logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.

Античные ораторы и развитие европейской публицистики.

Риторика возникла как особый вид словесной деятельности в античности. Предпосылкой ее возникновения был принцип состязательности, лежавший в основе греческой культуры (агон). Переломный момент в истории Древней Греции наступил, когда впервые были записаны законы, - при архонте Драконте, в 621 г. до н.э. (отсюда “драконовы”, или “драконтовы меры”, т.к. это были очень жестокие законы). И вот тут вступает в дело устное слово. Солон создал суд присяжных. Судьями могли быть любые свободные граждане Аттики. Число судей достигало около 200 человек. Публичное слово обрело неведомую доселе роль. (Суд присяжных выродился в период Пелопонесской войны). В Афинах в суде решались не только межличностные проблемы, но и государственные. Вопросы, непредусмотренные законом, тоже решались в суде. Чтобы защитить свое право, нужно было владеть публичным словом. Публичное слово в результате реформ Солона стало частью государственной системы. Благодаря потребности научить граждан владеть публичным словом, появляются первые учителя - софисты. Самыми знаменитыми софистами 5 в. были Протагор из фракийских Абдер, Продик с острова Кеоса, Гиппий из Элиды и Горгий из сицилийских Леонтин. Софистика опрокидывала привычное для грека представление о законе и традиции и вводила новую концепцию человека, рассматривая в нем природу как постоянное, неизменное начало, а обычаи, привычки - как изменчивую условность.

Наряду с деятельностью софистов в Афинах пользовался славой кружок Сократа (470-399). Главной целью Сократа было не дискредитация общественных представлений о морали, а попытка сохранить их с помощью новой аргументации. Сократ утверждал автономную нравственность, послушную внутреннему голосу индивида. Влияние Сократа на литературу сказалось лишь в 4 в., софистика, напротив, уже в 5 в. определяла развитие аттической прозы.

Начало обучения ораторскому искусству и составления соответствующих пособий античная традиция связывала с теми судебными процессами, которые сопутствовали падению тирании в Сицилии (467). В то же время 2 сицилийских ритора - Корак и Тисий - выпустили сборник “общих мест”, хрестоматию готовых примеров для заучивания, чтобы вставлять их в произносимую речь, и теоретическое руководство, которое давало рекомендации относительно самой структуры ораторских выступлений. Это первое обобщение ораторского опыта подчинило ораторскую речь обязательным для всякого художественного произведения требованиям цельности и законченности. Она должна была иметь начало и конец, и главная ее часть расчленялась на 2 четких раздела: повествование, в котором излагались события, и спор, где предлагалось доказательство своего мнения и опровержение противного.

Оратор все время искал новые средства эмоциональной экспрессии и черпал их прежде всего в эпической поэзии, которую хорошо знал любой грек. Поэтическими по своему происхождению были такие приемы, как повторение общих мест (топосов), кочующих из речи в речь, или этопея (воспроизведение характера) - обрисовка типа, выделяющая лишь общие, характерные для целой категории людей штрихи и опускающая все частное, индивидуальное. Софистическая педагогика превратила эти естественно сложившиеся тенденции в нормативные правила и тем повысила выразительные возможности ораторской прозы.

Горгий и Фрасимах не только продолжили дело Корака и Тисия, составив новый свод образцовых речей и новое руководство, но и существенным образом изменили само звучание ораторской речи, внеся в нее упорядоченную плавность и ритмичность. Горгий ввел фигуры речи (антитезу, равночленность и созвучие окончаний), Фрасимах “изобрел” период, сложную синтаксическую конструкцию, известную в греческой прозе и до него, но превращенную им в художественное средство, придающее речи ясность, ритмичность и законченность.

Первые дошедшие до нас прозаические сочинения на аттическом диалекте тесно связаны с Пелопоннесской войной (последняя треть 5 в.) между Афинами и Спартой. В это время в Афинах произошло 2 олигархических переворота (411, 404), в результате которых утвердилась демократия (до македонского завоевания). Наиболее примечательны речи Лисия и “История Пелопоннесской войны” Фукидида. Лисий вступил на ораторское поприще как обвинитель олигарха Эратосфена, повинного в гибели своего брата (речь 12). Сочинял по заказу клиентов судебные речи, был логографом. Основное средство убеждения в его речах - логика и факты. Повествовательная часть судебной речи (диэгеза) превращается в воссоздание всей ситуации событий. Для Лисия свойственна типизация человека: со знаком плюс или минус. Лисий создал искусство этопеи, обрисовки характера. Из изображения деталей быта рождается характер, который не всегда соответствует действительности, так как на первом плане стоят общие черты. Рождается художественный образ, базирующийся на реальных фактах, но несколько отличный от действительности. Искусство характера в античной литературе мало разработано, поэтому наследие Лисия особенно значительно. Наибольшие последователи Лисия - римляне: Юлий Цезарь, Брут.

Прославленные ораторы того периода: Антифонт, Андокид, Лисий.

После завоевания Греции Македонией наступил новый период эллинизма, тогда выделились 2 ораторские школы: 1) аттицизм (Лисий), 2) азианство (Исократ).

Исократ создал нормативную греческую прозу. Формирование взглядов Исократа происходит в иную эпоху по сравнению с Лисием. В 404 Афины потерпели поражение в Пелопоннесской войне. Были разрушены стены Афин и вместе с ними миф о перикловых Афинах (когда народовластие считалось лучшей формой правления). Исократ формировался в русле классической Греции, но стал писателем нового времени - эллинизма. В это время трагедия и поэзия отодвинуты на задний план риторикой и комедией. Человек для эллинов - лишь песчинка в государстве, не несет никакой ответственности за социум, а с другой стороны, он может быть раздавлен государством. Исократ берет на себя роль моралиста, задачу возродить нравственность. В своих публицистических произведениях он строит теоретические схемы, хочет осмыслить историю, сделать на этой основе какие-то рекомендации на будущее. Т.е. он - теоретик- аналитик. Вместе с тем он журналист, писал открытые письма, обличения. Стиль его публицистики аналитичен. Обозначены только контуры предметов, но зато выделены и подчеркнуты связи между ними. Так как Исократ взял на себя роль моралиста, ему свойственны также назидание и увещевание. Главное в его ораторском искусстве: провозгласить тезис, свести его на нет и прийти к другому тезису. Метод: система бинарных оппозиций. Самая распространенная антитеза у Исократа - прошлое - настоящее. Прошлое всегда идеально, достаточно сопоставить с прошлым современных правителей, и они покажутся отвратительными (речь “Ареопагитика”, утопия правления в доперикловых Афинах). Исократ создал хрестоматийное сочинение для журналистов - “Эвагор”. Эвагор, кипрский тиран (365). Исократ создает образ идеального правителя, это начало нового жанра - жития. Структура, предложенная Исократом, сохранилась и по сей день: описание предков (предки Эвагора - дети Зевса), описание благостного детства (ребенок изначально добродетельный, гениальный), прославление деятельности (качества народного вождя, качества государственного деятеля, качества опытного полководца).

Демосфен (384-322) - самый известный оратор греческой софистики. Образец ораторского искусства для последующих поколений. Сформулировал моральную сентенцию, характерную для журналистики, но сам нарушал ее: в тех политических условиях он вынужден был не всегда говорить то, что думает. Трагическая фигура. Он вступил в титаническое единоборство с царем Филиппом. Одна из речей Демосфена поразила самого Филиппа. Демосфен - сторонник демократии. Первые его выступления - против его опекунов, растративших наследство, оставленное его отцом. Он выиграл процесс, но не получил ничего, кроме морального удовлетворения. Зато получил профессию логографа. Стал оратором в силу жизненных обстоятельств. У него не было для этого данных: заикание, нервный тик, частое, короткое дыхание. Демосфен преодолел свои недостатки. Он стал судебным оратором, возглавил в Афинах партию народовластия, защитников реально существовавшей в Афинах демократии.

“Филиппики”: Филипп Македонский обладал всевластием. У Демосфена не было ничего, кроме власти слова. Демосфен знал диктат толпы, вынужден был угождать ее вкусам. Его речи не нравились Деметрию Фалерскому соей неэстетичностью, “угождением народу”. Но Демосфен говорил более откровенно с толпой, чем другие ораторы, умел увлечь аудиторию своим душевным волнением (пафосом). Мог порицать толпу, если надо.

В Афинском суде он исполнял роль министра иностранных дел, хотя не занимал официальной должности. Он прекрасно разбирался во внешней политике, играл роль советника и даже посла. Т.е. он был не только оратор, но и публицист, аналитик, дипломат и решительный человек. Плутарх писал о том, что Демосфен взял большую взятку. Вину его не доказали, но он не оправдывался, и таким образом на нем осталось пятно.

Основная коллизия в жизни Демосфена - единоборство с Эсхином, актером, оратором. Главная речь - о предательском посольстве. Демосфен обвинил уже известного Эсхина в том, что тот продался Филиппу, так как тот не сумел заключить нужный для Афин мир. Греки потеряли Фермопилы. Но доказательств у Демосфена нет, его обвинения носят только моральный характер, но такие обвинения как раз сложнее всего опровергнуть. В свои речи о высокой политике Демосфен включал и низменные жанры народной смеховой культуры: инвективу, поношение, обличение, божбу.

Аристотель - автор “Риторики”, теоретик ораторского искусства.

Цицерон Марк Туллий (106-43) получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере, хотя его надежды на долговременное примирение интересов горожан высших и средних классов не оправдались. Во время гражданской войны он поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря он выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, т.е. объявлен вне закона и предан смерти. Как и многие ораторы, он писал стихи и книги по риторике, философии. Наиболее яркие труды: “Брут”, “Трактат об ораторе”, “Оратор”. Объединяющая их идея - для оратора необходима широкая культура, Цицерон создает в своих трудах идеал оратора.

Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности (речи Демосфена, диалоги Цицерона), существенные элементы п-ки содержатся в сатирах Аристофана, Ювенала, Лукиана, трудах историков, биографов. Ораторские формы Публицистика получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

Горгий . Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя, Горгий был одним из первых ораторов нового типа — не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». «Мудрость» их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия — совещательный, эпидиктическнй и судебный.

Лисий. Вершина в жанре судебного красноречия. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи — например, надгробное слово. он заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы.

Исократ. Вершина в жанре торжественного красноречия. Как мастер красноречия, Исократ считался в древности высшим авторитетом — о популярности его произведении говорит большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. Его литературное наследие ближе всего стоит к тому, что мы сейчас называем публицистикой. Бесспорная заслуга Исократа состоит в совершенствовании стиля письменной речи.

Демосфен. Вершина в политической речи. В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным.