, с одной стороны, позиции социальной этики - с другой, заключается в том, что ценность профессионализма (с точки зрения журналиста или медиа-сообщества) не самодостаточна, ибо предполагает еще намеренное и акцентированное соотнесение ее с ценностями гражданского общества, суть которых выражена в императиве Гегеля: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц".

Успешность консилиума-диалога прямо обусловлена пониманием не простых отношений медиа-этоса и этоса гражданского общества. Дух гражданского общества, избираемый в качестве ориентира для этоса СМИ, не так уж "идеален", как это может показаться для тех, кто не различает мораль традиционную и современную. Не идеален уже в том смысле, в каком от ценностей традиционной морали отличается императив современной морали "Будь лицом...".

При этом отметим, что уже публично артикулированное стремление гражданского общества к своеобразному этическому аудиту тех "правил игры", по которым сегодня действуют СМИ, не исчерпывает своих амбиций лишь позицией потребителя информации, заинтересованного в защите своих прав с помощью некоего "Комитета по защите интересов потребителя СМИ". Просвещенные и нравственно-вменяемые СМИ несут серьезную ответственность за нравственное развитие самого гражданского общества.

СМИ - зеркало общества, воспроизводящее в том числе и его нравственное состояние, и потому к ним нельзя применять особые нравственные требования (вариант суждения: "каждое общество имеет ту прессу, которую оно заслуживает").

дух гражданского общества - противоположность его духу общества тоталитарного.

в ситуации формирования нового-старого этатизма стремление ориентировать отечественных журналистов на ценности гражданского общества может оказаться фактической провокацией, своими повышенными моральными требованиями это стремление ставит журналистов под серьезный удар со стороны государственных и частных издателей.

ПЛЮРАЛИЗМ (от латинского pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Разновидность плюрализма - дуализм (утверждает существование двух начал - материального и идеального); противоположность плюрализма - монизм (признает единую основу всего существующего). 2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют организационные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

"плюрализм СМИ" следует понимать как разнообразие продукции СМИ, отраженное, например, в существовании множества независимых и автономных СМИ (что обычно называется структурным плюрализмом), и разнообразие типов и содержания (взглядов и мнений), предоставляемых общественности. Таким образом, как структурный/количественный, так и качественный аспекты являются основными в понятии плюрализма СМИ. Следует подчеркнуть, что плюрализм - это разнообразие СМИ, предоставляемых общественности, что не всегда совпадает с тем, что на самом деле усваивается.

Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации

РЕКОМЕНДАЦИЯ № R (99) 1 ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПЛЮРАЛИЗМА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СОВЕТ ЕВРОПЫ Комитет министров

Комитет министров, по условиям статьи 15,б Статута Совета Европы,

Подчеркивая важность наличия у частных лиц доступа к плюралистичному содержанию средств массовой информации, в особенности к информации,

Подчеркивая также, что средства массовой информации (далее - СМИ), и в частности сектор общественного вещания, должны позволить различным группам общества выражать свои взгляды и интересы, в том числе языковым, социальным, экономическим, культурным или политическим меньшинствам,

Принимая во внимание, что существование многочисленных автономных и независимых СМИ на национальном, региональном и местном уровнях, как правило, усиливает плюрализм и демократию,

Учитывая, что политическое и культурное разнообразие типов СМИ и предоставляемого ими содержания имеет центральное значение для плюрализма СМИ,

Подчеркивая, что государства должны стимулировать политический и культурный плюрализм через выработку своей политики по отношению к СМИ в соответствии со статьей 10 Европейской конвенции о правах человека, гарантирующей свободу слова и информации, и на основе уважения принципа независимости СМИ,

Признавая желательность усилий по стимулированию плюрализма СМИ со стороны всех государств-участников и там, где это целесообразно, на европейском уровне,

Признавая в то же время, что потенциальным дефектом существующих в Европе структур регулирования плюрализма СМИ является их склонность сосредоточивать свое внимание исключительно на традиционных СМИ,

Принимая во внимание, что уже имеется несколько случаев возникновения узких мест в области новых коммуникационных технологий и услуг, таких как контроль над системами условного доступа для услуг цифрового телевидения,

Принимая во внимание также тот факт, что технологическая конвергенция между секторами вещания, телекоммуникаций и компьютерных технологий может способствовать созданию господствующего положения и развитию концентрации СМИ,

Сознавая, что для оценки потенциального воздействия новых стратегий бизнеса на плюрализм необходим активный контроль за развитием новых платформ доставки, таких как Интернет, и за новыми услугами,

Будучи убежденным в том, что прозрачность в отношении контроля за предприятиями СМИ, включая поставщиков содержания и новых коммуникационных услуг, может способствовать существованию плюрализма в сфере СМИ,

Принимая во внимание важность редакционной независимости служб новостей,

Учитывая, что при развитии европейских предприятий СМИ необходимо принимать во внимание их влияние на культурные и социальные ценности,

Учитывая ориентиры, выработанные в прошлом Советом Европы для государств-участников, направленные на обеспечение плюрализма СМИ, в частности принципы, содержащиеся в декларациях и решениях, принятых на 3-, 4- и 5-й конференциях министров по политике в области СМИ (Кипр, октябрь 1991 г.; Прага, декабрь 1994 г., и Салоники, декабрь 1997 г.), и в Рекомендации № R (94) 13 Комитета министров о мерах по содействию прозрачности СМИ,

Учитывая также положения о плюрализме СМИ, содержащиеся в Протоколе о внесении поправок в Европейскую конвенцию о международном телевидении,

Имея в виду работу, проведенную в рамках Европейского Союза и других международных организаций в области концентрации СМИ и плюрализма,

Рекомендует правительствам государств-участников:

I. изучить меры, содержащиеся в приложении к настоящей рекомендации, и рассмотреть вопрос включения их в свои национальные законодательства или процессуальные нормы в целях стимулирования плюрализма СМИ;

II. регулярно оценивать эффективность существующих в этих государствах мер по стимулированию плюрализма и/или механизмов, препятствующих концентрации СМИ, и рассматривать вопрос возможного их пересмотра в свете экономического и технологического прогресса в области СМИ.

ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕКОМЕНДАЦИИ № R (99) 1 МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПЛЮРАЛИЗМА СМИ