77. Журналистика первого советского десятилетия.
В первые годы советской власти, в том числе в годы гражданской войны, главное место занимала большевистская печать, которая проводила политику правящей партии. В системе однопартийных СМИ можно выделить около 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Тиражи советских газет быстро росли и составляли сотни тысяч экземпляров. В 1919 г. начали выходить в свет первые советские политические журналы “Вестник агитации и пропаганды”, “Спутник агитатора”, “Коммунист”, “Юный коммунист”, а также военные журналы “Политработник” и “Красноармеец”. Важным этапом развития СМИ стало появление радио. Первоначально это были радиотелеграфные станции, передающие важнейшие новости, декреты советской власти. Они передавались в газеты и в листки радиосообщений. В июле 1918 г. в стране уже работало 103 радиотелеграфных станции. Но только Царскосельская радиостанция под Петроградом была окном во внешний мир. После переезда правительства в Москву главным передающим центром стала Ходынская радиостанция. Она осуществляла связь центра с окраинами страны и с западными государствами. Но мощность ее была недостаточной. Поэтому было решено начать строительство новой мощной радиостанции на Шаболовке (1920) Ее радиус действия составлял 2 тысячи километров. Это был наиболее оперативный канал передачи информации, в том числе и журналистской. Радиоперехваты для наших газет были часто в эти годы единственным источником зарубежной информации. Радио еще не было говорящим, но создание мощной радиопередающей станции стало важным условием для появления сети радиовещания в более поздние годы.
Создание Российского телеграфного агентства – РОСТА. Организовано в сентябре 1918 г. для обеспечения партийных и советских органов, а также печати оперативной внутренней информацией, прежде всего о героизме трудящихся на фронте и в тылу. В агентстве было 10 отделов, среди них литературный, агитационный, инструкторский, художественно-фотографический. Быстро была создана корреспондентская сеть. В 1919 г. у РОСТА было уже 42 отделения по стране. Оно стало крупным издательским учреждением, издающим вестники, бюллетени, стенные газеты в помощь губернским и уездным изданиям. В гражданской годы войны работники РОСТА участвовали в деятельности агитпоездов и агитпароходов, выпускали листовки. Плакаты, многотиражные газеты. Наиболее известны своими карикатурами “Окна РОСТА”, с которыми сотрудничал Маяковский. Сначала РОСТА занималось и распространением периодических изданий. Но в 1919 г. была создана Центропечать (позднее преобразованная в Союзпечать), которая и взяла на себя эти функции. По стране появилась целая сеть ее отделений. В Центропечати почти сразу был создан отдел “Советская пластинка”. Уже в 1920 г. было выпущено 80 тысяч пластинок. Их тоже стали использовать как средства пропаганды и агитации. Главная задача советской журналистики времен гражданской войны – борьба с контрреволюцией. Трудности с формированием Красной Армии приводили к крайним мерам, к террору по отношению к командирам. Комиссарам солдатам, которые не смогли остановить продвижение белогвардейцев. Газеты полнились устрашающими сообщениями о расстрелах в войсках Красной Армии. На фоне страха в печати велась пропаганда, что восстановление старых порядков лишит крестьян земли, что, только победив “белых”, можно отстоять свое право на землю. Большевистские газеты старались убедить читателей, что, несмотря на трудности и разруху, в стране идет постоянная созидательная работа, что и на фронте, и в тылу люди совершают подвиги и приближают торжество революции.
Белогвардейские издания (около 30 по всей стране – в регионах, подконтрольных белогвардейцам) вели свою агитацию: борьба за единую неделимую Россию, защита веры, установление военной диктатуры, борьба с большевиками до конца. Но все эти издания исчезли еще в ходе гражданской войны – в 1920 г., а последние небольшевистские газеты были закрыты в 1919 г.
После этого в советской печати утвердилась однопартийность. Важнейшей журналистской темой в это время наряду с показом фронтовых будней стал трудовой героизм рабочих, крестьян, трудармейцев, молодежи. В 1918 и 1919 гг. проходят первые съезды советских журналистов, определивших важнейшие задачи прессы по реализации политики партии. Восьмой съезд РКП(б) обязал журналистов усилить действенность выступлений печати и своим решением включил журналистов в структуру административно-командного управления. Журналист стал “подручным” партии, проводником ее политики, ее рупором. Советская журналистика стала монопольным владельцем прессы, выражающей точку зрения только одной партии. Это главная особенность советской журналистики вплоть до 90-х гг. ХХ в.
ДР. ВАРИАНТ
Установление в России большевистской власти предопределило утверждение в стране однопартийной системы. Важнейшим идеологическим и организационным ее институтом стала советская журналистики, унаследовавшая основные принципы, функции и традиции большевистской печати. В 20-е гг. пресса формировалась как многонациональная дифференцированная система средств информации, создаваемая по единой унифицированной идейно-организационной схеме. Выполняя идеологический и социальный заказ РКП(б), она принимала деятельное участие в строительстве Советского государства, в утверждении авторитарных принципов его руководства.
Этапы: В Октябрьскую революцию журналистика России вступила как многопартийная система (ноябрь 1917 - июль 1918). В октябрьские дни продолжали издание все буржуазные партии. Выходили все газеты и журналы социалистических партий - 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Помимо “Правды” и “Известий” 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган “Газета Временного рабочего и крестьянского правительства”. Следующим такого рода изданием “Армия и флот рабочей и крестьянской России”.
На следующий же день после переворота революционный комитет закрыл 10 наиб. крупных буржуазных газет - “Речь”, “Русское слово”, “Русская воля”, “Новое время”, “Биржевые ведомости”, “Копейка” и др.
Многие большевисткие газеты заняли полиграфическую базу буржуазных изданий.
10 ноября 1917 - Декрет о печати. Нарушение идеи свободы печати. За недовольством общества последовали репрессивные меры. Январь 1918 г. - Декрет “О революционном трибунале печати”. Борясь против оппозиционной журналистики, РКП(б) принимала одновременно меры к созданию и укреплению прессы советского государства. В середине декабря 1917 утвержден новый состав редколлегии “Правды”: Бухарин, Сокольников, Сталин. С 10 марта 1918 прекращает выпуск “Газеты Временного рабочего и крестьянского правительства”. “Известия” - центральный орган ВЦИКа и его исполнительного органа Совнаркома. Редактор “Известий” - Ю.Стеклов.
В первой половине 1918 появляется ряд центральных газет: “Беднота” (для деревенского читателя и красноармейцев), “Известия Народного Комиссариата по военным делам”, “Известия Народного Комиссариата здравоохранения”, “Вечерняя красная газета” и др. газеты для различных категорий читателей.
В конце 1917 интенсивно развивается местная печать. В начале 1918 выходило 84 газеты, 753 журнала, издаваемых комитетами РКП и органами государственной власти на местах. Все новые издания появляются в национальных районах страны (более чем на 20 языках народов России). Общее число изданий достигло почти 2000, а разовый тираж - 2 миллиона экземпляров.
Складывается система издательств: кроме издательств “Прибой” (Пг) и “Волна” (Москва), созданных еще до революции, в ноябре - декабре 1917 начали функционировать издательские отделы ВЦИК, Московского и Петроградского Советов, Народного Комиссариата по делам национальностей. Январь 1918: Декрет “О Государственном издательстве”, перед которым ставились две основные задачи: выпуск дешевого народного издания русских классиков и массовое издание учебников.
Заметную роль в распространении политической информации играло радио. С февраля по июль 1918 были установлены 103 новые радиотелеграфные станции.
В начале 1918 появились и новые меньшевистские, эсеровские, анархистские издания, так как в первые месяцы Советской власти в правительство входили представители различных социалистических партий. Но не все их газеты занимали лояльную позицию, и против них по-прежнему принимались решительные меры.
Советская пресса защищала позиции нового строя, пропагандировала декреты Советской власти, организовывала массы на их выполнение. Тема мира - одно из главных мест в печати в пору ее многопартийности. 3 марта 1918 - мирный договор с Германией.
18 марта 1918 Совнарком принял постановление о пресечении деятельности буржуазной прессы.
Мирная передышка, достигнутая в результате Брестского договора, оказалась непродолжительной. К середине 1918 объединенные силы внутренней и внешней контрреволюции развязали гражданскую войну. В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции (июль 1918 - 1920) утвердилась однопартийная советская журналистика.
В 1918 насчитывалось до 10 типов печати: партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания, шел процесс дифференциации. Продолжалось развитие местной и национальной печати. Особое место занимали военные газеты и массовая красноармейская печать: фронтовая, армейская и флотская. К началу 1919 во всех действующих армиях издавались армейские газеты (21 армейская, 2 флотских, 2 газеты особых армейских групп). К концу 1919 - около 90 газет различного типа.
1918 - “Всемирная литература”, выпуск русских классиков в массовой серии “Народная библиотека”, первые шаги в издании детской литературы.
В годы гражданской войны особое значение приобрело радио. 19 июля 1918 Совнарком принял “Декрет о централизации радиотехнического дела РСФСР”, о создании государственной радиотехнической сети. 1 марта 1920 построили на Шаболовской улице мощную радиостанцию с радиусом действия около 2 тысяч километров.
7 сентября 1918 - постановление о создание Российского телеграфного агентства (РОСТА). К концу 1919 - 42 отделения агентства.
Функции распространения печати выполнял Наркомат почт и телеграфов, в систему которого вошла “Центропечать”. После окончания гражданской войны реорганизуется в Центральную экспедицию почты, а с образованием СССР - в “Союзпечать”.
Белогвардейская печать: в войсках Колчака издавался “Голос Сибирской Армии”, на Дону - “Вестник Донской Армии”, в Мелитополе - “Голос фронта”. Официальная пресса - выходивший в Новочеркасске “Вольный Дон”, вестник войскового правительства, “Вольная Кубань” (Екатеринодар), орган Кубанского краевого правительства, “Вестник Верховного круга” и др. Газеты общеполитического направления: “Великая Россия”, редактор Вл.Шульгин. Издавалась в 1919 в Ростове-на-Дону. “Голос жизни”, 1919, Керчь, “Голос юга”, 1919, Полтава.
С окончанием гражданской войны политика “военного коммунизма” зашла в тупик. Ленин предложил отказаться от политики “военного коммунизма”, перевести народное хозяйство на рельсы новой экономической политики, заменив продразверстку продналогом. Переход к нэпу - 10 съезд партии в начале марта 1921. Период либерализации советского режима (1921 - 1927).
Переход к нэпу усугубил и без того тяжелое материальное положение прессы. После принятия декрета “О введении платности газет” в конце 1921 количество газет стало катастрофически сокращаться. К августу 1922 общий тираж сократился наполовину.
1922 - показательный процесс над эсерами. Попытка исправить положение советской печати за счет освещения процесса не принесла желаемых результатов.
После гражданской войны образовались две России: советская и зарубежная. Три основных направления зарубежной печати: консервативное (монархисты, “Двуглавый орел”, “Грядущая Россия”, П.Струве - “Русская мысль”, газета “Возрождение”), умеренное (П.Милюков - газета “Последние новости”, еженедельник “Дни”), лояльное направление (Н.Устрялов - сменовеховская журналистика). Демократические издания: ежедневная газета И.Гессена и Вл. Набокова “Руль”, журнал Вл.Бурцева “Общее дело”.
Кризис печати требовал мер его преодоления. Главная - материальная помощь. С 1923 финансирование местной печати начинает осуществляться из республиканского, областного, губернского бюджетов. Центральная печать финансировалась из государственного бюджета.
13 съезд партии принял директиву об обязательной подписке коммунистов на партийную газету. На каждые 10 крестьянских дворов должна быть выписана одна массовая газета. Вторая мера - обеспечение печати кадрами. Прием в государственный институт журналистики увеличился почти вдвое. К апрелю 1923 положение печати несколько стабилизировалось. Обозначился дальнейший ее рост. Тираж всей советской печати к середине 1924 достиг 3 миллиона экземпляров. Новые центральные издания: “Комсомольская правда”, “Пионерская правда”, “Красная звезда”. 1921-25 - годы массового развития журнальной периодики. “Пролетарская революция”, “Красная новь”, “Под знаменем марксизма”, “Крестьянка”, “Молодая гвардия”, “Крокодил”, “Октябрь”, “Звезда”. К началу первой пятилетки в стране издавалось свыше 1700 журналов и изданий журнального типа общим тиражом около 150 миллионов экземпляров.
В 1923 во всех комитетах партии создаются отделы печати.1924 - образован Центроиздат.
Все более заметную роль в культурно-просветительской и политико-воспитательной работе с массами в начале 20-х играло радио. Радиогазета “Крестьянская радиогазета” - выходит в эфир с апреля 1926. До мая 1926 выходила “Радиогазета РОСТА”. “Рабочая радиогазета”, “Комсомольская правда” - выпуск по радио. С 1927 - “Красноармейская радиогазета”. К концу 1926 из Москвы регулярно выходило в эфир пять радиогазет.
Развитие РОСТА. 10 июля 1925 - Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). РОСТА - телеграфное агентство РФ.
1922 - был создан Главлит. На 10 съезде решался также вопрос о единстве партии. В дни работы съезда - восстание в Кронштадте. “Власть Советам, а не партиям”.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество. Другой ответ
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 4 Концепции свободы печати:
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- I. Регулирование прав собственности: вещание и пресса
- II. Новые коммуникационные технологии и услуги
- 1. Общий принцип
- 2. Принципы, касающиеся цифрового вещания
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- I. Информационная безопасность Российской Федерации
- II. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- III. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации
- IV. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 1. Структура системы сми: общая характеристика
- 2. Типология сми
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 1. Истоки понятия
- 2. Сущность изменений
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми. Другой ответ
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми. Другой ответ
- 22.Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24.Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 25.Электронные технологии в журналистике. Другой ответ
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 27. Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны. Другой ответ
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 31.Система методов журналистского творчества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Для уважения прав и репутации других лиц;
- Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
- Обосновано необходимостью развития демократии в обществе.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Статья 1255. Авторские права
- Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства Статья 1295. Служебное произведение
- Статья 1297. Программы для эвм и базы данных, созданные при выполнении работ по договору
- Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
- Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 46.Судебная и общественная защита свободы сми.
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- Правила работы журналиста в горячей точке
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- Вопрос 15. Органы этического регулирования журналистской деятельности
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- II. Нарушения норм профессиональной этики
- III. Возложение отвественности
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52. Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 55. Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- Пример построения квотной модели выборочной совокупности, %
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Другой ответ
- 1.33. Фразеологические выражения
- 61 Функционирование морфологических форм речи.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64 Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 64. Виды текстов и особенности работы редактора над ними. (другой ответ)
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине 18 века. Другой ответ
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 67.Журналистика первой четверти 19 века. Другой ответ
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69.Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 70.Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы х1х века). Эпоха реформ и печать.
- 71 Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72.Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 73 Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74.Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78.Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы. Другой ответ
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- Телевидение и радио
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности. Другой ответ.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.