logo
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

Вопрос 15. Органы этического регулирования журналистской деятельности

Наука, изучающая профессиональную специфику морали, называется профессиональной этикой.

Журналистская этика – этика тех, кто пользуется информационными средствами в своей профессиональной деятельности, которая затрагивает тот или иной круг общественности; в широком смысле к этой сфере принадлежат так же редакции и издательства вместе с техническими центрами, поддерживающих работу журналистов или редакций.

Профессиональная мораль представляет собой конкретизацию общих норм нравственности применительно к особенностям того или иного вида деятельности. Поэтому любая профессиональная этика первым долгом изучает конкретные условия реализации общих нравственных требований в зависимости от своеобразия социальной роли представителя той или иной профессии.

Журналистика и мораль тесно связаны. Приведу пример таких связей:

  1. Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.

  2. В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.

  3. Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества, популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, помогая нравственному просвещению общества; таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.

  4. При оценке описываемых явлений действительности журналисты - создатели текстов, исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество; следовательно, в журналистике мораль используется как профессиональный «измерительный» инструмент.

  5. Многогранно связанная с моралью, журналистика оказывается «задействованной» в контуре саморегуляции общественного организма. Вместе с тем она включена в контур управления.

Как видим между трудовой и профессиональной моралью есть существенные различия. Трудовая мораль нацелена на поддержание согласованности интересов индивида и общества. Она регламентирует отношения любого человека как субъекта любой деятельности к обществу, к участникам трудового процесса и к самому этому процессу через предписания моральной установки. Профессиональная же мораль ориентирована на согласование интересов профессиональной группы и общества. Она регламентирует поведение в процессе труда субъекта конкретной деятельности на основе нормативов, сложившихся в профессиональном сознании конкретной группы.

Итак, профессиональная мораль не берется за разрешение социальных противоречий. Это ей не под силу. Зато она может другое: находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и людей, с которыми он сталкивается. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Долг – основное понятие в профессиональной морали. Чувство долга регулирует ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед читателем, зрителем, людьми, ради удовлетворения потребностей которых в правдивой социальной информации и работает журналист.

Возможность влиять при этом на судьбы людей пробуждает у журналиста чувство социальной ответственности. Журналист ответственен не только перед обществом в целом, в лице его конституционных институтов. Самый главный его судья, конечно, читатель. Но герой, люди, предоставившие информацию, коллеги тоже вправе призвать журналиста к ответу.

В деятельности журналиста профессиональная мораль присутствует не только в качестве регулятора его поведения. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, предлагает благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к пониманию другого человека.

Поскольку в журналистике человеческие контакты включены в саму ткань деятельности, профессиональная мораль постоянно побуждает журналиста к самооценке и предлагает ее критерии. А в целом она представляет собой особый, оценочно императивный способ освоения целей и содержания профессиональной деятельности.

А основные профессионально – нравственные ценности и нормы поведения российского журналиста получили закрепление в кодексе профессиональной этики, принятом на Конгрессе журналистов России 23 июня 1994 года в Москве. Именно общественное мнение профессиональной среды гарантирует обществу выполнение его требований. Оно – гарант действенности профессиональной морали.

Практически во всех журналистских кодексах правдивость и объективность представляют перечень профессиональных добродетелей. Эти принципы получают так же более или менее детальную расшифровку. Правдивость изображения авторы кодексов ставят в зависимость от точности и полноты информации о действительности. профессиональная мораль обязывает журналиста излагать факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи между событиями и не допуская при этом искажений. Это предполагает скрупулезную проверку данных, точнее воспроизведение сведений почерпнутых из документальных и других источников, соответствие заголовков тексту, отделение фактов от мнения. Общественность должна получить от прессы достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, об их происхождении, сущности и значении, о положении дел в современном мире. Подобной детализации поддается и принцип объективности. Его толкуют как неангажированнось, непредвзятость, беспристрастность. Это именно принцип, к реализации которого необходимо постоянно стремиться, а не жесткая норма. Он обязывает журналиста не опускаться до выражения эгоистических, частных и групповых пристрастий, отражать различные точки зрения. Подтасовка фактов и бездоказательные суждения, вымысел и фабрикация материалов категорически отвергаются профессиональной моралью. Но только внутренняя ориентация журналиста на правдивость может служить поводом читателю, иметь гарантии, что его не будут вводить в заблуждение.

Нравственная оценка отношения автора к читателю складывается из нескольких составляющих, носит комплексный характер. Она учитывает и общественный резонанс публикации, и мотивы пишущего, и методы, которыми он пользуется при подготовке и написании материала, и его реакцию на читательский облик, и, что не менее важно, способность пишущего взглянуть на сам процесс собственной работы, подвергнуть мысленной рецензии свои заключения и их исходные посылки. Право читателя на истину гарантируется в первую очередь сознанием журналистом своей ответственности перед ним и готовность реализовать это чувство в поступках. Отношение к людям, ради информирования которых журналист берется за перо, оказывается постоянным объектом его самосознания как в отдельном творческом акте, так и на протяжении всей профессиональной деятельности.

В «Международных принципах журналистской этики», принятых на 4 консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций, проходившей в 1984 году в Париже и Праге, написано: «Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности».

Случаи, когда журналист умышленно искажает истину, осуждаются всеми действующими в мире профессиональными кодексами независимо от мотивов, которыми пишущий может объяснить искажения или умолчания. Тем не менее, подобные нарушения происходят часто. Примеров достаточно много. Начиная с запрета страны публиковать информацию на острые темы (допустим о Чернобыльской трагедии), так же запреты на многие темы в период властвования тоталитарной системы, заканчивая банальной цензурой, которая в свое время была серьезным противником для проникновения некоторой достоверной информации в общество. Например в голодный 1891 год, у печати была отнята возможность говорить об истинных размерах тяжелого бедствия, обрушившегося на народ, выяснять причины происшедшего. Периодическим изданиям было даже воспрещено помещать без особого на то разрешения со стороны властей приглашения к пожертвованиям в пользу голодающего населения. Писать оставалось только о приемах, парадах, рождениях и кончинах. И вот бедный журналист сидел и обдумывал: «Как бы так свою мысль высказать, чтобы никто не понял». Вместо страшного слова «голод» он должен был употреблять невинное и робкое слово «недород»; вместо «голодание» - «недоедание»; вместо слова «протест» - «заявление»; вместо «демонстрация» - «беспорядки» и т. д. Это было настоящим рабским языком и закрепощением мысли. Связанная по рукам и ногам пресса вынуждена была хранить мертвое молчание о самых жгучих вопросах народной жизни, но могла быть лишь свидетелем угнетения трудящихся классов и их борьбы за свои права, не имея возможности вмешаться в эту борьбу, высказать своих симпатий к народной массе, ни осветить обществу ее тяжелую жизнь. С тех пор прошло много лет. Жизнь не стоит на месте, она идет вперед, изменяет взгляды, изменяет отношение к тому, что еще недавно считалось священным, неприкосновенным, незыблемым. Вот так и изменилось отношение к печати. И нужно позаботиться о том, чтобы в средствах массовой информации истина была на первом месте.

Еще один способ дезориентировать читателя – это печать законного рекламного и пропагандистского материала. Хотя все профессиональные кодексы принятые сотрудниками PR, требуют от членов этих объединений никоим образом не передавать преднамеренную ложь или искаженную информацию, невсегда следуют этим правилам, так как сотрудники PR прежде всего обязаны заботиться о выгоде своего клиента. исходя из этого правда, распространяемая службой PR, и правда, как ее понимают журналисты, далеко не одно и то же.

Кодексы профессиональной этики

 Можно руководствоваться теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Их не так много и они в общем развивают одни и те же идеи. Прежде всего это «Международная декларация принципов поведения журналистов» (Принята Конгрессом МФЖ в 1954 году. Поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года ), а также российские аналоги: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года).

НАРУШЕНИЙ НОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ. В качестве таковых по отношению к адресату информации могут быть классифицированы:

    I. Проступки, нарушающие право граждан на получение информации

    Как нарушения профессиональной этики, ущемляющие право граждан на получение информации, могут быть квалифицированы следующие случаи:

- если журналист умышленно, вне зависимости от цели, которую он этим преследовал, обнародует неверную информацию;

    - если журналист обнародует неверную информацию в результате пренебрежения обязанностью тщательной ее проверки;

    - если журналист, получивший общественно значимую информацию специально для опубликования, из корыстных или иных низменных побуждений укрывает или замалчивает ее;

    - если журналист фальсифицирует информацию, извращает содержание документального или иного источника, допускает смысловую правку цитируемого документа;

    - если журналист сознательно участвует в организации преднамеренного замалчивания общественно значимого события, явления или факта;

    - если журналист под видом достоверной обнародует информацию, основанную на неподтвержденных сообщениях, слухах, предположениях, а также полученную из неизвестного источника.

    II. Проступки, ущемляющие право граждан на свободу выражения мнений

    Как нарушение профессиональной этики, ущемляющее право граждан на свободу выражения мнений, могут быть квалифицированы следующие случаи:

    - если журналист из эгоистических, групповых или иных соображений противодействует ведению дискуссии или обнародованию суждений, с которыми он не согласен, нарушая тем самым принцип плюрализма мнений;

    - если журналист противодействует обнародованию критических или полемических выступлений по поводу опубликованного ранее материала;

    - если журналист без достаточных оснований отказывает в обнародовании ответа;

    - если журналист путем изменения и сокращения письма читателя, зрителя или слушателя искажает смысл присланного текста без согласия его автора;

    -если журналист вводит общественность в заблуждение путем фабрикации фиктивных писем читателей, зрителей или слушателей либо выдает собственный материал за точку зрения и результат личного творчества другого реального лица (заавторство). (Кодекс профессиональной этики журналиста. Москва, 1991 г.)

    3. Журналист и источник информации.

    Отношения журналиста с источником информации предполагает прежде всего добросовестность: скрупулезную проверку фактов, точное воспроизведение сведений, почерпнутых из документальных и иных источников и предназначенных для публикации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные суждения, вымысел и фабрикацию материалов.

    «Хартия телерадиовещателей» провозглашает следующие принципы:

    «Отказ от распространения полученных от третьих лиц материалов с использованием скрытой видео-, аудиозаписи, фотосъемки, прослушивания телефонных переговоров, если предоставившее такие материалы лицо не обеспечит доказательства законности получения подобной информации, в частности специальное судебное решение.

    Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.

    Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний».

    Аналогичные принципы «Уважения чести и достоинства личности» содержит и Кодекс 1991 года: «Журналист уважает честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он избегает вторжения в личную жизнь и допускает обнародование сведений такого рода исключительно в тех случаях, когда это необходимо для защиты интересов общества, прав и законных интересов граждан. Журналист не должен распространять непроверенные сведения и слухи, а также допускать выражения, способные подорвать репутацию человека или запятнать его честь».

    Единственным действенным средством предотвращения нарушений этих норм может служить мараторий на использование в прессе и в эфире материалов, противоречащих журналистской этике. Нарушать или не нарушать – решает для себя сам журналист. Это вопрос его совести, не только профессиональной, но и человеческой. Но всю полноту ответсвенности должны нести «передатчики информации» - газеты, журналы, радиостанции, телеканалы. Их не право, но долг не обнародовать такого рода материалы. В этом случае для журналиста нарушение этических норм станет просто немыслимым делом, ибо никто не хочет работать «в стол».

    Кодекс профессиональной этики журналиста 1991 года гласит:

    «Если указание издателя или руководства редакции вступает в противоречие с требованиями общественной нравственности или положениями настоящего Кодекса, то журналист должен отказаться от его выполнения. Журналист вправе отказаться от выполнения задания редакции, если оно противоречит его нравственным убеждениям.

    Журналист заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ушерб авторитету журналистики. В творческом соревновании журналист не позволяет себе в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо иной ущерб. Он содействует коллегам в развитии их творческих способностей, повышении знаний и мастерства, приходит на помощь коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием посягательств на правду и справедливость».

    Как попрание устоев корпоративной культуры характеризуются следующие эпизоды:

    «Если журналист из корыстных или иных низменных побуждений препятствует или отказывается от публикации определенного материала или отдельных его частей, либо публикует его, либо склоняет своих коллег к его опубликованию;

    - если журналист в какой-либо форме раскрывает псевдоним, принадлежащий другому лицу, без его согласия, за исключением случаев, когда псевдоним был публично раскрыт ранее;

    - если журналист, используя чужое произведение, представляет его полностью или частично как свое, не указывает его действительного автора и источник заимствования;

    - если журналист, не предупреждая об этом соответствующие редакции, передает один и тот же материал в две или более редакции либо предлагает для обнародования ранее опубликованный материал, за исключением случаев, предусмотренных законом;

    - если журналист использует свой профессиональный статус для сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

    Как нарушения служебной этики и профессиональной солидарности журналистов могут быть квалифицированы следующие случаи:

    - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, путем редактирования искажает содержание материала, подготовленного его коллегой, и без его согласия обнародует в таком виде;

    - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, навязывает коллегам путем

    произвольной правки их материалов свои личные вкусы и субъективные пристрастия, препятствует развитию их творческих способностей;

    - если журналист из карьеристских, корыстных и иных низменных побуждений представляет своего коллегу в неприглядном свете в глазах других журналистов или в общественном мнении;

    - если журналист из неверного понимания творческого соперничества или по иным мотивам сознательно затрудняет коллеге выполнение профессиональных обязанностей, а равно публикацию его работ;

    - если журналист, используя свое должностное положение в редакции, препятствует деятельности журналистской организации или ограничивает ее самостоятельность».