logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.

Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений. Они характеризуются ограниченным и непостоянным распространением изданий, адресованностью узкой аудитории, отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать продукцию. Типологические признаки: 1. Издатель. 2. Цели и задачи. Один из основных типоформирующих признаков издания. Для его определения в процессе анализа следует ответить на вопросы:

- какие задачи стоят перед изданием в соответствии с задачами учредителя и издателя (из государственных и отраслевых нормативных документов); - какова программа периодического издания? (из редакционных статей в первых номерах года и из других источников); - как издание выполняет свои задачи и программу фактически? (тематика материалов, их содержание, жанры, разделы, рубрики, авторский состав, направленные на решение данной программы; примеры выполнения и невыполнения программы); - какую роль в выполнении задач и программы играют жанры, структура, читательский и авторский состав и другие признаки? (без подробностей, только в связи с программой, т.к. анализ других типологических признаков будет выполнен отдельно). 3. Читательская аудитория. Читательскую аудиторию следует определить из: а) материалов читательских конференций (если таковые редакцией проводились); б) редакционных отчетов или передовых статей; в) по письмам читателей и их обзорам; г) по характеру материалов.

4. Авторский состав. Определяется из материалов читательских конференций, редакционных отчетов и по подписям к публикациям. 5. Внутренняя структура. Следует выписать все разделы и рубрики из журнальных номеров, отметить их повторяемость, определить физическое и содержательное соотношение между ними. Одни разделы в журнале постоянны, появляются из номера в номер, другие - 2-3 раза в год, третьи, появившись однажды, исчезают совсем, уступив место новым. 6. Жанры. Кроме известных жанров публицистики (статья, корреспонденция, репортаж, очерк, зарисовка, заметка и пр.) имеется ряд специфических жанров, присущих только отдельным изданиям. Среди них, например, для специальных журналов нужно различать (и применять в процессе анализа) следующие: научная статья, сообщение, специальная статья, заметка, информационная специальная статья, рецензия, обзор и т.д. 7. Оформление. Определить количество иллюстраций различных типов - цветные и черно-белые фотоснимки, рисунки, диаграммы, схемы и т.п., а также площадь, которую они занимают в общем объеме журнального или газетного номера (например, в переводе на число полос или в процентах).8.Периодичность. Определить, насколько периодичность издания соответствует его задачам и типу. Сравнить с другими аналогичными изданиями. В какие промежутки времени издание выходит в свет фактически? 9. Объем. Данные по объему берутся из выходных сведений в учетно-издательских и физических листах. Эти данные следует сравнить между собой с целью определения плотности печатного листа. Определить число полос в номере при данном формате журнала, газеты. Сопоставить объем издания с другими, аналогичными по типу, отметить изменения этого показателя во времени, если таковые имеют место, и их причины. Для листового издания термин “объем” может быть заменен термином “площадь”. 10. Тираж. Среди разных понятий тиража (годовой, месячный и др.) для исследования обычно применяется понятие разовый тираж одного номера (выпуска). Определяется тираж как средний показатель из выходных сведений по всем номерам года (для журнала) или месяца, недели (для газеты).

В России первая газета «Ведомости» стала выходить в 1703 году по указу Петра I. Любопытно, что на западе первые газеты были коммерческого характера, то у нас «Ведомости» были газетой пропагандистской, издаваемой самодержцем с целью продвижения государственных реформ. Плюсы печати: – возможность быстрого ознакомления со всем массивом материалов, вошедших в номер; – возможность отложенного чтения – до удобного времени; – возможность воспринимать информацию в индивидуальном темпе. Минус печати:– недостаток оперативности;– отсутствие непосредственной интерактивности;– дороговизна. Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики: - по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);- по учредителю (государственная и негосударственная пресса);- по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);- по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);- по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);-по содержательному наполнению (качественная и массовая).

Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные. Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели: – "для всех не обо всем" (тематическая профилизация прессы - "Спорт-Экспресс", "СПИД-инфо", "Финансовая Россия");– "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).