logo search
ИТОГ вопросы ответы к госам (1)

47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.

Международное гуманитарное право – система юридических норм и принципов, применяемых в период вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение определенных средств и методов вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международную правовую ответственность за их нарушение.

Международное государственное право действует только в условиях вооруженного конфликта, как международного, так и немеждународного характера.

Международное гуманитарное право – это отрасль международного публичного права, действующая только в период вооруженного конфликта.

Гаагское право.

2. Женевское право (собственно ГП).

1864 год – Женевские конвенции были приняты и состояли из десяти статей. Анри Дюнан и другие члены Красного Креста заботились в первую очередь о воюющих.

Массовая ратификация первых женевских конвенций – 1876 год, когда под этими документами подписались 27 государств. Первый пересмотр Женевской конвенции – после русско-японской войны. Новые законы, связанные с морскими сражениями. Первый серьезный пересмотр конвенции после первой мировой войны. Война показала, что основные положения конвенции не соблюдались. В 1929 году Женевские конвенции расширялись – дополнялись некомбатантами. Вторая Мировая война стала общечеловеческой катастрофой. 1949 год – конвенция снова пересматривалась. 1949 год – конференция в Женеве. Конвенции, принятые на ней, действуют до сих пор. Женевское право направлено на защиту людей, комбатантов (военных) и некомбатантов.

Гаагское право – уточнение методов и средств ведения войны. В 1863 году Россия выступила с инициативой ограничения методов и средств ведения войны. Не использовать снаряды, производящие воспламеняющий эффект, пули со смещенным центром тяжести и разрывные пули. Собственно гаагское соглашение было подписано в 1899 году в Гааге. Первый пересмотр в 1907 году, второй в 1925 году. Толчком стали авиация и химическое оружие, активно использующиеся в годы Первой Мировой войны.

1954 год – конвенция ЮНЕСКО о защите культурных ценностей.

1972 – запрет на использование бактериологического оружия.

1980 – запрет на использование некоторых групп стратегического оружия.

1993 – Парижский договор о запрете химического оружия.

В наше время Женевские конвенции ратифицированы 187 государствами. В 1949 году Женевское право состоит из четырех конвенций: о защите раненых на суше, о защите раненых на воде, о защите военнопленных и о гражданском населении.

Пересмотр. 1977 – дополнен двумя маленькими дополнительными протоколами: о гражданском населении и о немеждународных конфликтах. После Второй Мировой войны участились локальные конфликты, немеждународные военные столкновения. За последние 3400 лет на Земле только 250 лет были мирными, когда во всем мире не было войн. За пятьдесят лет после Второй Мировой войны – не менее 73 вооруженных конфликтов во всем мире, в основном, локальные конфликты.

Женевская конвенция – 4 конвенции, 429 статей, 2 дополнительных протокола – 128 статей. Всего 557 статей.

Защита журналистов на войне.

МККК следит за соблюдением принципов МГП.

Принципы деятельности МГП:

1) гуманность; 2) беспристрастность; 3) нейтральность; 4) независимость; 5) добровольная служба; 6) универсальность.

МККК финансируется швейцарским правительством. Основная цель – оказание медицинской и гуманитарной помощи народам, пострадавшим в ходе конфликтов.

Кроме представителей МККК в зоне военного конфликта могут находиться представитель ООН и ОБСЕ, а также неправительские добровольческие организации.

Виды помощи, оказываемые журналистам в ходе вооруженного конфликта.

Журналист может подвергаться опасностям войны, как любой гражданин, гражданское лицо. Он может стать жертвой незаконных действий со стороны властей, террористов, правоохранительных органов и так далее.

Статья 13 Гаагского положения о законах и обычаях войны. 1899-1907 год. Упоминания о военных корреспондентах. Женевская конвенция 27 июля 1929 года.

1949 год – серьезный пересмотр принципов МГП, в том числе принципов деятельности военного корреспондента.

Журналист, попавший в плен, приравнивается к военнопленным, но имеет особый статус.

Июнь 1977 года – принимаются два дополнительных протокола к Женевской конвенции. Статья 79 дополнительного протокола №1. Журналист, находящийся на территории военного конфликта, пользуется правами гражданского лица. Необходимость удостоверения личности для журналистов на войне.

После второй мировой войны ООН предложила ввести специальные опознавательные знаки для журналистов, создать базу данных военных журналистов, вести особый учет. Если журналист становится комбатантом, он утрачивает статус гражданского лица.

Вопрос о свободе перемещения журналиста в зоне вооруженного конфликта. С одной стороны, нигде не говорится, что журналист может свободно перемещаться в зоне вооруженного конфликта. С другой стороны – индивидуальные меры военного руководства (комендантский час и другие). В некоторых случаях вводится аккредитация журналиста.

Журналист может обвиняться в шпионаже. Наличие международного удостоверения может в какой-то степени обезопасить журналиста от такого обвинения.

Использование совершенной техники, шпионских портативных ТВ-камер.

«Эффект CNN» - психологическое воздействие трансляции ужасов войны. Это часто толкает политиков на необдуманные решения. Спец эффекты.

В Великобритании существуют специальные школы подготовки военных репортеров. 1995 год – первая официальная попытка в России. Издается книга «Горячая точка».

Каким может быть правовой статус российского журналиста, отправившегося в зону военного конфликта:

1) статус гражданина РФ, находящегося вне места прописки (обычно для стрингеров);

2) статус журналиста независимого СМИ;

3) статус так называемого военного корреспондента (журналист, взаимодействующий с властями).

Если война официально не объявлена, ситуацию сложно классифицировать. Это неудобство для журналистов.

Информационные блоки должны освещать военные события.

Национальные конфликты во времена распада Советского союза. Конфликты в Карабахе, Таджикистане, Приднестровье – о них старались говорить поменьше. Во все горячие точки посылались съемочные группы, но они освещали мало и в традициях советской журналистики: в лако-красочных тонах. Было всего два канала и они подчинялись Кремлю, а Кремль не всегда имел позицию по существу, по нормальному: если мы не знаем, что сказать об этом, то лучше на эту тему и не говорить, а если и говорить, то цитировать ИТАР-ТАСС.

Невзоров: он находится в событии, «репортаж из окопа», 600 секунд, но иногда информация была недостоверной. Пример Невзорова был заразителен.

Исчезновение в Югославии двух военных корреспондентов Первого канала. Становится понятна вся опасность журналистской работы. Военная журналистика не нашла своё место ни в одной из информационных структур главного российского телеканала.

1999 – особый этап развития военной журналистики. В связи с войной в Дагестане, бомбардировкой Белграда, началом второй чеченской компании, иранского кризиса.

Многие говорят, что в военной тематике нет освещения военного конфликта. Это и дипломатия, реформы в армии, развитие вооруженных сил России и зарубежных стран, проблема развития военно-промышленного комплекса. Но тогда журналист должен иметь дополнительные знания: ориентировка в той области, освещением которой он занимается, например, экономика.

«Итоги» Евгения Киселева на НТВ, «Время» у Доренко на ОРТ, «Зеркало» Сванидзе на НТВ, «Дни» Невзорова на ОРТ – аналитические программы, занимались освещением военной тематики. Рассматривались военные проблемы более основательно, чем это делалось в информационных блоках.

Взлет военного телерепортажа – конец 94 – начало 95 года: НТВ подавило своих конкурентов. Тогда это молодая и хорошо финансируемая телекомпания. Репортажи с чеченской войны. Первый и Второй канала, однако, даже и не думали о серьезной конкуренции. Где-то с 96 года НТВ стало уделять серьезное внимание чеченской войне. Единственная компания, которая рассказывает о войне в Югославии – НТВ. Материалы НТВ о чеченской войне считали прочеченскими. Некоторые журналисты шли со стороны боевиков.

ВО время штурма Грозного было легко освещать события, например, руководство Чечни поставило перед полевыми командирами задачу быть открытыми и содействовать журналистам. Во время первой чеченской компании работать было сложно. Некоторые корреспонденты НТВ работали в отрядах боевиков.

Взлет жанра военного репортажа – конец 94-начало 95 года. Для военных репортажей важен экшн. Большим испытанием для телевизионной журналистики стала Чечня, особенно первая чеченская компания. Журналисты обвиняли военных в ограничении свободы слова. Военные обвиняли журналистов в том, что они дискредитирую российскую армию и помогают врагу.

Открытость информации.

То, что связано с армией и военно-промышленным комплексом, являлось военной тайной. Большинство журналистов, которые решили заняться военной журналистикой, стали известны в период гласности.

«Военная тайна», «Забытый полк» - информационная поддержка ФСБ и Минобороны.

Пресс-служба Северо-кавказского военного округа руководила освещением второй чеченской компании.

Иностранных репортеров отсекли пресс-офицеры. Контроль над журналистами. Они могут находиться только при наличии разрешения и в сопровождении офицера.

В Москве для влияния на иностранных журналистов создается корпус под руководством Сергея Ястржембского (помощника Президента). Уточнение спорной информации.

Информация была дозированная.

В информационный центр часто приглашались генералы, политики, их сведения часто носили обтекаемый характер и были малосодержательными.

Журналисты пробирались в горы, в осажденный Грозный и собирали информацию. Часть западных журналистов, стрингеры.

Боевиков начал раздражать тон журналистских материалов, так как их называли бандитами.

Поэтому информация во время второй чеченской компании шла с федеральной стороны.

Пытаются установить тотальный контроль над журналистами. Похищение журналистов боевиками.

Журналистам помогали личные контакты с офицерами бывших частей. Иногда контроль над съемочными группами утрачивался.

Возрастает количество патриотических материалов, связанных с освещением второй чеченской компании.

Журналистов стали возить на одни и те же события: на вертолете, автобусе. Это было и у американцев (Буря в пустыне) и в Югославии.

2000 – затопление Курска. Стали говорить о разделении журналистов на своих (работающих на государственные СМИ) и чужих. Право на равное получение информации журналистами было нарушено. На место гибели подлодки была допущена команда РТР. Трудность работы журналистов с армейскими и флотскими пресс-службами.

В поселок, откуда подлодка ушла в последний поход, пускали сначала только группу РТР – скандал. Военный флот в Москве и в Мурманске давали противоречивые комментарии.

Телекомпании обращались к проблемам армии. ТВ6 – «Забытый полк» (сначала выходил на НТВ). Концерт по заявкам для военных. Главной темой программы Кириченко была тема солдата. Не приглашал экспертов, отставших от жизни. Проблема солдата любой войны, не обсуждались текущие конфликты. По словам Кириченко, передача создавалась без оглядки на зрительский рейтинг. Окопники не имеют права выбирать, они просто выполняют свой долг. Говорилось о ветеранах недавних войн.

Были программы сенсационного содержания, например, «Военная тайна».

Говорить о проблемах современности, коррупции, дедовщины сложнее, чем о событиях прошлых лет.

Говорили, что в период первой чеченской компании работа с прессой была неполностью организована. Трошев и другие генералы приходят к выводу, что информацию нельзя сводить до минимума, так как тогда будут использоваться сомнительные источники информации или разные слухи, домыслы. Недостоверная информация может помешать протеканию конфликта.

Генерал Трошев: «Моя война: чеченский дневник окопного генерала», Свидетельствует о том, что силовики боялись журналистов.

Страх военных перед журналистами, пренебрежение общественным мнением, презрительное отношение к журналистской профессии – вот основные причины неорганизованной работы с журналистами.

Опрометчивая работа с журналистами: цензура и сокрытие информации.

Подходы к военной журналистике: Дуайт Эйзенхауер «Крестовый поход в Европу. Военные мемуары». Решил посвятить журналистов в свои военные тайны, так как домыслы журналистов, находящихся в действующей армии опасны. Никаких рискованных сообщений отправлено не было. Корреспонденты испытывали страх даже перед косвенным раскрытием секретов. Никакой информации, ценной для врага, не появилось. Журналисты несли ответственность.

Журналисты, профессиональный долг которых – находиться там, где происходит вооруженное столкновение, и принимать непосредственное участие в освещении этих событий, нормами международного гуманитарного права (МГП) рассматриваются как гражданское население и лица, которые оказались на территории вооруженного конфликта. Нормы МГП говорят о том, что гражданские лица могут потерять право на защиту, предоставляемую МГП, если они вступают в вооруженные формирования, если они берут в руки оружие и даже если они находятся рядом с различными военными объектами, поскольку в этом случае никто не сможет гарантировать им жизнь, так как военные объекты будут подвергаться нападению в первую очередь. Главной международной гуманитарной организацией, к чьим функциям относится контроль над соблюдением норм МГП, является Международный Комитет Красного Креста (Полумесяца). Наряду с МККК в зонах вооруженных конфликтов часто работают и другие международные организации, с которыми приходится сталкиваться журналистам. Это миротворческие силы ООН, это Организация безопасности и сотрудничества в Европе – ОБСЕ, это такие неправительственные международные гуманитарные организации как “Врачи без границ”, “Международная амнистия”, “Репортеры без границ”, миссии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и ряд других неправительственных организаций, цель которых – оказать содействие в первую очередь гражданскому населению, которое вовлекается в вооруженный конфликт. Существует несколько видов защиты, предоставляемой МГП журналистам. Статья 79 Дополнительного протокола № 1 регламентирует защиту, предоставляемую журналистам. Следует обратить внимание на первый и второй параграфы данной статьи, которая говорит о предоставлении защиты журналистам как гражданским лицам. Дело в том, что после второй мировой войны ООН со своей стороны предлагала установить определенные положения о защите журналистов. В частности, ООН предлагала сделать специальные опознавательные знаки для журналистов, ввести определенный учет журналистов, создать базу данных, создать международную организацию, которая могла бы регулировать направление журналистов в различные “горячие точки”. Однако сами журналисты, многие международные журналистские организации выступили против инициатив ООН. Одной из причин, почему журналисты были против такой защиты, являлось опасение, что подобная защита на самом деле будет определенным инструментом давления на журналистов, будет препятствовать их профессиональной работе в зоне вооруженных конфликтов. Надо сказать, что эти опасения были небезосновательны, поскольку огромное количество примеров на международном уровне подтверждали, что осуществлялись попытки не допускать журналистов к освещению тех или иных проблем, связанных с вооруженным конфликтом.

При стабильной ситуации и мирной жизни для защиты различных прав человека применяется национальное законодательство отдельно взятого государства. Но когда идут вооруженные конфликты, законодательство, рассчитанное на мирную жизнь, не может быть применено, поскольку война может ограничить права человека или помешать их осуществлению. В такое время вступает в силу законы международного гуманитарного права, которое состоит из двух разделов: “Женевское право” и “Гаагское право”. Основанные на всемирно признанных нормативных актах, они защищают интересы каждого индивидуума. В смысле собственно нормотворчества международное гуманитарное право началось с первой Женевской конвенции, которая была принята в 1864 г. на заседании Комитета Красного Креста, в присутствии представителей 16 стран мира.

“Женевское право” охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в боевых действиях. Оно состоит из четырех Женевских конвенций 1949 г. и двух Дополнительных протоколов к ним 1977 г., которые составляют свод положений, насчитывающий около шестисот статей, которые представляют собой систему правил, нацеленных на защиту индивидуума во время вооруженных конфликтов. “Гаагское право” обуславливает права и обязанности воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба. Это право явилось, в основном, результатом Гаагских конвенций 1899 г. В него входят положения, относящиеся к статусу военнопленных, раненных, лиц потерпевших кораблекрушения во время военных действий на море и гражданских лиц на оккупированных территориях и т. д.

В одной из статей Женевской конвенции говорится о правах журналистов, находящихся зонах военных действий: “Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, должны рассматриваться как гражданские лица и пользоваться защитой в качестве таковых. Журналист может получить удостоверение личности, подтверждающее его статус журналиста”. Данная статья является фундаментальной базовой основой права журналиста в “горячих точках”. После принятия 4-й Женевской конвенции также были предложены некоторые протоколы к ней, касающиеся журналистов. Например, протокол о том, чтобы журналисты в зонах военных действий носили отличительные эмблемы. Окончательно этот протокол еще не принят. Вся конвенция в целом рассматривает журналиста как гражданское лицо.