21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми. Другой ответ
принципы оформления периодического издания, принципы моделирования газетной полосы
Принципы оформления периодического издания.
Все элементы и приемы оформления периодического издания служат главной цели: читатель при чтении газеты не должен испытывать дискомфорта. Две основные тенденции вёрстки: втиснуть на предельно малую площадь как можно больше текста и при этом обильно его украсить.
Внутренние и внешние формообразующие факторы.
Художественно-техническое оформление издания как внутренний формообразующий фактор. Существуют два родственные понятия — «оформление газеты» и «дизайн газеты». Под оформлением понимается процесс, а под дизайном — результат. Дизайн это разновидность художественно-проектной деятельности, и проектная составляющая здесь является обязательной. Если оформление может быть непродуманным, нелогичным, неэстетичным, неряшливым, то дизайн — никогда, поскольку для него «характерно моделирование предмета, художественно-графическое проектирование его, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргонометрических, антропометрических и других решений». Главное в дизайне — порядок, система.
Формула «содержание + форма = концепция». Именно во взаимосвязи и взаимозависимости содержания и формы рождается необходимость художественного видения замысла и типографского воплощения такового в готовом продукте.
В периодической печати термин «дизайн» и «дизайнер» часто используются вместо слов «оформление» и «оформитель». Это действительно очень сходные понятия, но синонимами их также считать нельзя. Дизайн газеты это визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, — иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности. Нет неоформленного содержания, как нет и бессодержательной формы. Содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство.
Типологический формообразующий фактор. Можно приводить типологии печатных изданий, построенные по различным основаниям.
По формату периодического издания. Большой формат (420x594 мм или формат А2) всегда ассоциируется со строгой политической и деловой тематикой, и га¬зеты этого типа ориентируются на серьезного читателя, интересую¬щегося, прежде всего, аналитикой. Средний формат (297x420 мм или А3) был и остается молодежно-информационным. Таким же форматом чаще всего выходят провинциальные районные и городские газеты. В нашей стране он получил еще одно название — таблоид, хотя для настоящего таблоида характерен несколько иной формат (300x370 мм). На западе это¬му типу издания соответствует бульварный, желтый характер мате¬риалов. Малый формат (210x297 мм или А4) характерен для рекреативных изданий, направленных, прежде всего, на реализацию потребности в отдыхе. Такой формат удобен, скажем, при чтении в транспорте, а транспорт, в свою очередь, не располагает к восприятию серьезных, вдумчивых материалов. Чаще всего таким форматом выходят газеты, рассчитанные на читателя с недостаточно высоким интеллектуальным уровнем.
По характеру издания. Строгие общественно-политические издания, муниципальные издания, отраслевые или специализированные издания, молодежные и развлекательные издания; заводские многотиражки.
По периодичности выхода. Различаются ежедневные, еженедельные и ежемесячные издания.
По цветности. Различаются черно-белые газеты, издания с использованием одной-двух плашечных красок и полноцветные.
Традиционная и современная технологии производства как внешний формообразующий фактор. Формообразование газеты имеет несколько ступеней: размерную, графическую и полиграфическую. На первых двух происходит планирование вида газеты — здесь ведущую роль играет дизайнер, создающий макет будущего номера в соответствии с заданным размером газетного листа; затем план воспроизводится в оригинал-макете или файле верстки — здесь важна квалификация верстальщика; на третьей — полиграфической ступени — происходит тиражирование номера (печать). Заключительный этап происходит в типографии, и окончательный результат напрямую зависит уже от квалификации полиграфистов (изготовление и установка печатной формы, точная приводка, регулировка красочного аппарата, приправка и др.). Еще большее влияние на оформление газет оказало развитие компьютеризации газетно-журнального производства. Внешние отличия оформления центральных и местных газет определяются уже не технологиями производства (они примерно одинаковые), а только квалификацией, вкусом, профессионализмом работников редакций.
Национально-традиционный и международный формообразующие факторы. Особенности национально-традиционных факторов диктуются спецификой задач местной прессы по сравнению с задачами изданий других уровней и определяются главным образом ее местной, региональной принадлежностью, ее тесной связью с хозяйственной и социальной жизнью национальных регионов, сельских районов и их населения. С другой стороны несомненно существует влияние на отечественную прессу и опыта зарубежных коллег.
Зависимость художественно-технического оформления от характера чит. ауд. также является внешним формообр. фактором. Различаются вкусы и предпочтения столичных и провинциальных жителей, людей старшего поколения и молодежи, жителей сельской местности и горожан и т. д. Соответственно этим вкусам печатные издания выбирают и вид дизайна.
Роль личностного фактора в формировании «лица» издания. Исходя из классического определения дизайна, организацией структуры печатного издания, должен заниматься дизайнер. В газете этим всегда занимался ответственный секретарь или его заместитель, «выпускающий», главный художник, художественный редактор, технический редактор в журнале, «делающие» номер. В начале ХХ века оформление периодических изданий складывалось из двух составляющих: традиций данного издания и вкуса выпускающего. Газеты верстались на основании устных указаний выпускающего, что в значительной степени обедняло лицо периодики.
Дизайн газетной полосы как композиционно-графическое моделирование.
Газетный дизайн обладает внушающей силой, механизм повторения способствует эффективности внушения (при этом не стоит забывать и об элементах новизны в привычном, узнаваемом облике издания). Стоит уточнить: мы имеем в виду то внушение, которое базируется главным образом на чувстве уважения и доверия к внушающему. Причем рожденные внушением мысли и чувства ясны и категоричны, требуют действий, как будто они возникли не опосредованно, а в результате собственного наблюдения и познания внушаемого.
Компьютерная технология выпуска периодических изданий не только заметно облегчила работу, повысила оперативность допечатных процессов, но предоставила верстальщикам огромные возможности для реализации самых сложных оформительских задач. Дизайн современных газет отличает шрифтовое многообразие, активное использование информационной графики, сложных иллюстрационных и других визуальных форм, нетрадиционных композиционных решений. Газетчики начинают осваивать цветную печать, а это — новые возможности для создания уникального фирменного стиля издания, психологического воздействия на читательскую аудиторию.
Композиция — качество не только художественной формы, это всеобщий элемент формы, качество самой природы, и потому человеку приятна композиционная уравновешенность любых построений (композиция — продукт объективно существующей заинтересованности человека в упорядочении явлений действительности). Композиция — это всегда выражение некоторой идеи, а не простое механическое размещение сообщений на газетной полосе, это всегда поиск их взаимосвязи, их отношений (разнозначности, подчиненности и т. п.), помогающих читателю разобраться в предлагаемом материале, воспринять образ периодического издания.
Стиль — явление комплексное, охватывающее аспекты содержания и формы.
Применительно к дизайну газеты понятие «стиль» надо рассматривать на нескольких уровнях — как совокупность особенностей «лица» конкретного издания; как «характеристику физиогномического единства» оформления газеты на определенном этапе ее развития; как совокупность особенностей композиции и графики газет одного типа и, наконец, как стиль определенной национальной школы оформления. Стиль — система, которая не может меняться часто; его нельзя намеренно придумать, он возникает нечаянно.
Метод в оформлении газеты — система законов, принципов, правил и система приемов дизайна. Внешнее выражение он находит в стиле. Утверждение стиля всегда связано со стандартизацией внешних форм, распространением их в виде унифицированных шаблонов.
Методы конструирования номера.
Конструкция номера — дело сугубо индивидуальное для каж¬дого издания. Базируется она на выборе определенной системы вер¬стки: вертикальной и горизонтальной, плоской и объемной. Вариантов конст¬рукции номера может быть бесконечное множество, но необходимо иметь в виду, что, выбрав ту или иную конструкцию, следует придер¬живаться ее постоянно. Важным является и постоянство в выборе определенного числа колонок. По некоторым исследованиям, оптимальной шириной ко¬лонки основного текста является около 5 санти¬метров. Максимальная ширина не более 10–11 см.
Некоторые наблюдения по общей конструкции номера:
– принципы верстки должны быть традиционными в рамках одно¬го издания;
– общий объем рабочего текста не должен превышать 2/3 общей площади запечатанного поля, в противном случае есть риск ос¬тавить полосу «слепой»;
– при отработке того или иного экстравагантного приема верстки у читателя должно остаться восприятие нарочитости его применения; он должен понять, что оформитель руководство¬вался собственными задумками, а не верстка вынудила его при¬менить, скажем, «сапог», мощный трекинг или крупный кегль;
– специализированные или рекламные полосы лучше делать в кор¬не отличными от традиционных — то есть вводить новые базо¬вые элементы верстки. Как-то: другое количество колонок (или вообще новую модульную сетку); «свои» шрифты — как рабочие, так и заголовочные; изменить соотношение Заголовок — Подза¬головок — Врубка; новую форму подачи иллюстративного ряда; смелее использовать «воздух»; попробовать новые подложки и т. д.;
– наиболее практичным и гарантирующим недопущение серьезных ошибок при верстке является принцип асимметрии; он может быть достигнут, например, довольно простым способом — отсе¬чением целой колонки справа или слева на полосе. Такой прием можно использовать в качестве некоего рефрена, проходящего сквозь весь номер; особенно эффектен он в многостраничном издании (12–24 полосы);
– рефрен — повторяющийся заметный элемент верстки — весьма же¬лателен для стягивания всей конструкции номера. Он служит организующим началом, а также может выполнять функции не¬коего фирменного знака издания, что обеспечит данному изда¬нию узнаваемость и своеобразие. Это может быть не только «от¬битая» колонка, но и колонтитул, материал на подложке, систе¬ма рисованных заставочных рубрик, особая рамка и т. д.;
– дубликат — принцип «поддержки» какого-либо локального новшества или простого нестандарта. Вы применили на развороте новую заголовочную гарнитуру, и если это начало внедрения но¬вого шрифта в практику ваших заголовков, то нелишне где-ни¬будь на этом же развороте или вообще в номере хотя бы еще один раз применить этот же шрифт. То же самое касается и нео¬жиданной подачи фотографий, новой формы врубок, оформле¬ния графиков и проч.;
– разворот следует рассматривать как единую конструкцию, даже если соседствующие полосы не связаны тематически. Для это¬го верстальщику нелишне иметь «под руками» обе полосы, тем более, что практически все современные графические редакто¬ры (PageMaker, QuarkXPress) имеют такую опцию, как верстка разворотами; исключение в этом правиле могут — и даже должны — составлять рекламные полосы и отдельные рекламные ма¬териалы;
– шрифтовая политика на одном развороте (особенно взаимоот¬ношения Рубрика — Заголовок — Подзаголовок — Врубка — Выде¬лительный шрифт) должна быть если не абсолютно, то, по край¬ней мере, идентична процентов на 90;
– желательно не увлекаться сугубо полосными материалами, а «раз¬бавлять» крупные текстовые куски подверсткой хотя бы одного небольшого материала; оптимальная пропорция крупного и мел¬ких материалов по объему — соответственно 3:2 или 2:3 (эта про¬порция касается и взаимоотношения иллюстративного с тексто¬выми массивами);
– на каждом развороте желательно присутствие хотя бы одного «фирменного блюда» — материала, выделенного как содержани¬ем, так и оформлением.
Виды моделирования периодических изданий.
Тематическая модель — это система подачи содержатель¬ной части периодического издания, которая определяет его ко¬личественную (объем и число материалов), пространственную (размещение материалов в целом по номеру и по конкретным по¬лосам), качественную (жанровую) и временную (периодичность) составляющие текстового и иллюстративного массивов.
Основой тематической модели является рубрикатор (полный список используемых рубрик и система их подачи). Поскольку модель подразумевает относительное постоянство расположения рубрик, то представляется целесообразным раз и навсегда закрепить за определенными полосами определенные рубрики. Не обязательно те или иные рубрики присутствуют в каждом номере. Но периодичность их подачи должна строго соблюдаться.
В процессе подготовки тематической модели следует обратить особое внимание на приготовление т. н. «фирменных блюд». Экск¬люзивная форма подачи даже стандартного материала всегда при¬влекает читателя. Очень привлекательная фир¬менная рубрика существует в «Комсомольской правде» — «Люди, которые нас удивили».
Графическая модель — воплощение тематической модели из¬дания графическими, шрифтовыми и изобразительными средствами. Основой графического моделирования является:
а) конструкция номера в целом и всех его полос по отдельности;
б) шрифтовая политика;
в) подача видеоряда;
г) использование изобразительных средств второго плана (как-то — подложек, рамок, линеек и др.).
Индивидуальность «лица» конкретной газеты определенного типа, целостность газеты достигаются за счет взаимодействия композиции и графики. Различаются материальные средства оформления (бумага, краска, шрифт и т. д.) и структурные (ритм, гармония, композиция). Их взаимодействие на всех уровнях и является процессом оформления газеты. Единство текста, графики и конструкции достигается через единую композицию.
Единство и противоположность функционального и эстетизированного в оформлении периодического издания.
Эстетическая содержательность газетной графики как одного из видов служебной графики имеет специфическое выражение — она рассматривается только в зависимости от того, насколько разрешена конкретная практическая задача, подчас очень узкая в своем утилитарном значении. Дизайнер газеты призван не столько выражать свои эстетические представления о мире, сколько стимулировать один из социальных процессов потребления — процесс восприятия газетной информации.
Модуль газетной полосы
Modulor (лат.) — ритмически размерять.
Модуль в общем смысле — ритмическое постоянство на ос¬нове приемлемых пропорций.
Графический газетный модуль — вычисленный постоянный участок газетной площади определенной конфигурации; совокуп¬ность модулей позволяет конструировать пропорционально вер¬ные построения верстки.
Сетка в общем смысле — плоская поверхность, расчерченная равномерно расположенными вертикальными и горизонтальны¬ми линиями, предназначенными для размещения точек в опреде¬ленной системе координат.
Сетка графическая (в полиграфии) — модульная система, ко¬торая призвана организовывать изобразительный и текстовой материал.
Макетный лист (или просто «макет») в общепринятом понима¬нии тоже представляет собой своего рода сетку, но его задачи принципиально иные, более простые, чем у графической модульной сет¬ки. Макет помогает макетировщику прикинуть на бумаге, какой объем занимают запланированные к публикации газетные материа¬лы, а также служит рабочим чертежом для верстальщика (где и как расположить эти материалы на полосе). В этом смысле макет поло¬сы выполняет те же функции, что и сетка координат на географичес¬кой карте — лишь облегчает ориентацию на местности. Что же каса¬ется модульной сетки, то она, придерживаясь географической ана¬логии, в большой степени сама влияет на построение этой «местно¬сти».
Используемые в российской газетной практике форматы по¬лос серии А базируются на пропорции 1/20,5 (формат А3 — 297 мм х 420 мм), а не на форматах «золотого сечения». Поэтому вычис¬лять графический модуль проще и целесообразнее исходя имен¬но из этой пропорции.
Сетевой график моделирования — это каркас тематической структуры издания. В зави¬симости от возможностей редакции он может быть рассчитан на недельный или месячный цикл. В первом случае регулируется периодичность появле¬ния материалов того или иного отдела редакции, ритм публикации постоян¬ных (ежедневных, еженедельных) рубрик и тематических полос.Сетевой график месячного цикла представляет собой по четыре варианта графика недельного цикла. В результате месячный график более детализирован, более конкретен. Он регулирует периодичность появления того или иного раздела или рубрики.
Процедура разработки графика месячного цикла сложнее, чем недель¬ного. Вначале делается опись рубрик и разделов, некая своего рода инвентаризация тематики за более или менее длительный период. Затем они «сортируются»: отдельно выписываются
1) тематические полосы; 2) постоянные, т. е. выходящие 1–3 раза в неделю, разделы и рубрики; 3) регулярно появляющиеся (1–2 раза в месяц); 4) периодически публикуемые (реже одного раза в месяц) темы. Так создается каталог рубрик и разделов. Сбалансированный каталог служит основой сетевого графика, рассчитанного на месячный цикл.
Типовое макетирование газетной полосы
Типовой макет, или макет-стандарт, — это графическое изображение основных элементов газетной полосы (текстовых и иллюстративных ма¬териалов, заголовочных комплексов, постоянных элементов, разделитель¬ных средств) в соответствии со структурой газеты. Типовой макет может быть выполнен как на обычном бланке, так и на специальных бланках с растровой или цифровой сеткой, которая нужна при передаче компози¬ционных схем по каналам связи.
Структура и композиция периодического издания
Структура номера - принцип размещения и организации
текстовых и иллюстрационных блоков на полосах
Конструирование газеты и предпечатная подготовка к ее тиражированию в типографии призваны создать такой дизайн издания, который предполагает сочетание трех принципов:
1) удобства;
2) экономичности;
3) красоты.
Структура номера определяется в процессе макетирования. Макетирование — это процесс композиционного размещения рисующих элементов (текстовых и иллюстрационных) на формате.
При размещении элементов полосы дизайнер должен руководствоваться следующими принципами:
– подчиненность содержанию;
– единство стиля;
– контрастность;
– пропорциональность;
– направленность;
– экономность и сдержанность;
– экспериментальность.
Постоянные составляющие формы издания
Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе. Газета начинается с заголовочной части, которая может занимать всю ширину полосы или ее часть.
Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линейкой от другого материала или заключают в рамку.
Подборка — материал однородный по теме; его размещают на нескольких колонках и объединяют одним общим заголовком — шапкой. Подборки могут быть тематическими и разнотемными. В подборку чаще всего объединяют небольшие статьи информационного характера (заметки, интервью, репортажи). Подборку заверстывают вверху или внизу полосы и четко отделяют от другого материала. Несколько подборок заключают в рамку. Если в подборке много материала, ее заверстывают на развороте под общей шапкой.
Окно — статья или изображение, прямоугольно заверстанные в верхнем правом углу полосы. Окно отбивают от текста снизу и сбоку жирными линейками.
Фонарь — статья (или изображение), заверстанные в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой статьи должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирными или фигурными линейками.
Подвал — статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя–тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше ј и не меньше ? высоты полосы.
Стояк — статья, заверстанная на две-три колонки по всей высоте полосы.
Уголок — статья или иллюстрация, заверстанные в одном из углов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.
Чердак — крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.
Подверстка — материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ним не связанной.
Объявления заверстывают обычно на последней полосе.
Колонтитулы располагают либо на весь формат полосы, либо внизу с заверсткой в углу на формат одной колонки: на четных страницах — в первой колонке, на нечетных — в последней. Колонтитул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.
Логотип газеты и первая полоса. Специфика первой полосы заключается в том, что на ней изна¬чально остается меньше пространства: логотип съедает значитель¬ную часть полосы. И это понятно: заглавие газеты, включающее в себя собственно название газеты, призыв или адресную посылку, календарные сведения, порядковый и валовый номер, год издания и иногда информацию о цене, учредителе и периодичности, как рек¬ламная вывеска некой товарной единицы, стремится быть ярким, броским, привлекательным. Характерной особенностью лучших логотипов является ори¬гинальность и четкое соответствие формы духу слова или слово¬сочетания, составляющего заглавие.
Постоянство элементов — чрезвычайно важный фактор внешнего вида первой полосы. Типовой набор элементов первой полосы, выделяемых специалистами, таков: логотип; иллюстрация; текстовой блок под снимком; блок мелких информационных текстов; выносы или афишки.
Текстовые колонки, заголовочные комплексы, иллюстрационный материал. Все это называется рисующими элементами полосы.
Колонки. Гигиенические нормы набора диктуют минимальную дли¬ну строки — 45–50 мм, и минимальный кегль — 9–10 для компьютер¬ного набора, и минимальный межколонный пробел — 2–5 мм. Таким образом, для изданий формата А2 оптимальна восьмиколонная разверстка материалов, для формата А3 — пятиколонная, газеты формата А4 чаще всего выходят с тре¬мя колонками.
Заголовочные комплексы. Чтение газет, журналов, еженедельников начинается с просмотра их страниц и беглого знакомства с их заголовками. При этом читатель обращает внимание прежде всего на точные, интересные, метафоричные заголовки. Поэтому лучше всего заголовки, которые не только называют тему, но и как бы комментируют содержание материала. Сегодня в газете часто заголовок становится за¬головочным комплексом: рубрика + заголовок + подзаголовок + врез¬ка + фото или рисунок.
Обыкновенный заголовок. Этот самый распространенный тип заголовка дает представление о содержании материала. Особенно тщательной работы требуют заголовки для заметок. Известно, что самые высокие требования предъявляются к начальному абзацу заметки, где сообщается о новости, со¬бытии. Поэтому часто практикуется вынесение начальной фразы в заголовок заметки.
Заголовок с рубрикой. Такой прием сегодня наиболее широко распро¬странен в повседневной практике газет. Однако помимо традиционных руб¬рик — указателей адреса, проблемы, жанра и т. д. — современная журнали¬стская практика самых различных типов газет разработала и широко пользу¬ется уточняющими рубриками, которые дают возможность избежать «пря¬мого», лобового раскрытия темы.
«Шапка». Заголовок, который объединяет несколько материалов на оп¬ределенную тему, каждый из которых имеет свой заголовок.
«Шапка» тематической полосы с подзаголовками — когда рядом с рисо¬ванным или наборным названием полосы подвёрстывается по высоте (ря¬дом) или по ширине (внизу или вверху) несколько цитат или ключевых фраз из материалов полосы или читательских писем. Этот прием помо¬гает авторам и оформителям сориентировать читателя в проблематике по¬лосы, а при недостатке иллюстраций создает дополнительный зрительный центр и снимает ощущение безликости, серости страницы.
Заголовок с подзаголовками. Чаще всего такой тип заголовка применяет¬ся при подготовке тематических полос, когда на странице необходимо дать большой массив текста при минимальном иллюстрировании. Чтобы вме¬стить весь текст и избежать при этом безликости неиллюстрированной стра¬ницы, обычно прибегают к членению текста на разделы (каждый из которых включает в себя или выступление оратора, или документ собрания, актива, пленума или сессии и т. д.). Эти разделы предваряются подзаголовками.
Заголовок с афишкой. Такой заголовочный комплекс получает все большее распространение. Применяется, как правило, при публикации больших по объему материалов. В афишку автором выносятся пять-шесть главных тезисов, определяющих лейтмотив публикации. Такой прием в газете выступает в двух функциях: как дополнительный авторский комментарий и как зрительный ориентир для читателя. Наиболее эффективен такой прием в аналитических публикациях на морально-этические, экономические темы и в рейдовых материалах.
Заголовок с иллюстрацией. Иллюстрацией в таком сочетании может слу¬жить как репродукция рисунка, так и документальная фотография по теме материала. Однако возможно использование фотографии, штрихового рисунка без точного адреса, но иллюстрация непременно должна перекликаться по теме с содержанием материала.
Заголовок — прямая речь. Этот тип заголовка может быть частью пря¬мой речи как героя, так и автора, обращенной к герою текста или событиям, описываемым в нем. Чтобы этот заголовок действовал эффективнее, он предполагает следующую за ним врезку, в которой продолжается мысль, начатая в прямой речи.
Заголовок — географическое название. В районных газетах очень часто такие заголовки применяются во время сезонных кампаний. Он требует со¬провождения развернутой рубрикой, уточняющей рубрикой или «шапкой».
Заголовок, нарисованный на фотографии. Весьма интересный оформи¬тельский прием. Однако он наиболее действен там, где есть хорошая полиграфическая база.
Рисованный заголовок. Эффектен. Как и предыдущий, он должен применяться там, где есть соответствую¬щая полиграфическая база.
Иллюстрационный материал составляет изобразительный ряд газеты — это, в основном, фотографии. А также рисунки, коллажи, заставки, другие графические материалы.
Определение размеров фотографий зависит от качества самих фотографий, верстки полосы в каждом конкретном случае, а также количества публикуемых фотографий. Следует помнить, что любая полоса, содержащая снимки, монтируется вокруг фотографии. Ре¬гиональные газеты отличаются небольшим (А3) форматом и не очень высоким качеством полиграфии. Поэтому помещать снимки размером в одну колонку не рекомендуется, равно как и искусствен¬но укрупнять размеры фото, если снимок неинтересен по сюжету. При монтаже блока фотографий следует помнить классическую формулу-триаду:
1. Заставка.
2. Крупный план.
3. Общий план.
Не нужно публиковать снимки только «ради пятнышка». Ком¬пьютер предоставляет другие способы избежать «слепых» полос (рисованные заставки в электронных архивах-клипартах, работу с подложками, крупными заголовками и т. д.) Не следует также ув¬лекаться коллажами, а отдавать преимущество документальному динамичному фото.
Разделительные элементы газетной полосы. К ним относятся линейки, плашки, рамки.
Колонтитул. Помещаемый на каждой странице элемент полосы, помогающий читателю ориентироваться в содержании текста на странице. Колонтитулы бывают:
– одноступенчатые колонтитулы — с одинаковыми или однотипными данными на каждой странице разворота;
– двухступенчатые колонтитулы — с разными данными на правой и левой страницах разворота;
– постоянные колонтитулы — с неменяющимися данными;
– переменные колонтитулы — с меняющимися по мере перехода от одной статьи (раздела) к другой данными.
Колонцифра. Элемент полосы, представляющий собой цифру, обозначающую порядковый номер страницы или столбца и помещаемую на верхнем, нижнем или боковом поле страницы.
Колонлинейка. Горизонтальная рисованная или наборная линейка, устанавливаемая вверху или внизу полосы для отделения колонтитула, колонцифры от текста или для украшения полосы.
Выходные данные периодического издания. Составная часть выходных сведений, включающая следующие данные: имя или название учредителя издания и его адрес и телефон; имя главного редактора; данные о выпускающей бригаде; дату подписания издания в печать; способ печати; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название полиграфического предприятия и его почтовый адрес
Взаимосвязь структуры и композиции
Виды верстки
Прямая (брус¬ковая): каждый материал имеет четырехугольную форму. Ломаная (ступенчатая): колонки различной высоты образуют формы «флаж¬ков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, ломаная верстка — сегодня редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущест¬во — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступнос¬ти, удобочитаемости.
Как правило, многие редакции страшит верстка «сапогами», и это в значительной степени оправдано. По крайней мере, верстая прямоугольниками, риск допустить оплошность сводится к мини¬муму. Тем не менее, разумное использова¬ние «сапогов» «облегчает» прямоугольную заформализованность, освежает внешний вид полосы.
При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых гори¬зонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, чаще встречается горизонтальная верстка с верти¬кальными пересечениями или вертикальная с горизонтальными пересечениями. Контрастные противо¬поставления такого рода создают на полосе живые, динамичные компо¬зиции.
Симметричную верстку образует такое рас¬положение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной.
Асимметричная верстка больше соответствует многотем¬ной и многожанровой природе газеты, требованиям разграничения в ней главного и второстепенного, материалов на внутреннюю и международ¬ную тематику и т. п. Она и экономичнее во времени, так как избавляет от скрупулезных расчетов площадей и объемов, от подгонки каждого материа¬ла под определенный размер. Элемент контрастно¬го оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.
Плоская и объемная верстка.
Плоская верстка - это тип верстки, когда все элементы полосы визуально лежат в одной плоскости. Используются плашки, линейки, другие графические элементы, оживляющие страницу. Иногда используется цвет. Применяется в «серьезных» газетах.
Объемная верстка характеризуется активным использование средств, придающих странице газеты объемный вид. При таком виде верстки смело используется поворот текстов, используются различные подложки, активно используются нарисованные рукой художника графические элементы. Активно используются цветные плашки и полноцвет. Это очень сложный вид верстки. Здесь требуется, прежде всего, хороший вкус, высокая квалификация и большие трудозатраты. К примеру, газета «СПИД-инфо».
Удобочитаемость и эстетика оформления полосы
К новым тенденциям в эстетике и оформлении российских газет, связанные прежде всего с применением современных технологий при выпуске периодических изданий, можно отнести такие, как типографизацию, визуализацию, просветленность, плакатность, моделирование композиции и графики, повышение шрифтовой культуры, развитие заголовочного комплекса и др.
Графические контрасты в газете: контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, контраст черного и белого. Цветовые и размерные контрасты — эффективное средство в руках уме¬лого оформителя, позволяющее газете приобрести привлекательную для читателя выразительность.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество. Другой ответ
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- 4 Концепции свободы печати:
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- I. Регулирование прав собственности: вещание и пресса
- II. Новые коммуникационные технологии и услуги
- 1. Общий принцип
- 2. Принципы, касающиеся цифрового вещания
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- I. Информационная безопасность Российской Федерации
- II. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- III. Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации
- IV. Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 1. Структура системы сми: общая характеристика
- 2. Типология сми
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 1. Истоки понятия
- 2. Сущность изменений
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми. Другой ответ
- 18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми. Другой ответ
- 22.Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24.Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 25.Электронные технологии в журналистике. Другой ответ
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 27. Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны. Другой ответ
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30. Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.
- 31.Система методов журналистского творчества.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Для уважения прав и репутации других лиц;
- Для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
- Обосновано необходимостью развития демократии в обществе.
- Глава I. Общие положения
- Глава II. Организация деятельности средств массовой информации
- Глава III. Распространение массовой информации
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 42.Права собственности в сфере сми. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.
- Глава 4. Владелец, издатель, вещатель, редакция
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
- Статья 1255. Авторские права
- Статья 1294. Права автора произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства Статья 1295. Служебное произведение
- Статья 1297. Программы для эвм и базы данных, созданные при выполнении работ по договору
- Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту
- Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- 46.Судебная и общественная защита свободы сми.
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- Правила работы журналиста в горячей точке
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- Вопрос 15. Органы этического регулирования журналистской деятельности
- Кодекс профессиональной этики российского журналиста
- Международные принципы профессиональной этики журналиста
- Кодекс профессиональной этики журналиста
- I. Принципы профессиональной этики журналиста
- II. Нарушения норм профессиональной этики
- III. Возложение отвественности
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52. Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми,
- 55. Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.
- 56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.
- Пример построения квотной модели выборочной совокупности, %
- 57. Социология в авторской журналистской работе.
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 60 Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Другой ответ
- 1.33. Фразеологические выражения
- 61 Функционирование морфологических форм речи.
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64 Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 64. Виды текстов и особенности работы редактора над ними. (другой ответ)
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине 18 века. Другой ответ
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 67.Журналистика первой четверти 19 века. Другой ответ
- 68.Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69.Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 70.Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы х1х века). Эпоха реформ и печать.
- 71 Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72.Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 73 Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74.Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78.Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы. Другой ответ
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми.
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- 93. Сми Франции: основные вехи развития и особенности.
- 94. Сми Германии: основные вехи развития и особенности. Газеты и журналы
- Телевидение и радио
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.
- 95. Сми развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности. Другой ответ.
- 96. Мировые сми в годы «холодной войны».
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.